«О нашей смерти объявят по радио» - КАК ПРОВОДНИК ПОМЕШАЛ БАКИНЦУ УБИТЬ ФРАНКО - ФОТО
- Кое-как хожу с помощью ходунка, нога сломана в семи местах. Еду мне готовят, покупают лекарства. Не знаю, чтобы я делал без этих женщин. Всех троих я очень люблю. Часто шучу с ними, говорю, жаль, что мужья вам не разрешают и по ночам за мной ухаживать…
Сказал дядя Юра и рассмеялся. Юрию Владимировичу Ермакову 97 лет, он коренной бакинец. Родился в 1923 году в городе Баку, на улице Лебединского. Его дед был нефтяником, а отец государственным служащим.
- Я точно не ошибусь, если скажу, что улица Лебединского была самой интернациональной в городе Баку. Затем ее переименовали в улицу Чкалова, а сейчас, если мне не изменяет память – это улица Ниязи. Целыми днями мы гоняли во дворе мяч, домой возвращались только затемно. Если честно, я не был прилежным учеником в школе, мать буквально силком отправляла меня в школу, но я все равно умудрялся сбегать с уроков. Сколько моим родителям приходилось выслушивать жалоб на меня… (смеется).
Человек- история. Я только от него впервые узнал, что перед Девичьей башней в те времена было четыре бассейна: два из них были предназначены для мужчин, один – для женщин, один – для детей…
- Современный бульвар был пляжем, мы купались в бассейне, а потом бежали в море. Бывало, что на проспекте Сталина (сейчас – проспект Нефтяников) проводились велосипедные соревнования. А самым моим любимым времяпровождением было сооружение паруса и плавание в море. У нас было прекрасное детство.
Юра рано потерял отца, возможно, поэтому он довольно рано остался без должного надзора, бросил школу после 7-го класса. Его сосед был часовщиком, и маленький Юра часто заходил к нему, где мог подолгу наблюдать за его работой.
- Иногда я даже забывал пообедать, настолько меня завораживала его работа. Я задавал много вопросов, он всегда терпеливо меня выслушивал и отвечал на все мои многочисленные вопросы.
Впоследствии в жизни ему очень пригодится этот полученный в детстве опыт, даже изменит его жизнь. Но пока он об этом не знал.
- Телевизоров в то время еще не было, даже радио было не в каждом доме. В различных местах города были установлены громкоговорители, с помощью которых сообщали новости.
Одна из таких установок располагалась на улице Чадровой (ныне – улица Мирзаага Алиева). Мы ходили туда за инжиром. Как -то раз сообщили, что в Испании началась война. Мы с моим товарищем Петром Поповым внимательно слушали эту новость. Вечером мы приняли решение отправиться в Испанию. Я сказал Пете, что мы должны убить генерала Франко и вернуться героями (Смеется). Как сейчас помню, Петя сказал: «А если мы погибнем, кто сообщит нашим родителям?», а я ответил: «Петя, ты что, дурак? Конечно, объявят по радио, и весь мир будет о нас говорить».
Вот так мы и собрались, завязали свои пионерские галстуки и отправились на железнодорожный вокзал. Взяли с собой черный хлеб и немного продуктов.
Так, Петя с Юрой оказались на Сабунчинском железнодорожном вокзале. Ждали отправки поезда Баку- Москва и как только поезд тронулся с места, они запрыгнули в один из вагонов.
Дядя Юра рассказывает:
- Все шло хорошо, мы были просто счастливы. Сначала собирались посмотреть Москву, а потом, немного отдохнув, отправиться в Испанию. Мы даже составили некий план, в Москве к нам должны были присоединиться пионеры – единомышленники.
Мы соберем большой отряд и избавим испанских детей от тирании Франко. А командиром отряда должен был стать я. Неожиданно наши грезы прервал резкий голос проводника, который к тому же был страшным. Куда собрались? – спросил он. Мы ответили, что в Испанию, на войну. Он ничего не понял и попросил нас предъявить наши билеты, а их не было, конечно.
«А деньги у вас есть, чтобы уехать из Москвы в Испанию, а испанский вы знаете?». Мы снова ответили, что нет. Помню только, как он нас за уши высадил на одной из станций и пробубнил вслед, - сначала выучите испанский, потом поедете.
…Разочарованные они вернулись в Баку, дома их сильно отругали. После этого случая, мать, сутками бесцельно слоняющегося по улицам города Юры, оставляет его у часовщика в качестве ученика.
- В то время на улице Базарной (проспект Азербайджана) в одноэтажном здании располагалась «Артель им.5 декабря», где были различные небольшие ремесленные мастерские. Сейчас там находится ЦУМ. К счастью я быстро овладел этой профессией, с 15 лет я занимаюсь этим ремеслом. Тогда носить часы считалось очень престижным. Мы не только ремонтировали часы, но и реставрировали, особенно те, которые остались с царских времен. Были и очень дорогие часы с выгравированными изображениями императора и двуглавым орлом.
Клиент буквально умолял реставрировать эти часы дома, чтобы никто их не увидел. Мы так и поступали, за такую работу нам хорошо платили.
Дядя Юра сменил тему и заговорил о литературной среде Баку. Рассказал, что в то время были установлены запреты на произведения Блока, Маяковского и Есенина.
- У нас был тайный литературный кружок. Мы собирались в губернаторском саду, дискутировали, обсуждали, читали стихи. Например, кто-то читал новое стихотворение, которое мы не знали, затем мы заучивали его наизусть, а вечером дома записывали на бумагу. Да и еще, должен сказать, что у меня была очень богатая библиотека. Потом я ее подарил школе N 11. Еще хочу кое о чем сказать, но ты только не смейся. Знаешь, какие разговоры шли тогда между писателями и поэтами? Хотя и небеспочвенные…
- Какие разговоры, дядя Юра?
- (После небольшой паузы дядя Юра улыбнулся) Ты водку пьешь?
- Изредка…
-
Я все сделал, как он попросил.
- Каждый день перед сном я пью по
- Спасибо, дядя Юра. На чем же мы остановились, вы говорили ….
- Да зачем тревожить усопших?
- Просто интересно.
-(Смотрит на меня внимательно). Имен называть я не буду, но скажу. Большинство из них имели на стороне женщин, многие пили, сплетничали за спиной, доносили. И весь Баку об этом знал. Советский строй был очень бестолковым. Я все расскажу тебе, налей-ка еще.
- Много нельзя.
Скоро начнется война, страшная война… и с этой войны дядя Юра вернулся живым. Но судьба приготовила ему другие испытания…
Продолжение следует...
Сабухи Мамедли
Произошедшее в Лачине землетрясение силой 4 балла ощущалось и в Армении
В субботу в Баку моросящий дождь и умеренный ветер
В Азербайджане изменены правила квоты трудовой миграции
Синоптики объявили «желтый» уровень ветра на пятницу
В Азербайджане количество трудовых пенсионеров увеличится на 8 тысяч человек
В Азербайджане ликвидированы Госцентр переводов и Центр языкового мониторинга - РАСПОРЯЖЕНИЕ