Мы ждем тебя, папа! – ИСТОРИЯ ОДНОЙ СЕМЬИ
В последние годы в Азербайджане принято множество законов и положений, подписаны указы и резолюции для решения вопросов, касающихся женщин, детей и их прав. В стране работают, как государственные, так и неправительственные организации, реализующие многочисленные женские программы.
«Азербайджанский народ всегда проявлял глубокое уважение к женщине, с большим почтением относился к матери. На этой многовековой основе формировались основные принципы государственной женской политики в нашей стране», - говорил президент Ильхам Алиев в своем выступлении по случаю Международного женского дня 8 Марта в этом году.
Впрочем, жизнь героинь нашей истории далека от представляемых женскими организациями ежегодных отчетов, от «круглых столов», на которых обсуждается, как улучшить жизнь азербайджанской женщине, от парламентских дебатов, где принимаются «женские» законы…
Когда мы были на войне…
Чтобы читателю было понятно, почему из множества человеческих историй, с которыми любая редакция сталкивается ежедневно, мы выбрали именно эту, начнем с самого начала.
…В начале 90-х прошлого века, в разгар армяно-азербайджанского конфликта младший сержант пожарной части Министерства внутренних дел Азербайджана Азер Аскеров имел бронь, на основании которой все его попытки попасть на фронт терпели фиаско. В начале 1992-го заявления Аскерова и его сослуживцев были все же приняты, и добровольцы отправились защищать родные земли.
Пехотные войска, в составе которых Азер Аскеров защищал свои земли от армянских агрессоров, воевали в Тертере, Агдаме, Физули… И хотя серьезных ранений у Аскерова не было, несколько контузий он все же получил.
Мобилизовался в 1997-м году. Вернулся домой после подписания между сторонами конфликта Соглашения «О прекращении огня». От лечения и реабилитации он отказался, о войне вспоминать и говорить не любил, никакие специальные льготы для себя не выбивал и довольствовался 80 манатами, ежемесячно выплачиваемыми ему государством, в качестве компенсации на покрытие коммунальных услуг.
Женился в 2008-м году, родил с женой троих дочерей, которых безумно любил. Устроиться на государственную работу и полностью социализироваться он так и не смог. Зарабатывал на жизнь ремонтом квартир.
…7 июля 2023-го года Азер повез семью на пляж. Уже дома почувствовал себя нехорошо. Вызвали «скорую». Через пару часов младший сержант Азер Аскеров, участник Первой Карабахской войны, скончался в Городской клинической больнице N5. Ему было 55 лет. Врачи констатировали кровоизлияние в мозг, причиной которого могли быть полученные ранее контузии…
Скучаем по папе
Сима Аскерова вышла замуж в 25 лет. До этого работала на птицеферме в поселке Мардакян, помогала семье – у Симы двое братьев и две сестры. Но у будущего мужа к невесте было единственное условие-просьба: после свадьбы - никакой работы, занимайся хозяйством.
Работа на птицеферме довольно тяжелая, поэтому Сима с радостью погрузилась в обязанности жены и матери. Гордилась дочерями и мужем-героем, вела неприхотливое хозяйство. Ее главной мечтой было хорошее образование для девочек, то, чего она сама была лишена.
Семья жила достаточно дружно. Правда, в 2021-м все вместе переболели коронавирусом. Особенно тяжело болела Сима, но так, как все больницы на то время переполнены, в госпитализации женщине отказали. Лечили дома.
Сегодня у нее целый букет заболеваний, начиная с сильнейшего хронического поражения бронхов – Сима находится под постоянным присмотром врачей и ходит с ингалятором. Помимо этого, у нее проблемы с «женским здоровьем». Сейчас ее анализы отправлены на биопсию, потому что медики подозревают наличие онкологии.
Естественно, что устроиться на работу для женщины в ее положении нереально. Необходимой квалификации у нее нет, а работать физически – не позволяет здоровье. Да и возраст не тот, чтобы искать вакансию в области менеджмента или администратора.
Семья получает от государства положенные 120 манатов на каждую из трех девочек. Все они учатся в 193-й среднеобразовательной школе города Баку.
Старшей, Кямале, уже 15. Мечтает поступать на факультет психологии. Занимается английским. И вообще очень любит языки.
Четырнадцатилетняя Ханум - художница. Ее картины выставлялись не только в бакинских галереях, но и принимали участие в республиканских конкурсах, а в поселке Сабунчи прошла даже персональная выставка Ханым Аскеровой.
Младшей Азерин всего 11, и она – папина любимица. Сима вспоминает, что ей было позволено все: «Он даже назвал ее как себя - Азер-Азерин»… Девочка хочет стать врачом.
Итого, 360 манатов на семью с тремя девочками – подростками и больной мамой. Даже при самой большой экономии понятно, что выжить на эти деньги нереально. Сегодня семье пытается помочь брат Азера – Сахиб, который сам с трудом зарабатывает ремонтными работами. Так же на его попечении пожилая мама, которая сильно сдала после смерти сына.
В районном отделении DOST, куда Сима Аскерова обратилась за помощью, в надежде получить хотя бы социальное пособие, ей посоветовали «идти работать». При этом оклад должен быть никак не ниже минимальных 355 манатов, и в этом случае, собрав все документы, семья может надеяться на получение ежемесячной адресной помощи.
Никто не забыт?
Это не просто очередная социальная статья от Vesti.az. Это статья – просьба, статья-обращение. К государству, к правительству, к Госкомитету по защите прав детей и женщин, к первой леди Мехрибан Алиевой, которая, в отличие от чиновничьего аппарата на местах, невзирая на всю свою государственную загруженность, всегда протягивала руку помощи слабым.
***
Мы как-то незаслуженно забыли за последними победами героев Первой Карабахской войны. Тех мальчишек, которые добровольно бросались в автобусы, идущие на фронт. Добирались сами до воинских частей... Которые стали разменной монетой в игре больших политиков, но которые до последнего защищали свою маленькую родину… Кто-то из них так и остался на полях той войны. Чьи-то останки только сегодня находят и перезахоранивают, возвращая их дождавшимся матерям и семьям. Кто-то до сих пор числится без вести пропавшими. А многие умирают уже в наше, мирное время…
Никакая война не проходит бесследно. Для тех 100 тысяч, что сражались с армянскими агрессорами в 90-х, их семей и близких, она не закончится никогда. Азер Аскеров мог остаться в Баку, уволиться после из «пожарки» в большем звании, построить свой бизнес, закончить вуз. Мог, как некоторые другие, сбежать из страны в поисках лучшей доли. И, возможно, даже нашел бы ее. Словом, мог бы прожить другую жизнь.
«Хорошо, что мы съездили всей семьей в тот день на море. Азер очень его любил»…
Алена Мясникова
В субботу в Баку моросящий дождь и умеренный ветер
В Азербайджане изменены правила квоты трудовой миграции
Синоптики объявили «желтый» уровень ветра на пятницу
В Азербайджане количество трудовых пенсионеров увеличится на 8 тысяч человек
В Азербайджане ликвидированы Госцентр переводов и Центр языкового мониторинга - РАСПОРЯЖЕНИЕ
В пятницу в Баку пасмурно и северо-западный ветер