«В Ереване знают, что мы – азербайджанцы, но паспорта боятся как огня»-  ВЗГЛЯД ИЗ «ЛОГОВА ВОЛКОВ» НА ОККУПИРОВАННЫЕ ЗЕМЛИ - ФОТО

«В Ереване знают, что мы – азербайджанцы, но паспорта боятся как огня»-  ВЗГЛЯД ИЗ «ЛОГОВА ВОЛКОВ» НА ОККУПИРОВАННЫЕ ЗЕМЛИ - ФОТО
17 августа 2019
# 14:10

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Предыдущая часть: https://vesti.az/politika/armyane-prodali-celuyu-bolnicu-za-odnu-korovu-vzglyad-iz-logova-volkov-na-okkupirovannye-zemli-foto-379806)

 

 

Вид разрушенной и опустошенной деревни вызвал боль   в сердце, однако, вместе  с тем,   было трудно расстаться с  Худаферин. Сколько в себе тайн хранит этот великолепный памятник культуры -известно только Богу. Наш водитель рассказал нам, что  когда-то армяне планировали  начать строительство  нового  моста именно из Худаферин, но Иран отклонил это предложение. Однако, несмотря на это, Иран создал с Арменией погранично- пропускной пункт. Здесь мы сталкиваемся с таким  интересным фактом. Оказалось, что изолировавшая себя от всего мира Армения, имеет с соседними странами ни много ни мало, а целых 5 погранично- пропускных пункта. Из них четыре –  на территории компактного  проживания  азербайджанцев: это села Гемюшлю, Агкерпю, и Садахлы Грузии и деревня Нурдюз в восточной части иранского Азербайджана.

 

 

Но до Нурдюза пока далеко, а Джебраил мы уже оставили позади. Сейчас мы на «территории» Зангилана, где  издали виднеется село Джахангирбейли. Армяне буквально разгромили эту деревушку, не оставив камня на камне. Мы остановили машину в ближайшей иранской деревне, в которой проживают в основном цыгане.  Но язык общения, безусловно, азербайджанский (тюркский).

 

А сейчас вернемся как раз к тому вопросу, о котором я упомянул в начале рассказа, когда нас спросили - в одну ли нам сторону.  Ахмедали передал нас другому водителю по имени Али. Оказалось, что у иранских водителей есть такое правило: они обмениваются пассажирами на пути в 360 км из Билясувар в Джульфу. Таким образом, Ахмедали пересадил нас в машину, ехавшую из Джульфы, и мы продолжили свой путь с Али.

 

 

Мы остановились на чашку чая. Тема сегодняшней беседы в чайхане - Зангилан. В конце октября 1993 года в этих местах происходило нечто страшное. Гаджи Эйнулла рассказывает, что в конце октября армяне бомбили Зангилан с  самолетов.

 

- Однажды мы увидели, что на берегу Араза собралось много людей, около 20 или 30 тысяч; старики, женщины, дети. Им повезло, что Араз не так  глубок. Зангилан был полностью окружен, еще немного и  повторения Ходжалинской трагедии было бы не миновать. В то время плотина над рекой Араз была перекрыта и только поэтому население, переправившись через реку, смогло спастись.

 

Гаджи рассказывает, что после оккупации, армяне совершили еще больше злодеяний.

 

- Вот посмотри туда – это Бартаз. Там был большой лес, который они подожгли, он полностью сгорел за два дня. А сколько ореховых деревьев, чинар они уничтожили, сколько  300 – 400 летних дубовых деревьев они срубили и продали.

 

- Вам?

 

- И нам, и себе.

 

-А сейчас кто- нибудь живет в Зангилане?

 

- В Миндживане – никто, иначе мы бы увидели свет, а в Зангилане не более 100 - 150 семей.. Там дома так и остались разрушенными и армяне там, в основном, приезжие. Кстати, Зангилан сейчас называют Ковсакан.

 

- Вы тоже?

 

- Нет, дорогой, нам-то зачем так называть ? Это же наша родина, мы называем  по – прежнему, Зангилан.

 

Армянский вандализм на этом не завершился. Дело в том, что уничтожившие азербайджанские территории армяне, соорудили на побережье Араза большой амбар, в который собирают отходы медного- молибденового завода, и которые затем сливаются в Араз. Каждую неделю река Араз отравляется ядом.

 

- Если Араз пожелтел, мы уже знаем, что туда слили яд, Араз- река чистая, прозрачная, за  короткое время  она может очистить себя от отравы.

 

 

Мы подъезжаем к Нурдюзу, здесь расположен большой пропускной пункт, который работает 24 часа в сутки. И на этой, и на той стороне есть десятки магазинов. Али говорит, что со всей Армении сюда приезжают из-за низких цен. Но в последнее время некоторые продукты, такие, как рис, чай, масло, сахар, томаты и другие запретили ввозить в Армению,  кстати, в Азербайджан тоже. Это связывают  с возможной нехваткой продовольственных товаров в самом Иране.

 

Наш водитель сказал, что и сам несколько раз побывал в Армении.

 

- Мы часто едем отдыхать в Ереван. Ну, ты меня понимаешь (смеется). Там цены дорогие. Ну а город, не то, чтобы с Баку, даже с Нахчываном не сравнить; ни дорог, ни зданий, ни красоты.

 

-А на каком языке ты там разговариваешь? Они знают, что ты азербайджанец?

 

-Знают, но иранского паспорта боятся как огня. Там мы чувствуем себя свободно, нам никто ничего не может сказать.

 

- А приезжают они  в Иран только лишь за продуктами?

 

- В основном, да. Еще приезжают повидаться с родственниками, в Иране живут более 100 тысяч армян…

 

По словам Али, Армения к тому же планировала за счет Ирана восстановить свои железнодорожные пути, но их план не сработал, Иран не захотел тратить  на это бессмысленное предприятие 2- 3 млрд. Оказалось, что армяне взорвали все туннели вдоль реки Араз и демонтировали рельсы.

 

- От Джебраила и до  Ордубада все было взорвано  и  разрушено и знаете, почему? Потому что они прекрасно знали, что эта земля им не достанется, именно  поэтому они зверски ее уничтожали.

 

Мы двигаемся вдоль этого самого туннеля и, действительно, большая часть транспортного пути уничтожена, а  также  все туннели - без исключения. Вся местность заросла травой и колючками. Железнодорожный вокзал Мегри тоже полностью разрушен. И знаете, посреди мусора, развалин и старых обломков вокзала, еще можно найти  билеты. Билеты с надписью «Азербайджанские железные дороги», дарящие человеку надежду….

 

 

*** 

 

- Видишь ту левую сторону? Знаешь, сколько там тигров? Это горы Кемки. Насколько я знаю, в Ордубаде тоже есть гора с таким названием.

 

Один из наших попутчиков   родом  из села Десте Ордубада. Он подтвердил слова Али и сказал, что  в горах Нахчывана тоже можно встретить тигров  и пантер.

 

- В этих горах есть тигры трех видов, их всего 10 -12 особей. Несколько дней назад на скот нашего соседа Мурада киши набросился тигр и задрал двух телят, ранил лошадь. Тигры  в основном водятся в  Камтаге. Я туда и за миллион туманов не поеду. (все засмеялись).

 

Ну вот мы и в Джульфе, в Иране, скоро доедем до Нахчывана. Один день погостим у друга, а утром вернемся назад. А вот на обратном пути мы повстречаем очень интересного человека и услышим не менее интересную повесть. Невероятную, захватывающую  и не даже не одну жизненную повесть….

 

# 19808
avatar

Сабухи Мамедли

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#