Кто виноват в палестино-израильском конфликте?

Кто виноват в палестино-израильском конфликте?
17 октября 2023
# 11:30

Если предположить, что популярное среди людей выражение «почивать на лаврах» появилось на свет в результате деятельности Организации объединенных наций (ООН), очень даже можно попасть в точку.

В далеком 1953 году Совет безопасности самой влиятельной международной организации распорядился осудить действия Северной Кореи в качестве незаконного  вторжения в пределы Южной Кореи, и санкционировал формирование командования ООН для отправки международных сил на Корейский полуостров для отражения агрессии.  

Это единственный случай, когда ООН встрепенулась, и показала свои возможности для урегулирования международной проблемы. Но если говорить начистоту, то за решительными действиями ООН тогда стояли США, которые воспользовались отсутствием СССР на политической площадке Совета безопасности.

Иосиф Сталин бойкотировал тогда заседания СБ ООН ввиду проблемы Тайваня, непризнанной Китайской Народной Республикой, которая, в свою очередь, не была даже в составе международной структуры. Ни один из участников СБ ООН не смог тогда поддержать Северную Корею. В конечном итоге двадцать одна страна ООН внесла вклад в принятие решения об отправке военного контингента на Корейский полуостров на стороне южан, обозначив миссию, как миротворческую. Если смотреть в корень, то лавров-то особых ООН не завоевал, но не об этом речь.  

До 90% военно-технической, гуманитарной помощи предоставили США, которые далее закрепились в южной части полуострова. Поныне они там. Но ООН с тех пор так и не выросла в полноценную международную структуру, которая могла бы оказывать действенное влияние возникающим межгосударственным, региональным и прочим конфликтам.

Прошло ни много, ни мало семьдесят лет, и в недрах организации так и нет сколь-нибудь рациональных механизмов и готовности для превращения  в полноценную структуру, с которой считались бы члены сообщества. Есть много острых конфликтов, спорных проблем и кризисов в разных частях света, однако ООН к ним относится с непонятной и чудовищной терпимостью. Получается, что стабильность и ее обеспечение не входят в круг обязанностей ее институтов?!

Если вспомнить о многочисленных войнах, конфликтах и актах геноцида, случившихся и продолжающихся после окончания второй мировой войны, ООН с ее плотной сетью международных звеньев и подразделений благополучно продолжает «спать, отдыхать и наслаждаться», как говорил известный сатирик. Но это же, не дело.

Говорят, свято место пусто не бывает, и жизнь доказывает мудрость этой мысли. Пока ООН с его Советом безопасности и другими ячейками занимает функцию пассивного наблюдателя, отдельные страны и силы вовлеклись в миротворческие процессы, отобрав от профильной структуры ее рычаги. И, как видится, ООН от этого не в печали.

Совсем недавно стало известно о примирении Саудовской Аравии с Ираном, соседями, которые воспринимали друг друга в качестве заклятых врагов. Они ничего даже слышать не желали о компромиссах, об обоюдно обязывающих смягчающих обстоятельствах. Но Китай, невзирая на все неудобные обстоятельства, усадил их за стол переговоров и добился невероятного результата.

Сегодня Ближний Восток снова полыхает в огне ожесточенной войны, где схлестнулись заклятые противники Израиль и Палестина. Первым, что сделал Вашингтон, проявив бесконечное беспокойство, направил в регион военную помощь. А интересно, нельзя ли было отправить в регион дипломатов, чтобы они попробовали бы вывести ситуацию из зоны повышенной агрессии? Как оказалось, в США такой вариант вообще не рассматривался.

Причины непонятной позиции - это тема иного разговора, даже, невзирая на очевидные свидетельства, доказывающие подвластность ООН прихотям Америки. Но неужели в коридорах и салонах влиятельного международного института никому не хочется изменить действующее положение, припомнить  тому же Антониу Гутеррешу, всем членам СБ ООН их прямые обязательства?

Предшественники нынешних политиков и глав государств в послевоенной атмосфере середины прошлого века потому и удосужились действовать сообща, чтобы выработать работающие механизмы обеспечения глобальной безопасности ради избавления сообщества от страшных катастроф и напастей.

ООН окончательно утратила инструменты влияния и иммунитет гуманности, позабыв о судьбе скрепов мирового баланса. Если все так и останется в свете накопленных арсеналов, агрессивных действий и намерений реакционных сил, тогда до глобальной катастрофы будет рукой подать.

Разговоры и ожидания о новом мировом порядке превратились в досужие темы, от которых толку никакого, они лишь обслуживают интересы высокомерных кругов, питающихся несчастиями народов и стран. Никто не отменял сети интриг, и для деструктивных сил это не увлечение, а профессиональное занятие. Вирус глобальной хаотизации давно запущен, а контуры тотальной неразберихи вызывают только ужасающий эффект.

Пример Карабахского кризиса показал, насколько тонка и эфемерна пелена защищенности стран и народов от хаоса и беспредела. Государства и силы, взявшие на себя обязательства быть на страже международного права и предотвращать попрание установленных норм и правил общежития, на протяжении трех десятилетий оказались в прострации. Они системно игнорировали справедливые требования азербайджанского народа и его правительства о применении санкций против Армении, нарушившей территориальную целостность своего соседа.

ООН, ограничившись предоставлением мандата на миротворчество институции ОБСЕ, превратилась в индифферентного наблюдателя политики ничегонеделания, которую блестяще исполнила Минская группа ОБСЕ с участием дипломатов стран-сопредседателей. Четыре резолюции СБ ООН о неотложной де-оккупации азербайджанских земель так и остались невыполненными до тех пор, пока политический лидер Азербайджана Ильхам Алиев сам не взялся за реализацию предписаний юридически обязывающих документов, принятых еще в 1992-1993 годах.

Другой вопиющий пример преступного бездействия в исполнении ООН немногим менее уступает возрасту упомянутой международной организации, которую по традиции именуют самой большой, внушительной и авторитетной. А заслуживает ли она эти характеристики, если с 1947 года продолжается горькая одиссея Ближнего Востока? Перманентно бурлящий регион превратился в огненный котел. Разгоревшийся последний виток жесточайшей эскалации, на почве которого сегодня бесперебойно работает конвейер небывалых убийств и разрушений, это ведь тоже непростительное упущение ООН и его Совета безопасности.

Так называемая четверка посредников в лице ООН, Евросоюза, США и России ничего не сделала и продолжает бездействовать, ограничиваясь сусальными сожалениями и ничего не значащим беспокойством. Эмоции в политической ипостаси, как известно, только затуманивают выполнение неотложных мероприятий и действий.

Для купирования тревожной обстановки сперва необходимо проявить не дежурное, а предметное внимание, направленный интерес, чтобы на должном уровне начать серьезные дискуссии, а далее выработать стратегию действий. Ничего этого, к сожалению, нет.

А ведь выполнение досточтимых резолюций от 1947 года, что предписали создание двух независимых государств, даже сегодня способно предотвратить бойню и начать процесс де-эскалации.

Возможно, такого рода суждения могут показаться наивными для бывалых дипломатов и аналитиков, потому что на фоне украинского кризиса, который также уносит жизни сотен людей ежедневно, по сути, превратился в арену ожесточенного гибридного противостояния США и России, двух ключевых акторов ближневосточного урегулирования. И как же им сесть друг против друга в контексте разрастающихся кризисных явлений, если их антагонизм превратился в тормоз в преодолении горячих пунктов глобальной повестки?

Они наработали богатый опыт действий в пику друг другу, на этой волне вместе с другими влиятельными государствами отточили иезуитские технологии управления огромными регионами с помощью искусственно создаваемых конфликтов. Не может такое положение не удручать, увы.

Как бы парадоксально не выглядела позиция влиятельных государств, направляемых сильными мира сего, политическим персоналиям, включая тех, кто сторонится арены, держась за кулисами, надо бы помнить, что аморально воспринимать безопасность и все с ней связанное в качестве привилегии.

Она, вожделенная для подавляющего большинства людей. Безопасность, прежде всего, это долг перед человечеством, и если кто-то этот посыл отвергает, поневоле обнажает потерю контроля за нравственностью и ответственностью.

Но эффект бумеранга тоже никто не отменял.

 

# 10326
avatar

Тофиг Аббасов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#