Грани «мятой» дипломатии или иранский мотив визита Пелоси - ЕСТЬ МНЕНИЕ
Концепция «мягкой силы» в трактовке Джозефа Ная хоть и имеет американское происхождение, но едва ли соотносится с политикой официального Вашингтона. На это указывают подходы США ко многим проблемным вопросам не только современного периода, но и прошлого.
Жонглируя инструментарием популярной концепции, американский истеблишмент больше заточен на то, чтобы с помощью мягкой силы подогревать незавершенные конфликты, разжигать новые дилеммы, и на их основе выуживать дивиденды в свою пользу.
Частью используемой янки мягкой силы стал женский имидж. Помнится, как Вашингтон делегировал на Южный Кавказ свою представительницу, которой было поручено разрулить армяно-азербайджанский кризис - Тину Кайданов. Однако, госпожа Кайданов не смогла реализовать свои замыслы, Баку ее быстро раскусил, и она была вынуждена ретироваться и забыть про Южный Кавказ.
Небезызвестная Виктория Нуланд с ее легендарным булочным десантом проинспектировала киевский Майдан, и результат не заставил себя долго ждать. Мощная детонация заложенной тогда бомбы замедленного действия послужила тому, что сегодня Киев и Москва оказались на кровавом ристалище.
И вот теперь заметно активизировавшаяся Нэнси Пелоси берет на абордаж новый неприступный бастион постсоветского пространства. Эту даму почтенного возраста вполне уместно величать яркой представительницей «мятой» дипломатии.
Она, не жалея себя, рвется на политические амбразуры, лишь бы растормошить податливую публику, заманить как можно больше обожателей американского политического стиля в сети утонченной игры.
Ее появление в Армении – бесспорно, событие грандиозного значения, если учесть, что в Ереване она воспользовалась риторикой, ласкающей слух армянских реваншистов, прозападников и русофобов.
Вполне можно вывести предварительный знаменатель об успехе ее проармянского предприятия: осилив не в меру плотный и напряженный график, она вдохнула жизнь во всех, кто спит и видит успешный реванш в противостоянии с Баку.
Пожурила Анкару и Баку, пообещав помощь Еревану, смогла угодить всем, кто ждал ее как спасительницу несчастных и брошенных.
Но если смотреть в корень ее замыслов и целей, она принесла лишь зло и новые потрясения армянам.
Не успела она отчалить, как сами армянские политтехнологи, не мешкая, открыли глаза соотечественникам на невидимые грани «мятой» дипломатии. Она направила свой гнев против «плохих соседей», тщательно вуалируя истинную цель. Однако несмотря на все приложенные усилия, ее вербальные упаковки, не выдержав и легкой тяжести, банально лопнули.
Ведь не зря местные эксперты трубят, что истинной целью приезда в Ереван было сведение счетов с Тегераном, который Вашингтон неистово желает окольцевать и заставить играть по своим правилам.
Блокада Ирана - это своего рода спасение для Белого дома, который ныне столкнулся с жестким противодействием Тель-Авива. Самый надежный ближневосточный союзник США недоволен миндальничеством сверхдержавы. Последняя не торопится дожать своего противника, рвущегося к ядерному оружию, и это не на шутку беспокоит израильтян.
Втягивание Армении в формируемый антииранский фронт - это задача стратегического порядка, поэтому Пелоси пожаловала в Ереван, чтобы убедить местные круги в крайней необходимости американской затеи.
Неслучайно она оказалась в Центре искусств, где ей вдруг приглянулась картина, отображающая Аварайрскую битву с сюжетом сражения армян и персов. Этот пункт ее программы в Армении многие восприняли неоднозначно.
Ереван, вовсю голосящий об обреченности ввиду «блокадного» состояния, все еще имеет два выхода на мировые просторы, и один из них пролегает через иранскую территорию.
Если Ереван пойдет на поводу у Вашингтона и порвет связи с южным соседом, ему станет еще труднее. И чего же ожидать дальше?
Решая свои проблемы, Вашингтон подставляет Ереван. По факту этот ход - подстрекательский, и толкает безвольную Армению к безрассудному выбору.
Другое дело, что Тегеран в контексте армяно-азербайджанского противостояния часто занимает «жидкую» позицию, попросту чудит, хотя понимает, что официальный Баку всегда с ним адекватен и искренне желает реализации грандиозного формата интеграции в рамках региональной «шестерки».
Не потому ли глава Пентагона несколько месяцев назад направился в регион, чтобы внести сумятицу в складывающуюся конфигурацию мирного сосуществования? Именно Ллойд Остин в Тбилиси высказался против участия Грузии и Армении в проекте президентов Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана, чтобы воздвигнуть преграды на пути, ведущем к миру и нормальному сосуществованию с подключением Еревана в региональные проекты.
Посулы госпожи Пелоси - это пустой звон, янки прекрасно понимают, что Еревану будет комфортно и выгодно в условиях добрососедства.
Вашингтон и Париж находятся далеко от Армении, а Баку, Анкара, Тегеран, Тбилиси и Москва - рядом. И зачем же мечтать о журавле в небе, когда синица вот-вот попадет в руки?!
Америка, как и сто лет назад, снова предлагает армянам опасный путь конфронтации с соседями. Если Вашингтон действительно заинтересован в развитии мирного процесса на Кавказе, ему лучше не вмешиваться. Здоровые силы без посторонней помощи готовы сделать то, что поможет отказаться от политики конфронтации.
Госдеп и его присные в последние дни потому и подняли свистопляску, чтобы оправдать последние провокации армянской армии, приведшей к очередной победе Баку. Теперь определенно ясно, кому была нужна эта эскалация.
Да, новый прорыв Баку не обошелся без потерь, на войне как на войне. Если враг наступает, его нужно нейтрализовать. Но для Еревана это еще один урок, доказывающий безнадежность участия внерегиональных сил в деле создания нового порядка в Южном Кавказе. Не пора ли одуматься?!
Тофиг Аббасов
Азербайджан после COP29: мост между настоящим и будущим - ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЦИК Азербайджана назначит муниципальные выборы
Российская сцена и флаг «арцаха»: игнор или провокация?
Очередная партия критики Гаджиева в адрес Politico
Баку обсудил будущее сотрудничества с НАТО на юбилейной конференции
Президент Ильхам Алиев позвонил Дональду Трампу