Бутафория от Пашиняна, или Готовность к компромиссам..? – ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Бутафория от Пашиняна, или Готовность к компромиссам..? – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
20 декабря 2024
# 14:30

После того как президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев 17 декабря дал интервью генеральному директору Международного информационного агентства «Россия сегодня», автору и ведущему программы «Вести недели» на телеканале «Россия-1» Дмитрию Киселеву для Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и российского агентства РИА Новости, спустя буквально два дня последовало интервью премьер-министра Никола Пашиняна изданию «Арменпресс».

Стоит ли удивляться такой оперативности со стороны Пашиняна, который, не откладывая в долгий ящик, практически по пунктам ответил на обозначенные Ильхамом Алиевым вопросы, по которым до сих пор в азербайджано-армянских отношениях нет ясности? Едва ли. Не в его это интересах. Тем не менее, говорить о полном совпадении видения картины будущего пока не приходится. Но начнем с позитива.

Итак, в интервью российскому изданию президент Азербайджана четко и по существу обрисовал текущую ситуацию на азербайджано-армянском треке и назвал те факторы, которые не позволяют в кратчайшие сроки подписать мирный договор между двумя соседними странами. Среди прочего глава азербайджанского государства назвал две несогласованные статьи из 17 будущего соглашения.

«Одна из них касается воздержания от международных исков друг к другу. Думаю, что это взаимно приемлемая статья. Мы недавно завершили анализ нанесенного ущерба, причем детальный анализ. Мы потратили четыре года на это, и все документально зафиксировано. Это порядка 150 миллиардов долларов — ущерб, который был нанесен за годы оккупации. Поэтому воздержание от взаимных исков — думаю, что это было бы взаимно приемлемо. А другая статья касается неразмещения представителей других стран на нашей границе», — отметил Ильхам Алиев.

В ответ на это премьер-министр Армении в интервью «Арменпресс» заявил, что Ереван согласен не размещать силы третьих стран на армяно-азербайджанской границе после ее делимитации.

«Мы предлагаем распространить положение о неразмещении сил третьих стран на делимитированные участки армяно-азербайджанской границы, и это логично, поскольку риск эскалации на этих участках значительно снижается за счет делимитации, если не сказать, снижается до минимума, — сказал он. — Таким образом, после полной делимитации границы не будет необходимости в присутствии третьих сил на каком-либо участке армяно-азербайджанской границы, и Республика Армения предлагает такую логику».

Кстати, демонстрируя открытость и честность относительно данного вопроса, Ильхам Алиев, отвечая на вопрос Киселева о необходимости присутствия турецкой базы на территории Азербайджана, заявил:

«Нет, не нужна. <...> С Турцией военное сотрудничество Азербайджан осуществляет с момента восстановления независимости, с начала 1992 года. Тогда и началось это военное сотрудничество, которое продолжается и по сей день. <...> В Декларации о союзничестве между Турцией и Азербайджаном, которая была подписана за год до Декларации между Азербайджаном и Россией, есть пункт, который предполагает взаимную военную помощь в случае угрозы или агрессии. То есть это обязательство и Азербайджана, и Турции прийти на помощь в случае, если та или другая страна столкнутся с внешней угрозой, внешней агрессией. Поэтому этот пункт декларации по существу делает абсолютно ненужным создание каких-то постоянных военных инфраструктур на той или иной территории».

Относительно второго пункта, а именно отказа от взаимных исков, то и здесь Пашинян проявил завидную покладистость. Правда, строго говоря, ущерб, нанесенный за годы оккупации, в 150 млрд долларов — сумма для Армении неподъемная, а потому, чтобы выплатить причитающееся Азербайджану, придется экономить не только на лампочках, но и на свечах, соли и спичках.

Поэтому армянский премьер абсолютно логично подхватил озвученное Алиевым условие и стремительно с ним согласился, заявив, что Армения готова отозвать иски против Азербайджана в международных судах после подписания мирного соглашения.

«Что касается отзыва представленных друг против друга исков, то, когда подписывается мирный договор <...>, здесь есть два нюанса. Один из них заключается в том, что должна быть понятная перспектива решения в двустороннем формате обсуждаемых на международных форумах отдельных гуманитарных вопросов. Во-вторых, должно быть четко понятно, что после вывода из формата международных площадок споров по другим вопросам стороны больше не должны ставить те же вопросы и обострять повестку двусторонних отношений, превращая их в постоянный источник эскалации», — сказал Пашинян.

Однако президент Азербайджана назвал еще два важных шага, которые Армения должна предпринять. Первый — это пересмотреть свою Конституцию. Почему?

"Потому что в ней упоминается Декларация о независимости, где зафиксированы территориальные претензии к Азербайджану. В документе бывшая Нагорно-Карабахская автономная область обозначается частью Армении. Поэтому изменение Конституции — это не чья-то прихоть, а просто необходимость".

Второй момент — ликвидация Минской группы ОБСЕ. Здесь все сложнее: без согласия Армении это невозможно, ведь решение принимается консенсусом. Формально группа уже не функционирует, но юридически она все еще существует. Если Армения признала Карабах частью Азербайджана, то зачем сохранять структуру, созданную для решения карабахского вопроса?

Отказ Армении участвовать в ее ликвидации, отметил Ильхам Алиев в интервью, может говорить о том, что реваншистские настроения все еще сильны. В общем, если эти два вопроса будут улажены, то мирному договору, как говорят, ничего не будет мешать. 
И если по второму вопросу, то есть по Минской группе, как оказалось, разногласий между двумя странами нет, то с Конституцией Армении не все так просто и радужно.

По словам Пашиняна, Ереван конструктивно относится к идее роспуска Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахской проблемы.

«Мы понимаем позицию, согласно которой, если конфликта нет, то какой смысл в существовании формата, занимающегося разрешением конфликтов. Но мы также хотим убедиться, что Азербайджан подходит к этому вопросу с той же логикой, и что его устремления, скажем, по развитию дискурса по так называемому «Западному Азербайджану», не заключаются в реализации агрессивной политики в отношении территории Республики Армения», — сказал премьер.

Вот оно как.
Вероятно, руководство Армении считает, что постоянная спекуляция понятием «Западный Азербайджан» — это некий ход конем в вопросе наличия «Нагорного Карабаха» в Декларации о независимости. Совсем нет, это больше напоминает цугцванг, патовую ситуацию со слабым королем. Так дела не делаются. Никто не обязан верить Армении на слово, даже при условии делимитации и отсутствия на границе канадских или французских гренадеров. Однажды солгавший — продолжит вранье, а однажды предавший — предаст тебя дважды. Это не намек, не метафора, а прямая аналогия.

«Я могу гарантировать, что у Армении нет намерения, цели и плана напасть на Азербайджан, и она не пойдет по этому пути. Если у Азербайджана нет намерения нападать на Армению, то вероятность эскалации в регионе равна нулю», — уверил Пашинян.

Только забыл добавить: мамой клянусь! Тридцать с лишним лет назад никто не ожидал удара в спину от соседей, с которыми азербайджанцы десятилетиями общались, дружили и делили хлеб безо всяких договоров и делимитаций. Верили. Тем более сейчас, когда Армения вооружается, повышая якобы оборонную «мощь» страны.

Мало того, что миссия европейских наблюдателей из 40 человек превратилась в натовскую группировку из 200 человек, минуя прежние договоренности, серьезное беспокойство в Азербайджане вызывают поставки наступательного вооружения из Франции, Индии и США.

Эти «подарки» представляют угрозу для приграничных населенных пунктов, куда возвращаются беженцы. Баку не раз призывал прекратить эти действия, но безрезультатно. Франция и Индия открыто заявляют о своих поставках, а США стараются их скрывать. Однако Азербайджан зафиксировал рейсы военных самолетов, доставлявших оружие в Армению. Об этом Ильхам Алиев напрямую заявил в ходе интервью Дмитрию Киселеву. Как и о том, что военный бюджет Азербайджана на следующий 2025 год будет рекордным — почти пять миллиардов долларов. Комментарии, как говорится, излишни.

Может быть, поэтому премьер Армении Никол Пашинян решил закончить свое интервью «Арменпресс» тем, что Армения отправила Азербайджану предложение по возобновлению железнодорожного сообщения, которое прекратилось в начале 90-х после военных действий в Карабахе на границе двух стран.

Как говорил Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны»: «Запоминается последняя фраза. Важно, как войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхода из разговора». Будем считать, что армянский премьер предпринял попытку закончить разговор с воодушевляющим настроем. Главное, чтоб настрой не сбился в процессе разрешения оставшихся нерешенных вопросов.

 

# 4293
avatar

Нигяр Алиева

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#