Политика
- Главная
- Политика
Дипломатия в духе Оруэлла: как Кремль подменяет реальность – ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Известно, что чрезвычайный и полномочный посол Азербайджана в Москве Рахман Мустафаев накануне был срочно вызван в Министерство иностранных дел России. Повестка - серьезная, почти драматическая: заместитель главы МИД Михаил Галузин лично решил преподнести «протест» Москвы в связи с тем, что Азербайджан якобы целенаправленно рушит двусторонние отношения.
Церемония, конечно, выдержана в лучших традициях постимперской дипломатии. Галузин с видом носителя великой обиды зачитал обвинительный список: Баку отменил мероприятия высокого уровня, не захотел встречаться с российскими артистами (в том числе детскими ансамблями, будто речь о трагедии вселенского масштаба), позволил своим СМИ говорить слишком свободно и - как кульминация - устроил обыск в «Sputnik - Азербайджан». В Москве это сочли почти личным оскорблением.
На этом фоне все остальное будто бы несущественно. Ну, скажем, гибель азербайджанцев в Екатеринбурге. Или публичные избиения выходцев с Кавказа российскими силовиками. Кремль не готов говорить об этом открыто, но зато с удовольствием: о «русофобии в азербайджанских СМИ» и «ущемлении российской культуры».
И тут впору вспомнить бессмертную реплику Остапа Бендера: «Вы произошли не от обезьяны, как все граждане, а от коровы. Вы соображаете очень туго, совсем как парнокопытное млекопитающее». Как будто великий комбинатор заглядывал в завтрашнюю повестку российской дипломатии.
Да, в Кремле решили, что выход из напряженной политической ситуации найден: если в Екатеринбурге что-то пошло не так, нужно перевести внимание. Идея проста, как валенок: обвинить Баку в том, что он якобы испортил отношения, не проявив радости по поводу гибели своих соотечественников. И эту «мудрость» попытались аккуратно внедрить в сознание азербайджанского посла.
Не вышло.
Мустафаев, по всем дипломатическим канонам, выслушал Галузина до конца. Вежливо, как полагается. Но с холодной уверенностью человека, который прекрасно понимает, кто и зачем устраивает эту показную обиду. Ведь все, что происходит сейчас в отношениях между Россией и Азербайджаном - не следствие непонимания, а последовательная попытка давления на нашу страну. И именно эта попытка имеет и еще будет иметь последствия. Для тех, кто не в силах признать собственную вину и предпочитает заговаривать кровь «русским хороводом».
Впрочем, если отбросить весь этот дипломатический антураж, в воздухе витает куда более простой и острый вопрос, не для протокола, а по-человечески: а как бы вы поступили на месте Баку? Как должна вести себя страна, чьих граждан убивают в другом государстве, и где даже спустя несколько дней никто не находит нужным извиниться и наказать виновных? Встречать с огурцами и помидорами? Или молча проглатывать очередной по сути плевок Москвы и дальше изображать «партнерство»?
Не вооруженным взглядом видно, что за внешне сдержанным дипломатическим монологом Галузина скрывалось требование. А точнее – ультиматум: российская сторона потребовала немедленного освобождения двух задержанных в Баку граждан РФ - журналистов Ирины Картавых и Евгения Белоусова. Галузин вещал уверенно, но вот вопрос: а может ли он поручиться, что эти люди не агенты спецслужб, которых давно подозревают в совсем не журналистской деятельности? Ответ, разумеется, риторический.
И это еще не все. Москва решила не останавливаться и подключила свою «тяжелую артиллерию», клоунов-пропагандистов - федеральные телеканалы. Там аккуратно начали вброс: дескать, азербайджанцы в Екатеринбурге не были убиты, а, возможно, умерли… ну, скажем, от испуга. Вроде как увидели Деда Мороза в июне, да еще и с автоматом, и сердце не выдержало. Без шуток, совершенно серьезно именно такой уровень цинизма теперь звучит с экранов первых кнопок российского ТВ. При этом уже вчера все новостные ленты и Телеграмм-каналы облетели фотографии погибших братьев Сафаровых. Поэтому неудивительно, что сегодня в новостных российских выпусках информацию об их смерти дополнят подробностями: от испуга братья сами себя начали колотить палками и дубинками, которые вырвали из рук полицейских, а под конец еще и сами приложились электрошоком...
Вот выдержка из официального комментария российских властей: «По ситуации с недавним задержанием в Екатеринбурге граждан Российской Федерации, выходцев из Азербайджана, было подчеркнуто, что следственные действия осуществлялись в полном соответствии с законодательством России в рамках расследования уголовных дел, в том числе против граждан Азербайджана».
Ни слова о смерти и пытках. Ни тени раскаяния. Зато по поводу задержанных в Баку форменная истерика, почти истошный вой. Почему такая разница в реакции? Почему сотрудники российского информагентства вдруг стали неприкасаемыми, работая в фактически аннулированной Азербайджаном еще в феврале текущего года и потому на данной момент незаконной структуре, а жизни азербайджанцев это некий побочный эффект великолепной работы правоохранительных органов РФ?
Все это прекрасно понимал посол Мустафаев. Он и слушал, и смотрел, и молчал не потому, что нечего сказать, а потому что уже само его молчание о многом говорило. Он стоял перед надутым, театральным «российским слоном» и видел перед собой пустоту. Объем — есть. Вес — вроде тоже. А вот содержания — никакого...
Слон топтался, фыркал, раздувался — как учили. Но посол знал: это не зверь, а картонный реквизит старого спектакля, в котором Азербайджан больше не играет.

Байрамов провел встречу с пакистанским коллегой-ФОТО
Алиев опубликовал видео о визите участников саммита ОЭС в Агдам-ВИДЕО

Пезешкиан прибыл в Азербайджан-ФОТО

Президент Таджикистана прибыл в Азербайджан для участия в саммите ОЭС

В Азербайджан для участия в саммите ОЭС прибыл премьер Казахстана

Президент Ирана примет участие в саммите ОЭС в Ханкенди