Турецко-армянские протоколы – это удар и по интересам Ирана - ИНТЕРВЬЮ

Турецко-армянские протоколы – это удар и по интересам Ирана - <font color=red>ИНТЕРВЬЮ </font>
14 октября 2009
# 12:10
- На минувшей неделе в Цюрихе подписаны армяно-турецкие протоколы о нормализации двусторонних отношений. Какие страны оказались в выигрыше от достижения соответствующих соглашений? Какие ожидания можно прогнозировать в связи с этим в геополитике региона?

- Если отвечать конкретно на этот вопрос, то особых ожиданий и геополитических изменений Азербайджану в данной ситуации ждать не следует. Так как, то, что произошло в Цюрихе, напрямую бьет по интересам нашего государства.

В подписании протоколов, конечно же, заинтересованы, прежде всего, ведущие державы - Соединенные Штаты, Россия, Франция и Евросоюз. Они в этом заинтересованы кровно и даже не скрывали это в процессе подготовки и подписания протоколов, при активном оказании давления на стороны с тем, чтобы они это подписали. Поэтому тут, конечно же, геополитическая ситуация будет меняться, но для того, чтобы она изменилась в нашу пользу, с учетом еще и наших интересов, нам необходимо, конечно, очень тщательно и последовательно поработать над этим.

- Многие эксперты придерживаются мнения, что этот процесс реализуется под диктовку Соединенных Штатов Америки. В таком случае возникает вопрос, с чем связано участие Кремля в лице министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова в церемонии подписания протоколов в Цюрихе, если взять во внимание, что, подписывая соответствующие соглашения с Анкарой, Ереван отдаляется из зоны контроля Москвы? Кроме того, Турция становится более активным игроком на Южном Кавказе.

- Я не совсем согласен с высказываемыми мнениями о том, что здесь все происходит только под давлением США. Конечно, роль Вашингтона в данном конкретном случае велика, и ее отрицать не следует. Но весь вопрос состоит в том, что в этом заинтересованы и другие ведущие силы и центры. У каждого свой интерес, у каждого свои конкретные приоритеты, связанные с Южным Кавказом. Вашингтону, например, действительно выгодно вывести Армению из-под влияния России и обеспечить ей приоритетное развитие в рамках своих, американских ценностей – это и связь с какими-то крупными, глобальными проектами, и подключение к коммуникациям, и вывод из-под военного российского влияния и так далее.

У России тоже есть свои интересы, но они находятся в несколько иной плоскости. У Москвы в последнее время сложились достаточно благоприятные, партнерские взаимоотношения с Анкарой и в газовой сфере, и по другим направлениям. Возможно, что Россия пытается с помощью Турции нейтрализовать активное влияние Соединенных Штатов в регионе Южного Кавказа. И будучи активно вовлеченной в этот процесс Москва будет стремиться сдерживать влияние США и, создавая баланс, постоянно обеспечивать свое присутствие как в регионе Южного Кавказа, так и в самой Армении. И тот факт, что сразу же после подписания в Цюрихе Саркисян полетел в Москву и выразил признательность лично Медведеву в содействии подписания этих протоколов, как раз говорит в пользу этой версии, в пользу создания такого геополитического треугольника. Естественно, здесь заинтересованность есть и у Евросоюза, у европейских стран. Ну, и давайте не будем забывать все-таки о достаточно сильной армянской диаспоре, я имею в виду мощные финансово-экономические и политические круги армянские, которые активно действуют в Европе. Их интересы в этом треугольнике тоже присутствуют, чего отрицать, конечно же, не следует.

- Но ведь подписание цюрихских протоколов способствовало углублению пропасти между нынешними властями Армении и проживающим в различных странах армянским лобби.

- Конечно же, то, что Армения расколота давно, это факт. Причем она расколота не только после подписания протоколов, она расколота уже после избрания Саркисяна президентом, потому что против него существует мощная оппозиция в лице Тер-Петросяна. Сейчас к экс-президенту присоединятся оппозиционные силы во главе с Дашнакцутюном и противники Саркисяна в парламенте. Понятно, что диаспора тоже раскололась, она тоже не едина. Часть диаспоры выступает за подписание этих протоколов, но очень крупные армянские финансовые круги за рубежом, которые вкладывали и до сих пор вкладывают огромные деньги в вопрос признания геноцида во всем мире, в принятие резолюции во всех парламентах Европы и других регионов, они, конечно же, обеспокоены тем, что в протоколах этого не указано. Что в подписанных документах говорится о том, что будут созданы комиссии с привлечением историков, в том числе нейтральных государств для изучения этого вопроса. Это удар, конечно, по интересам диаспоры. И я думаю, что часть диаспоральных сил Армении будет стремиться притормозить этот процесс, заблокировать его дальнейшее прохождение, потому что вложены огромные деньги. Во-первых, в то, чтобы взять под свое влияние Армению и ее будущее, а с другой стороны в то, чтобы мировое сообщество постоянно сталкивалось с принятием различных резолюций в парламентах, связанных с геноцидом. А сейчас это как бы в протоколах подвергается сомнению, создаются комиссии по изучению этого вопроса со стороны историков. Это то, что в свое время говорила турецкая сторона, и то, на что сейчас согласилась армянская сторона.

- Можно ли предположить, что прошлогодняя августовская война между Грузией и Россией преследовала целью не только резко обострить московско-тбилисские отношения и выставить Кремль не в самом лучшем свете перед мировой общественностью, но и для того, чтобы Грузия закрыла сухопутные линии сообщения между Россией и Арменией? Чтобы, в конце концов, Америка могла надавить на Ереван и заставить ее пойти на сближение отношений с Анкарой?

- Слишком сложный сценарий. Чересчур закрученный. Я не думаю, что все это началось с августа 2008 года.

- Я имел в виду закрытие сухопутных путей сообщения с целью дальнейшего выведения Еревана из-под влияния Москвы.

- Возможно, что и в подобных итогах августовских событий 2008 года кто-то был заинтересован. Я этого исключать не могу. И, возможно, что кто-то и планировал подобный ход развития событий. Этого тоже исключать нельзя. Но весь вопрос в том, что от того, что Грузия закрыла границы с Россией, не стало той причиной, которая повлияла на тупиковую ситуацию в Армении. Ереван и до этого находился, практически, в полностью изолированном от всех важнейших углеводородных, газовых, коммуникационных, транспортных проектов положении. Поэтому задача здесь состояла в том, чтобы полностью вытащить Армению из состояния изоляции и подключить к этим проектам. Тут, конечно, те, кто стоял за этим проектом, планировал и срежиссировал подобный ход развития событий – подписание цюрихских протоколов, они, конечно, правильно рассчитали. Они четко реализуют свои интересы, стоят на страже своих приоритетов, и для них сейчас важно не просто включить зеленый свет Армении и подключить ее к каким-то глобальным проектам в регионе, но и создать возможность для ее дальнейшего развития и, плюс, вывода из-под влияния России. Но, весь вопрос в том, что здесь главная ключевая роль основного регионального игрока принадлежит все-таки Азербайджану. Очень многие, фактически, ценности углеводородные, сырье, газ, нефть проходят по территории Азербайджана. Мы являемся и транзитером, и источником, поставщиком этих углеводородов. Все это исходит от нас, а потом уже идет на другие территории. И с Азербайджаном в этом плане необходимо будет считаться в любом случае. Отстранить Баку в сторону никому не удастся.

- Мы давно убедились в том, что ни Россия, ни Франция, ни США, в принципе, не заинтересованы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Потому что все высказываемые представителями этих государств-посредников мирного переговорного процесса голословные комментарии и обещания ни к чему реальному не приводят. С другой стороны, курируя вопрос подписания протоколов о нормализации турецко-армянских отношений, Америка преследует свои собственные интересы и цели в регионе. Не кажется ли Вам, что сближая, с одной стороны, Ереван с Анкарой, и способствуя, таким образом, оказанию финансово-экономической помощи Армении, Белый дом, параллельно с этим намерен разрушить протянутую линию ирано-армянского сотрудничества, и, тем самым, покрепче затянуть узел блокады иранской экономики?

- Да, возможно, что подобный фактор присутствует в этом сценарии, потому что сейчас на повестке дня стоит вероятность введения каких-то санкций против Ирана в связи с ее ядерной программой. И вывод Армении из экономической блокады, и взятие ее под свой контроль, под свое влияние для западных стран и, в частности, для Соединенных Штатов выгодно и в плане блокирования контактов между Тегераном и Ереваном. Потому что если у Армении появляется возможность выхода через Турцию, открываются границы, устанавливаются дипломатические отношения, и она начинает подключаться к глобальным региональным проектам, то Ереван перестает нуждаться в помощи Ирана и зависеть от этого государства. И это в определенном смысле представляет собой удар и по интересам самого Тегерана, который, в общем-то, теряет свое влияние на Армению. А Иран, как известно, строил свои политические интересы, имея в виду и фактор Армении. Между этими соседними государствами есть очень много двусторонних соглашений по различным экономическим, финансовым вопросам, Ереван и Тегеран имеют даже военно-техническое соглашение. И упомянутый вами фактор, конечно, присутствует, и я думаю, что это важный нюанс, который, видимо, учитывался ведущими державами при выводе Армении на подписание протоколов с Турцией. Этот момент тоже имел место, он тоже был на повестке дня.

- А что следует ожидать нам в складывающейся в регионе ситуации?

- Развитие событий еще раз наглядно демонстрирует, что в мире всегда существовало следующее положение – «Нет вечных союзников и нет вечных врагов – есть только интересы». Азербайджану надо руководствоваться именно этим фактором, то есть своими личными национальными, государственными интересами. Конечно, Баку должен продолжать твердо отстаивать свою позицию. Азербайджан должен отстаивать ее системно, последовательно, работать с ведущими мировыми центрами и, конечно же, сочетать это с тонкостями дипломатического мастерства и маневра, когда это надо. И, одновременно, демонстрируя и свою силу тоже, и наращивая свой экономический и военный потенциал. У нас в данном случае, в данной ситуации просто нет иных методов противостояния столь коварному непредсказуемому противнику, как Армения. Поэтому мы должны идти именно по этому пути.

Расим Бабаев
# 515
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#