Сиявуш Керими: Музыка — это язык, который объединяет народы - ИНТЕРВЬЮ
Музыка — это не просто искусство, это зеркало души любой нации. Для Сиявуша Керими, народного артиста Азербайджана, профессора и бывшего ректора Национальной консерватории, азербайджанская музыкальная культура стала делом всей жизни. Его вклад в развитие образования, сохранение национальных традиций и воспитание молодого поколения музыкантов невозможно переоценить.
С 25-летним опытом работы в должности ректора, он видел, как меняется мир вокруг, и как музыка остаётся его неизменной частью. Сегодня Сиявуш Керими делится своими воспоминаниями с читателями Vesti.az, размышляет о будущем азербайджанской музыки и рассказывает, почему культура — это фундамент любой нации.
- В социальных сетях появилось трогательное видео, в котором студенты с теплом и аплодисментами провожают вас с поста ректора Национальной консерватории. Вы ожидали такой эмоциональной реакции от своих учеников?
- Честно говоря, нет. Но… у любого начала есть свое завершение. Я проработал в Национальной консерватории 25 лет, а это не маленький срок и считаю себя счастливым человеком. Я выполнил задание нашего общенационального лидера Гейдара Алиева: ведь именно он назначил меня на должность ректора.
Тогда не было специализированного высшего учебного заведения, ориентированного именно на национальную музыку. Я был один в пустыне: пришлось набирать свою команду, создавать консерваторию с нуля. Мы проделали значительную и трудоемкую работу, она считалась одним из лучших высших учебных заведений страны. И я этим горжусь, потому что сегодня азербайджанскую культуру на самом высоком уровне, включая международный, представляют уже мои выпускники.
- Скучаете по работе?
- Конечно, я скучаю. В течение 25 лет, с утра и до вечера я был в консерватории. Сами подумайте, что это может значить для человека…
Несколько месяцев, как я расстался со своими студентами, и это ощутимо для меня. Громкие аплодисменты прозвучали, как признание их понимания моей к ним любви. Я всегда дружил со своими студентами, а двери моего кабинета всегда были открыты для любого учащегося: они могли подойти с любой проблемой, неурядицей, вопросом. Я всегда считал, что молодежи нужно помогать, но никак не рассчитывал на такую реакцию на мой уход. Это было очень трогательно, и я даже чуть не расплакался.
Мои студенты до сих пор пишут мне в социальных сетях, говорят, что скучают. Я же им всем желаю хорошей учебы, успехов на выбранном ими поприще. Уверен, у них все будет хорошо.
- Давайте обсудим качество нашего музыкального образования. Как, по вашему мнению, оно изменилось за последние годы?
- Честно говоря, музыкальное образование в период нашей независимости оставляло желать лучшего. Оно словно двигалось в тени советского наследия. Как известно, и это мнение разделяют многие профессиональные музыканты, в советское время музыкальное образование было одним из лучших не только в Азербайджане, но и во всем Союзе, Европе, а возможно, и в мире.
Сегодня же мы пытаемся создать что-то новое, но, на мой взгляд, важно восстановить то, что у нас уже было. Мы часто ориентируемся на образовательные системы Франции, Англии и других стран. Но ведь когда-то весь мир стремился учиться в Московской консерватории — это было очень престижно. Именно там обучались лучшие музыканты.
Бакинская государственная консерватория (ныне Бакинская музыкальная академия), выпускником которой являюсь и я, ни в чем не уступала ни московской, ни парижской. Она считалась одной из лучших! И в своей педагогической практике я сделал акцент на образование через творчество, а не наоборот. Это оказалось весьма эффективным и нашло отклик среди студентов. Возможно, именно поэтому они так тепло меня провожали.
- Что, по-вашему, можно сделать, чтобы популяризировать нашу национальную музыку среди молодежи?
- Первым долгом надо упорядочить отношение к музыке и музыкальной культуре. Во времена моей молодости говорили, что музыкальное образование необходимо всем без исключения, вне зависимости от будущей профессии.
Кто-то скажет: «Для чего нам учить ноты, если мы не собираемся становиться музыкантами?». Отвечу: их нужно знать! Потому что именно музыка воспитывает в человеке человека. Мы ее не видим и не ощущаем, не можем потрогать, не чувствуем ее запаха, но она способна управлять нами. Может заставить: танцевать, плакать, мечтать, грустить, смеяться. В ней заложена такая громадная сила!
Обязательно должна быть государственная программа по культуре и по воспитанию подрастающего поколения. Возможно она и есть, но, ощущение, будто ее нет.
- Можно ли недооценивать влияние телевидения и социальных сетей?
— Вот здесь все очень индивидуально, в зависимости от того, какие у человека мысли, восприятие и душа; как он воспринимает ту или иную информацию.
А вообще считаю, что любые информационные очаги – будь то соцсети или ТВ - должны находиться под государственным контролем, потому что их влияние на воспитание общества, а не только молодежи, слишком велико. И хотя мы очень плохо относимся к цензуре, время показало, что цензура необходима. Так же как необходимо создание художественного совета, который будет контролировать и пропускать только качественную музыку.
Простите, но, сегодня в эфирах творятся «джунгли». Между тем, именно по уровню культурного разнообразия судят о нации. Не по экономике или политике, а именно по культуре, которая в Азербайджане – богатейшая.
Я уже молчу про дресс-коды тех, кого мы видим на экранах наших телевизоров и всевозможных гаджетов. Мне было меньше 20-ти, когда я начал еженедельно выступать на ТВ в прямых эфирах. Записи не было, начиная в 9:35 нужно было в 10:00 закончить выступление, так как начиналась следующая передача. Внешний вид при этом должен был соответствовать всем эстетическим нормам, так как мы осознавали, что служим примером для миллионной аудитории наших зрителей.
Сегодня же, мало того, что эфиры забиты «случайными» людьми, так еще и появляется на них большинство в таких нарядах, что невольно всплывает переделанная фраза из старой комедии «Бриллиантовая рука»: «Где их облико-морале?!».
- Как вы думаете, не угрожает ли нашей национальной музыкальной идентичности заимствование современными композиторами элементов турецкой, балканской, арабской и персидской музыки, особенно в аранжировке? Тем более, публике это нравится.
- Согласен, это действительно актуальная проблема. Мы живем в эпоху, когда весь мир у нас словно на ладони. О вкусах, как известно, не спорят – они разнообразны: кому-то нравится белое, кому-то черное, а кому-то красное. Но здесь дело в другом. У нас есть талантливая молодежь, которая ориентируется на то, что сейчас востребовано на рынке.
К сожалению, вопрос упирается в культурный уровень общества. Миллионы людей слушают ту музыку, которая им близка, но их невозможно заставить или научить выбирать что-то другое. У нас в целом не налажена система культурного воспитания общества. Поэтому телевидение и социальные сети транслируют то, что популярно среди масс, вместо того чтобы задавать направление и вести за собой.
Конечно, это связано с выживанием медиасферы. Телевидению нужны рейтинги, которые привлекают рекламодателей, а значит, обеспечивают доход. Чтобы завоевать большую аудиторию, телевидение вынуждено подстраиваться под вкусы большинства, предлагая ту культуру, которая востребована.
Однако эту ситуацию можно изменить. Для этого требуется желание и системный подход. Чем раньше мы начнем восстанавливать и развивать национальную культуру, тем быстрее увидим результаты. И чем дольше мы откладываем решение этой проблемы, тем сложнее будет ее исправить. Но все возможно, если действовать решительно и последовательно.
- Вам лично нравится то, что сегодня пишут и исполняют современные музыканты?
- Всех, кого мы знаем из современных композиторов находятся в списке Союза композиторов Азербайджана, но композиторской работы как таковой нет. Возможно, кто-то скажет, что она просто не видна и не интересует широкие массы общества, а только узкий круг музыкантов.
Зато у нас сейчас появилось много талантов среди молодежи и сегодня, когда технологический прогресс вошел в музыку, то, не имея музыкального образования, но владея IT, можно создавать удивительные музыкальные картины на компьютере. Эти люди- музыкальные дизайнеры, которые не зная нот, не имея музыкального образования создают шедевры. И людям нравится их творение, вот в чем дело. На этом зарабатывают я вам скажу, неплохие деньги. Но это не композиторы.
А композиторская слава канула в лета. Профессиональные композиторы, которые пишут достойные произведения, сидят без денег, потому что их никто не покупает. Получается, что профессия оказалась ненужной и, думаю, должен быть какой-то творческий взрыв, который бы привел к колоссальным изменениям в музыкальном мире.
Но так ли нужны эти изменения современному обществу? Вот в чем вопрос…
- Но как бы мир не уходил в дебри инновационных технологий, недооценить значение, к примеру, ашугской музыки на современную культуру Азербайджана, невозможно.
- Для этого и создавалась Национальная консерватория. Не конкретно под ашугскую музыку, но для развития национальной музыкальной культуры во всех ее направлениях. В принципе, отечественная национальная музыка стоит на двух огромных скалах: ашугская и мугамная. На этом основывалась вся азербайджанская музыкальная культура, которую Узеирбек привел в профессиональное обрамление.
Наши композиторы постоянно обращались и обращаются к истокам: Гара Гараев писал свои симфонии на основе музыки ашугов, Фикрет Амиров опирался на мугам. То есть, эти традиции всегда были, есть и должны быть в будущем, иначе мы потеряем свою идентичность и сольемся с другими национальностями и народами.
Я много ездил, и вы не представляете как часто музыканты из других стран, слушая азербайджанскую музыку говорили: «Почему мы не были знакомы с ней раньше? Азербайджанская музыка такая красивая, она волшебная!»
Опять же, у нашего музыкального творчества много почитателей во всем мире, тем не менее хотелось бы, чтобы их число росло. А мы на должном уровне не пропагандируем азербайджанскую музыкальную культуру, чем с большим удовольствием пользуются наши недружелюбные соседи, присваивая себе все, что, по их мнению, «плохо лежит». Нам же потом приходится отстаивать свои же произведения.
- Ну наши соседи те еще любители украсть чужое. Думаете, это можно побороть?
- У нас есть единственный выход – как можно шире и чаще пропагандировать свою культуру миру. Постоянно! Я говорю об этом во всех своих интервью уже много лет.
Сегодня, к сожалению, нет Азконцерта. Если помните, он был ликвидирован в 1998-м году. Я же проработал в его системе очень долго. Причем работал с такими артистами как Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Владимир Кузьмин, Александр Барыкин и т.д. Мы дружили, ездили вместе с концертами по всеми Союзу, выступали в таких отдаленных местах, где поезда не останавливаются… Я это к тому, что нам нужно как раньше: гастролировать по всему миру, давать концерты, становиться популярными в других странах. Это единственная возможность сохранить неприкосновенность нашей культуры.
- У вас же были собственные необычные проекты популизации азербайджанской национальной музыки?
- Долгое время я занимался симбиозными проектами. К примеру, соединял азербайджанскую музыку с латиноамериканской или же, с норвежским хором. Это были некие эксперименты, которые сейчас из-за отсутствия финансирования приостановились, хотя приносили свои плоды.
Особенность азербайджанской национальной музыки в том, что она как дерево со множеством ветвей - огромное, раскидистое и большое. Азербайджанская музыка способна сливаться с любой музыкальной культурой, потому что несет в себе музыкальную культуру всего мира.
И это не громкие слова, профессионалы меня поймут. В ней действительно заложена мощная сила и все зависит от того, кто работает над этой музыкой и проектами с ней связанными. ПИ желательно, чтобы это был профессионал, который бы знал все существующие жанры и течения в современной и мировой культуре; обладал умением с рока переходить к симфониям, а от них к мугаму и джазу.
- Есть музыкальный проект, который бы вы мечтали реализовать?
- У творческого человека не должно быть «стопа», мечты есть всегда: реальные и несбыточные. Но, как говорил товарищ Саахов: «Все это нужно превратить в жизнь…» (герой популярного советского фильма «Белое солнце пустыни» - ред.).
- Какой совет вы бы дали молодым музыкантам?
- Прежде всего, не делить музыку на жанры. В репризе известного комика Аркадия Райкина «большой руководитель» ничего не понимающей в физике пришел проверять лабораторию. И задает вопрос: «Чем вы тут занимаетесь?». Ему отвечают: «Полупроводниками». На что номенклатурное начальство им отвечает: «За это время и деньги вы могли бы заниматься проводниками в целом!».
Вот молодым музыкантам я бы посоветовал заниматься музыкой в целом, не разделяя на национальную и классическую. Музыка — это, наверное, больше, чем мировой океан, в ней нет конца и нет края. Это как невесомость, как космос... Но, если ты называешь себя музыкантом, то должен быть образован, это очень важно и этот первостепенно.
- Что бы сегодня мэтр Сиявуш Керимли сказал юноше Сиявушу, который только вступал в профессиональный музыкальный мир?
- Пиши все в нотах… Я часто вспоминаю моего друга, педагога, идола, человека, который, думаю, меня и воспитал - Рафига Бабаева. Я очень многому у него научился, и учусь по сей день. Он как-то сказал: «Вот играть я буду для тебя до утра. Но писать ноты я не люблю!». Мы сделали многочисленные записи, которые я и потом продолжал делать в течении многих лет. Мне кажется этими пленками, если их соединить между собой, можно в несколько раз обмотать земной шар.
В принципе, я доволен своей судьбой: благодарен своим родителям, что они в свое время отдали меня в музыку; благодарю Бога за то, что давал мне большие шансы и я находился рядом, работал с людьми, фотографии которых я прежде видел только на портретах и которые были известны во всем мире. А я с ними общался…
Например, был хорошо знаком норвежским археологом, путешественником и писателем Тур Хейердалом, с которым мы встречались несколько раз. Интереснейшая была личность.
- Сейчас, когда вы не занимаетесь административной деятельностью как проводите освободившееся время?
- Сейчас я занят самым лучшим делом: своей семьей. Дети радуются, что папа наконец-то с ними. Отвожу их в школу и привожу обратно. Я хожу на базар и за хлебом. Вечером могу сесть за инструмент. Жизнь продолжается…
- Спасибо за интересную беседу!
Магда Ковалёва
Путь к победе: продолжаются съемки фильма "44" о героическом прошлом Азербайджана-ВИДЕО
Объявлен конкурс на перевод современных пьес на азербайджанский язык - ПОДРОБНОСТИ
Умер режиссер сериала "Твин Пикс" Дэвид Линч
Сегодня мир отмечает Международный день The Beatles
От антикварной лавки до Royal Ascot: история успеха Самиры Исмаиловой - ИНТЕРВЬЮ
В Баку состоялась премьера фильма о первой женщине-пилоте Востока