Фатима Ибрагимбекова: Я – абсолютная азербайджанка во всех своих проявлениях - ИНТЕРВЬЮ-ФОТО
Нередко дети известных личностей идут по стопам своих родителей, и добиваются больших успехов. Творческая судьба героини интервью Vesti.az только подтверждает это правило.
Рассказать о детстве, юности, творческих планах и интересных эпизодах из жизни своих выдающихся родителей согласилась продюсер, сценарист, актриса, общественный деятель, исполнительный директор Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, член правления Союза кинематографистов Азербайджана Фатима Ибрагимбекова.
- Фотохудожник Аслан Ахмадов сказал о вас: «Фатима Ибрагимбекова рождена, чтобы вдохновлять!». Считаете ли вы себя музой? И как вы относитесь к женщинам, вдохновлявшим великих поэтов и художников на создание шедевров мирового искусства?
- Считаю ли я себя музой, не могу ответить, так как не хочу показаться нескромной. Но в моей жизни были композиторы, художники, писатели и фотохудожники, которых я вдохновляла на творчество. Гениальный художник Таир Салахов как-то написал мой большой портрет маслом, и я этим очень горжусь.
- Сколько вам было тогда лет?
-Мне было 15 лет, и это было большим счастьем. Конечно же, в пятнадцатилетнем возрасте я не понимала, что мне улыбнулась удача привлечь внимание такого художника как Таир Салахов и стать для него моделью. Дело в том, что наши семьи дружат, соседствуют по даче, мы выросли в Нардаране, можно сказать, на одном пляже. (Смеется). Помню, как Таир Теймурович уговаривал меня, приходил к нам в течение нескольких недель, настаивал: «Фатима, я хочу написать твой портрет!». А я не соглашалась.
- Почему же вы отказывались?
- Лето, мне, 15-летней, совершенно не хотелось сидеть на одном месте на протяжении долгих часов, не двигаясь, поэтому я всячески протестовала. Бакинская жара, кондиционеров не было, а сидеть смирно и смотреть в одну точку было для меня пыткой, поэтому и не было с моей стороны никакого желания. Однако, вмешался мой папа.
Он сказал: «Слушай, великий художник хочет написать твой портрет, почему ты отказываешься? Иди и сиди! Неизвестно, выпадет ли тебе еще раз в жизни такой шанс». (Смеется).
Я прислушалась к его словам. И вот, благодаря замечательному Таиру Салахову, существует потрясающий портрет, на котором изображена я.
Портрет
- Вы - пианистка по первому образованию. Почему не пошли по музыкальному пути?
- В детстве я подавала большие музыкальные надежды, училась в спецшколе Бюльбюля. Но так получилось, что после пятого класса мне пришлось перейти в школу имени Тофига Гулиева Дело в том, что для серьезных занятий необходим другой характер, усидчивость, а в школе Бюльбюля были серьезные требования. Тем не менее, восьмилетку я закончила. Мой педагог, Гюльнара Сафарова, которая сейчас является директором этой школы, постаралась, чтобы я все-таки завершила учебу и получила музыкальное восьмилетнее образование (смеется). Я с гордостью могу сказать, что являюсь ученицей Гюли ханым Сафаровой. Большая благодарность ей за то, что она смогла довести мое обучение до логического финала.
- Большую часть сознательной жизни вы прожили за пределами Азербайджана. Но вдруг кардинально изменили свою жизнь, приехали на родину, и сейчас живете в Баку. Трудно ли менять привычный образ жизни, круг устоявшегося общения, место работы, будучи уже достаточно зрелым человеком? Или вам это далось легко?
- Я никогда не теряла связь со своей родиной, здесь живет моя мама. Каждое лето мои дети - с самого рождения - проводили в Баку три летних месяца, поэтому можно сказать, что они выросли в Азербайджане. У меня с моим супругом как-то возник спор. Считается, что национальность определяется по тому, на каком языке ты думаешь. И муж мне говорит: «Ты русская». «Я не русская ни разу», - ответила я ему. Наоборот, я абсолютная азербайджанка во всех своих проявлениях, и совершенно не важно, что я думаю на русском языке. Дело в моей азербайджанской ментальности. Выйдя замуж, я не поменяла фамилию, хотя, живя в России, в каких-то отдельных ситуациях мне было бы проще с русской фамилией.
Фото: Аслан Ахмадов
Будучи в Москве, я никогда не пыталась быть русской, не пыталась изображать из себя москвичку.
Всегда говорила, я - бакинка, живущая в Москве!
И даже мой бакинский акцент, он, в общем-то, всегда присутствовал. Говорю я по-русски грамотно, и если у нас есть какая-то наша, сладкая, на мой взгляд, бакинская мелодика речи, почему я должна что-то из себя воображать, если я абсолютный продукт этого города, этой страны, земли? Свою идентичность и национальную принадлежность я всегда воспринимала абсолютно адекватно.
- Сколько лет вы прожили в Азербайджане?
- 18 лет, и в общем-то, мой стержень, все, что во мне есть, было заложено здесь, в Азербайджане. В Баку я закончила школу, поступила в институт. Люди, которые меня окружали в то время, очень много для меня сделали. Дальше началась другая история моей жизни. Я уехала учиться, вышла замуж, стала мамой. Но, тем не менее, с самоидентификацией у меня никогда проблем не было. Всегда понимала и помнила, кто я, откуда, и никогда этого не скрывала. Наоборот, везде и всегда гордо говорила: я - азербайджанка!
Были ситуации, когда многие удивлялись, тому, что я азербайджанка. Особенно в 90-х, когда, к сожалению, Азербайджан находился в абсолютной информационной блокаде, и наш народ представляли в основном люди малообразованные, те, кто приезжал торговать на российских рынках. У россиян складывалось неправильное мнение, что азербайджанцы - это сплошь торговцы. Хотя, я лично против торговцев ничего не имею, они прекрасные люди. Тем не менее, имидж был такой. Со временем все изменилось, этот неприятный период времени закончился.
- Что из того, что вас сопровождало в жизни за рубежом, вы привезли с собой в Баку - ритм, привычки, традиции, уклад жизни? Или здесь вам пришлось полностью перестроиться под бакинский темпоритм? Появилось ли в вашем, скажем, быту что-то новое, сформировались ли новые привычки?
- В моей жизни появился покой. Мне спокойно в Баку, но ритм не изменился. Забавно, мой помощник, который с утра до вечера находится рядом со мной, как-то сказал: «Фатима ханым, я вот целый день нахожусь в машине, вожу вас, а вы целый день ходите. Я за вас устаю». Потому что, действительно, ритм у меня абсолютно московский, и я уже по-другому, наверное, не сумею жить. Но этот темп я совершенно естественным образом применяю и здесь.
Ф. Ибрагимбекова с сыновьями
Фото: Аслан Ахмадов
- В ваших социальных сетях можно увидеть, как вы активно задействованы в светской жизни Баку. Скажите, что сегодня происходит в вашей творческой профессиональной жизни?
- Есть несколько проектов, которые я связываю с Азербайджаном, и очень хочу их реализовать. Сразу скажу, что это имеет отношение к кино, к совместной работе с российскими кинематографистами. К сожалению, заранее не могу рассказать обо всем, пока это секрет, да и Минкультуры Азербайджана и России должны подтвердить наш проект. Но, тем не менее, я прилагаю сейчас массу усилий для того, чтобы задуманное осуществилось. На мой взгляд, проекты такого рода будут полезными как нашим кинематографистам, так и российским.
- Если бы вы снимали фильм, готовили театральную постановку, кого бы привлекли из азербайджанских актеров? С кем бы вам хотелось поработать?
- В Азербайджане очень много артистов, которых знаю с детства. Я с удовольствием задействовала бы этих артистов в каких-либо своих проектах, все зависит от конкретных персонажей, которые в них будут прописаны. С большим уважением отношусь к артистам Азербайджанского государственного русского драматического театра, как и к новому поколению азербайджаноязычных артистов, за которыми я с удовольствием наблюдаю, но лично пока не знакома. Обязательно, если представится такая возможность, познакомлюсь, приглашу на кастинг для дальнейшего сотрудничества.
Сегодня в Азербайджане огромное количество талантливой молодежи, и даже, на мой взгляд, есть несколько просто гениальных ребят. Это режиссеры, фильмы которых ждут в Каннах, кому звонит лично сам Кустурица.
- Кто же эти режиссеры?!
- Например, Теймур Гаджиев, который снял несколько короткометражек, и его полный метр реально ждет высокое каннское жюри. Он получил массу призов, снимает авторское кино. Для многих оно может быть непонятным, потому что, это новый киноязык, не мейнстрим, кино не для всех. Это такие проекты, на которые нужно находить финансирование, меценатов, готовых вкладываться и развивать это направление. Потому что это кино, хоть и не приносящее прибыль, повышает уровень культуры и статус страны в мировом сообществе.
- Ваш отец, Рустам Ибрагимбеков, руководил театром «Ибрус». Вы не хотели бы продолжить его дело? И если бы так случилось, постарались бы сохранить и развить начатое отцом или построили что-то свое, с нуля, с новым содержанием и идеями?
- Продолжить папино дело - это моя мечта. Театр «Ибрус» существует, есть труппа, репертуар, готовые спектакли, но нет площадки. У меня есть задумка, скажем, мечта создать кинотеатральный центр имени Рустама Ибрагимбекова в Баку. Чтобы это было единое пространство, состоящее из его театра, музея, киношколы, которая до сих пор существует и очень успешно работает. Ею много лет руководит член правления Союза кинематографистов Азербайджана, замечательный режиссер Олег Сафаралиев, который снял по папиному сценарию необыкновенный фильм «Прощай, южный город». У папы осталось большое количество учеников, продолжателей его дела. Они, между прочим, побеждают в различных конкурсах и фестивалях, которые проводятся не только в Азербайджане, но и за рубежом.
Рустам Ибрагимбеков, Фатима Ибрагимбекова
Пока все идеи собраны в голове, так как после папиного ухода прошло совсем немного времени, и я не осуществила свои замыслы. Надеюсь, в будущем, на реализацию задуманного мне хватит энергии и сил.
- Могли бы вы снять современный «В одном южном городе» («Bir cənub şəhərində»)?
- Несмотря на то, что я по образованию режиссер, давно ничего не снимала. Но жизнь повернулась таким образом, что мои организаторские способности оказались более востребованными, нежели творческие. Поэтому будем надеяться, что я реализуюсь и как режиссер тоже.
Что касается фильма «В одном южном городе», то я не думаю, что именно этот фильм нуждается в переделке. Потому как у каждого времени свои герои. Мне кажется, это будет неправильно, ведь фильм выдающийся! Это то же самое, что делать ремейки на фильм «Ирония судьбы». Не всегда понимаю, ради чего и зачем это делать.
Кадр из фильма «Bir cənub şəhərində»
Я не любитель ремейков, но любитель приквелов. Если получится, снимем сериал-приквел из восьми эпизодов «Белое солнце пустыни» на написанный папой сценарий, над которым мы планировали работать буквально за несколько месяцев до его ухода, но все пришлось остановить. Если посчастливится, мы возобновим эту работу, так как с режиссером, сценаристом, братом Фуадом Ибрагимбековым активно к ней готовимся. Вот этот проект я бы с удовольствием реализовала, потому что это совершенно другие события: те же герои, но за десять лет до того, как произошла история, которую мы знаем по всеми любимому фильму. Это папина задумка, и пока он был с нами, мы с братом ему в этом помогали.
- Каково быть дочерью, ребенком выдающихся родителей - Рустама Ибрагимбекова и Людмилы Духовной?
- Для меня это счастье, Божий дар!
Знаете, я верю в то, что люди на эту планету не приходят просто так, и в то, что будущий ребенок присматривает себе родителей гораздо раньше своего рождения. И зачастую именно он является причиной судьбоносной встречи мужчины и женщины. «Детская» душа способствует знакомству родителей и направляет их на создание ребенка. Думаю, я и есть такая «душа», и поэтому счастлива, что мне удалось соединить двух талантливых людей и стать самым главным результатом их большой любви!
- Вы ощущаете какую-либо ответственность за семью, фамилию, которую вы носите?
- Ответственность, конечно же, есть! Я очень благодарна родителям, что они в общем-то никогда напрямую это не озвучивали. Мне кажется, есть какое-то внутреннее воспитание, ощущение, когда ты просто понимаешь, что люди, которые тебя привели в этот мир, являются столь масштабными и неординарными личностями. Это понимание приходит с возрастом. Естественно, в детстве я этого не осознавала. Но потом, ты так или иначе хочешь соответствовать им, или, как минимум, не ударить лицом в грязь.
Фото: Аслан Ахмадов
- Спрашивать о планах режиссера, актрису и сценариста - неблагодарное дело. И, тем не менее, приоткройте завесу ближайших планов, которые решили реализовать именно в Азербайджане?
- В 2024 году я хочу начать снимать в Азербайджане полнометражное кино. К сожалению, пока не могу подробно рассказать читателям об этом проекте, так как это коммерческая тайна. Могу сказать лишь одно - в фильме будут задействованы и азербайджанские, и российские актеры.
- Большое спасибо за интересную беседу!
Магда Ковалёва
Мехрибан Алекберзаде награждена премией имени Чингиза Айтматова-ФОТО
Бюсты героев и образы вечности: творчество Замика Рзаева - ИНТЕРВЬЮ
Британский актер Тео Джеймс поделился впечатлениями о Баку-ВИДЕО
Исполнитель мейханы возмутился трендами на отечественном телевидении-ВИДЕО
Cостоялась премьера оперы «Насими»
Сериалу "Vətəndaş A" и телеканалу ITV было сделано предупреждение