Азиз Азизов: О чем говорить, если педагог английского языка становится ректором хореографического училища?!
Сегодняшний гость Vesti.az, учредитель и гендиректор компании Jam Group, президент Ассоциации танца Азербайджана Азиз Азизов, рассказал много интересного о национальном азербайджанском танце, о проблемах, с которыми сталкиваются артисты, о будущем азербайджанского танцевального искусства.
- Скажите, чем вы занимаетесь в настоящее время?
- Старый год мы завершили несколькими премьерами мюзиклов. Состоялась премьера «Рождественской истории», постановки по Чарльзу Диккенсу, также был сыгран детский мюзикл «Олаф и холодные приключения», премьера новогодней ёлки на русском языке «Миньоны спасают Рождество», а также представление на азербайджанском языке - «Холодное сердце».
В новом году запланировано много работы, мюзиклов, представлений. 2023 год для нас обещает быть насыщенным и интересным.
Нам не удалось провести кубок «Карабах», так как не утвердили наш запрос…
- Расскажите о международном конкурсе искусств и танца, кубке «Карабах», который неоднократно проводился вами.
- Кубок «Карабах» был основан 6 лет назад, мы его проводили каждый год. Но в этом году, к сожалению, нам его провести не удалось.
- Почему не получилось, что помешало?
- Дело в том, что его проведение полностью от нас не зависит. В течение 6-и лет мы проводили Кубок «Карабах» вокруг зоны захваченных азербайджанских территорий: в Барде, Агджабеди, Агдаме и других. После того, как азербайджанские земли были освобождены от оккупации, мы обратились за разрешением о проведении кубка «Карабах» на освобожденных территориях в Администрацию Президента, где наш запрос был утвержден. Однако в Министерстве культуры нам, можно сказать, вежливо отказали. Наша мечта, провести Кубок «Карабах» в Шуше, или, если не в самой Шуше, то хотя бы в этой зоне, не осуществилась.
За три года нас стало 8 тысяч
- Скажите, чем сегодня конкретно занимается ваша Ассоциация танца?
- К большому сожалению наши функции сведены лишь к проведению соревнований, конкурсов и фестивалей. В рамках фестивалей происходит обмен педагогическим опытом и мастерством, что весьма радует. До 2011 года в Азербайджане не было подобной организации как наша. Федерация танца, которая существовала до нас, занималась только бальными танцами. Помню, как мы собрались, 21 руководитель различных танцевальных организаций. Это были и хипхоперы, латинисты, брейкеры, модернисты, руководители современных и эстрадных танцев. Многими танцами серьезно в то время и не занимались. И мы решили создать Ассоциацию. Вначале нас было 172 человека и 21 коллектив. Буквально через 3 года нас стало 8 тысяч! Стоит отметить, что сегодня в наших рядах уже 12 тысяч человек.
Итальянская команда хотела отдать нам свои золотые медали…
- Выезжают ли ваши танцевальные коллективы на международные конкурсы?
-Когда мы значительно расширились, то начали за свой личный счет отправлять коллективы на соревнования, проводимые за пределами нашей страны. Получилось отправить брейкеров на чемпионат мира, который проходил в Германии в городе Бохум в 2012 году. Именно на этом мероприятии наши ребята стали чемпионами мира. Также в 2014 году мы поехали на чемпионат мира в Данию и в городе Копенгагене по хип хопу заняли 4-ое место в мире среди 4200 танцоров. Как сейчас помню, наш коллектив состоял всего из шести человек.
Также мы ездили на Европейские Дельфийские игры, куда дорогу нам оплатило Министерство молодежи и спорта. Там мы заняли второе место в Европе. Было также соревнование по латино-шоу, где мы были третьими. Тогда наши ребята ошиблись и сбились в танце буквально на доли секунды, это не считается грубой ошибкой. Помню, итальянская команда, победившая в этом танцевальном конкурсе, повесила свои золотые медали нашим ребятам на шею, было и такое.
В федерации бального танца всего 4 коллектива, которые не дружат между собой…
- Все конкурсы и мероприятия вы организовываете за свой счет?
- К сожалению, со стороны госструктур не поступает каких-либо предложений о финансовой поддержке. Нас всегда пытались присоединить к федерации бального танца, отдать под их руководство. Я просто не могу себе представить, чтобы 12 тысяч танцоров перешли в союз, где всего 4 коллектива, которые особо не дружат между собой. (Смеётся). Как вы себе это представляете? Руководитель федерации, будучи профессиональным бальником, танцует народные танцы где-то вечером в ресторанах. Но, понимая, что и наша Ассоциация превратится в эту федерацию, со своими интригами, драками, кнопками в туфлях, я не хотел бы этого видеть.
Мы создали единственную в Азербайджане систему членского взноса…
- Как вам удается существовать без финансовой поддержки извне?
-Мы столько лет существуем благодаря созданию системы членского взноса, единственной, между прочим, в Азербайджане. Отмечу, что взносы за соревнования минимальные, колеблются от 5 до 7 манатов. Думаю, любой человек в нашей стране может себе это позволить. За счёт этих 5-7 манатов мы создаём определенную базу: оплачиваем аренду помещения, покупаем медали, кубки, шьём костюмы, оплачиваем судейский труд, услуги звукорежиссёров, свет и прочее. Поездки на чемпионаты стараемся оплачивать этой же системой. Не могу сказать, что нам это легко даётся, но для существования и продолжения нашей деятельности я иного выхода пока не вижу.
Мы уже потеряли 30 лет!..
- Молодые кадры продолжают приходить в танцы?
- Сложно отказаться от того, для чего ты рожден. К сожалению, наши проблемы не решаются на законодательном или чиновничьем уровне. У нас на сегодняшний день практически нет взрослой системы балета, это большая проблема. В хореографическое училище пришли профессиональные педагоги, такие как Наиля Мамедзаде, Таир Эйнуллаев – мастера своего дела. Но для того, чтобы выросло хорошее, талантливое поколение танцоров, нужно время. А мы уже потеряли 30 лет! Приведу простой пример. В советское время был лимит, после которого взрослый танцор, артист балета уходил на пенсию. И это не в 60, а в 38 лет танцоры выходили на пенсию, становились или методистами, либо хореографами, балетмейстерами и так далее.
После этого артист балета не должен выходить на большую сцену, так как уже не те связки, не та подача танца, не те позвоночные диски, поясничные проблемы — это все профессиональные болезни танцора. Артистов, которые блистают на сцене в преклонном для танцора возрасте, мало. Но сейчас мы с вами видим, что, оказывается, роль Ромео могут сыграть 40-летние солисты театра оперы и балета. Я их очень люблю и уважаю за их профессионализм, но это неправильно.
По новому закону о пенсии танцор должен работать до 65 лет.
- А почему артисты сами не уходят?
- У них нет другого выхода. Что им делать, если на пенсию не отпускают? Выход один, продолжать танцевать. По новому закону, который действует сегодня у нас в стране, до 65 лет он должен «оттанцевать». Теперь вы понимаете, каково положение артистов в искусстве танца в Азербайджане?!
Без государственной поддержки и финансирования больше мы сделать не можем…
- Но ведь министерство посылает на фестивали не мало танцевальных коллективов!
- А остальным коллективам что делать? Одними фестивалями сыт не будешь. И поэтому многие артисты уходят из этой сферы, не видя будущего в профессии танцора. Я уверен, что у сегодняшнего родителя, который выбирает профессию для своего ребенка, «танцора» в списке нет. Это большая проблема, мы пытаемся ее решить, повысить танцевальный уровень в Азербайджане, увеличить в Ассоциации количество коллективов, чтобы люди не теряли уровень и могли зарабатывать. Но у нас не очень хорошо это получается. Без государственной поддержки и финансирования больше мы сделать не состоянии. Можем только выпускать самодеятельные коллективы и следить за их уровнем, чтобы он не падал.
За свой счет мы проводили Кубок мира по фольклорному танцу. Мы получили регистрацию от Всемирной организации танца, прождали 2 года, и провели в Азербайджане это мероприятие. Кстати, он был проведен в Азербайджане впервые.
И вдруг, руководители из Сербии и Украины попросили у нас предоставить азербайджанскую детскую песню или танцевальную музыку для своих коллективов. Так как у нас у самих нет оригинальных записей, мне пришлось дать им нашу национальную музыку 60-х годов.
Нас перед грузинами пожалуйста не позорьте…
- Существует такое мнение, что среди кавказских танцев грузинский народный танец самый популярный из всех. Что вы думаете на этот счет?
- Понимаете, нельзя говорить, что танец какого-то народа лучше или хуже, потому что они разные. Такого просто не может быть, так как каждый танец хорош по-своему. Я могу вам объяснить, почему создается такое мнение. Система танцевальной самодеятельности в Азербайджане была развалена после Советского союза. Сильные педагоги ушли, работа пришла в упадок. О каких выпускниках, профессионалах можно говорить, если педагог английского языка становится ректором хореографического училища?
Приведу простой пример. У нас есть несколько государственных ансамблей. В открытом чемпионате Азербайджана принимают участие 7154 артиста. Во взрослых группах участвуют два сильнейших грузинских коллектива: Сухишвили с 52-мя и Эрисионе с 48-ю участниками. Они друг с другом попали в финал, и все это время танцоры этих коллективов сверлили глазами своих соперников. Я, не долго думая, связался с одним из сильнейших наших азербайджанских коллективов, государственным ансамблем, и попросил поучаствовать в этом мероприятии. И знаете, что мне ответили? «Нас перед грузинами, пожалуйста, не позорьте! Мы не придем». Получается, у нас нет ансамбля, который смог бы выйти против грузинских танцоров. Но тут нет вины артистов. Я виню систему, которая развалилась, и за прошедшие 30 лет так и не восстановилась.
На наших свадьбах уже не часто можно услышать азербайджанский ритм…
- Получается, грузины сильнее в танце всех остальных кавказцев?
- Понимаете, в Грузии совсем другое отношение к танцу. Даже в советское время они оставались обособленными. Мы же все время пытались миксовать, со всеми дружить. Например, приезжает коллектив из Москвы, и мы думаем, надо что-то русское тоже организовать и показать. Грузины так не делали никогда! Вы знаете, что грузины в школьную программу ввели народный танец? Хочешь быть танцором или нет, знать свой народный танец ты обязан! У нас же все иначе. У нас даже на свадьбах не часто можно услышать азербайджанский ритм. Потому что мы любим все смешивать, а это неправильно. Теряется наш национальный колорит. Поэтому, грузины могут быть спокойны, их поколения будут знать все до единого свои национальные танцы, и грамотно их исполнять. Посмотрите на грузинские свадьбы, обычные люди очень грамотно и красиво танцуют, как профессионалы. А на наших свадьбах большинство людей думает, как бы «красиво» преподнести самого себя, а не национальный танец.
- Скажите с какими трудностями сталкиваются танцоры на своем пути?
- Конечно, с финансовыми проблемами. Хороший костюм стоит очень дорого, хорошая качественная обувь, как вы понимаете, тоже стоит не дешево. В советское время в Азербайджане было несколько профессиональных обувщиков, но сегодня их круг заметно сузился. Хорошие качественные сапоги мы заказываем из Тбилиси, как и бурки, шапки. Сегодня у нас начинает налаживаться качественный пошив обуви, но она стоит очень дорого. Это большая проблема для нас. Если взять, к примеру, соседнюю Грузию, для грузинского танцора не проблема проехать несколько кварталов Тбилиси и купить у мастера не дорогую одежду и обувь для танца. Сегодня наши танцоры не могут позволить себе качественные наряды, а ведь не стоит забывать, что красота танца напрямую зависит от добротной обуви и одежды.
К этническому фольклору обращаются всего лишь один или два коллектива. Не каждый может взять на свои плечи такую ответственность…
- А что вы можете сказать по поводу музыки, какие мелодии предпочитаете выбирать для танцевальных номеров?
- Вот еще одна серьезная проблема для танцора - отсутствие хорошей фонограммы. Для танцев у нас нет качественного музыкального материала, мы используем мелодии, написанные нашими корифеями в прошлом веке. На старые мелодии наши постановщики ставят новые танцы. Есть этнический фольклор, в котором мелодии и танец были поставлены более 50-лет назад нашими корифеями, в этой дисциплине нельзя менять ни головной убор, ни костюм, ни музыку, ни обувь. Например, как был поставлен танец Алибабой Абдуллаевым десятки лет тому назад, сегодня он должен исполняться именно так, как был поставлен. И поэтому, за год к этническому фольклору обращаются всего лишь один или два коллектива. Не каждый может взять на свои плечи такую ответственность. Нет фонограмм, нет качественно сшитых костюмов, нет соответствующих головных уборов, не пишутся новые мелодии для стилизации - для танцоров их нет. Новая мелодия, с репетициями, с звукозаписывающей студией, монтажом и всем остальным обойдется коллективу примерно в 7-8 тысяч манатов. Коллективы не могут себе это позволить. Думаю, финансы были бы, если бы люди имели подходящую работу, тогда бы они писали себе новые мелодии.
- Скажите, сколько у вас танцевальных коллективов?
- После пандемии очень многие коллективы, скажет так, сошли с дистанции, но в то же время появились и новые. Итог будем подводить на конгрессе в конце января в Гяндже, куда съедутся регионы, и только после этого я смогу назвать точное количество танцевальных коллективов. До пандемии было 183 коллектива с 12 тысячами танцоров. Такого удара по системе никогда не было, пандемия сильно повлияла на нашу работу.
За последние 30 лет практически не осталось школы наших великих танцовщиц
- Традиции танца, которые были созданы Розой Джалиловой, Афаг Меликовой, Аминой Дильбази, удалось ли их сохранить?
- Мы именно над этим сейчас и работаем. А больше всего работают Таир Эйнуллаев и Наиля Мамедзаде, собирая по крупицам талантливое поколение, в надежде передать им свои знания. Понимаете, за последние 30 лет практически не осталось школы наших великих танцовщиц, школы Амины ханым, Хумар ханым, Алибабы Абдуллаева. И быстрого результата мы не увидим, на восстановление понадобятся годы.
Магда Ковалёва
Мехрибан Алекберзаде награждена премией имени Чингиза Айтматова-ФОТО
Бюсты героев и образы вечности: творчество Замика Рзаева - ИНТЕРВЬЮ
Британский актер Тео Джеймс поделился впечатлениями о Баку-ВИДЕО
Исполнитель мейханы возмутился трендами на отечественном телевидении-ВИДЕО
Cостоялась премьера оперы «Насими»
Сериалу "Vətəndaş A" и телеканалу ITV было сделано предупреждение