Заслуженный летчик Азербайджана Таир Агагулиев: Рожденные летать!-ФОТО

Заслуженный летчик Азербайджана Таир Агагулиев: Рожденные летать!-ФОТО
9 февраля 2024
# 20:00

Долгое время тема гражданской авиации оставалась в нашей стране «закрытой».

Хотя представить себе без нее сегодняшний день уже невозможно. Более века наши летчики доставляют грузы, перевозят пассажиров, помогают медицине, науке, сельскому хозяйству, участвуют в военных операциях.

Сегодня своими историями с Vesti.az делится один из старейших пилотов страны, заслуженный летчик Азербайджана Таир Агагулиев. Его удостоверение, подтверждающее звание, числится за N 4, и получал он его из рук президента Азербайджана Ильхама Алиева.

На счету Т.Агагулиева 42 года беспрерывной работы в отечественной авиации. В общей сложности, он провел в небе 20.000 часов или ровно 3 года.

Небо в облаках

Древнейший бакинский поселок Рамана, расположенный среди нефтяных качалок; старинная крепость, основанная в XIV веке римским легионом; отреставрированные уже в наши дни узкие мощеные улочки; печально известная больница, в которую свозили путан со всего города и которая на радость местных жителей была, наконец, ликвидирована... Вот то немногое, что расскажет вам обыватель из Баку о Рамана. Ну еще то, что расположены они по дороге в аэропорт Бина. 

А еще на окраине Рамана был небольшой бассейн-водохранилище на случай всяких разных непредвиденных ситуаций, и находилось оно на самой высокой точке поселка. Это место облюбовала раманинская детвора, которая летними днями плескалась в бассейне, а ночами наблюдала за звездным небом. Еще с пригорка было хорошо видно, как взлетают и садятся самолеты в аэропорту Бина: вот Ил-14 идет на Саратов, а Ил-18 заходит в это время на посадку, а это 852-й рейс из Москвы. И  «как мухи» летали кукурузники и вертолеты.  Потому, глядя на звезды жаркими летними ночами, почти все они мечтали стать летчиками.

В маленьком поселке, в котором по переписи населения 1959-го года проживало около 7 тысяч человек, примерно 3.000 из них составляли мужчины и те самые мальчишки с водохранилища. Повзрослев, 30 из них станут пилотами, командирами экипажей, двое получат звание Заслуженного летчика Азербайджана. 

Наш герой Таир Агагулиев мечтал о карьере в военной авиации, но судьба распорядилась так, что он окончил Сасовское летное училище под Рязанью и всю свою жизнь посвятил гражданской авиации.

Наш герой в начале своего пути...

С ЯК-18 на «большой» самолет

Никаких летных вузов в то время не было. Будущие летчики оканчивали летные училища, в которых учились по три года. Тренировались на спортивном ЯК-18. «Пилотировали только вручную. Выделывали в небе такие фигуры, что современное поколение летчиков, выросшее на автоматическом управлении самолетами, близко не сможет повторить. А ведь нам было по 18 лет», - говорит Таир Агагулиев.

 А по окончании училища Т.Агагулиев работал на АН-2 (в простонародье  - «кукурузниках» -ред.). Практически все будущие пилоты в Азербайджане проходили через «сельскую авиацию», раскидывали «химию» по хлопковым полям. Чтобы было понятно, что это была за «химия», просто отметим, что подобным составом американцы «орошали» Вьетнам во время войны.

«У нас бывало до 40 вылетов в день. Не все выдерживали нагрузок и работы с химикатами. Многие уходили по состоянию здоровья», - рассказывает летчик.

Пройдя подобную школу, немудрено, что уже в 29 лет Таир Агагулиев был назначен самым молодым в то время в СССР командиром экипажа на ТУ-134.

Вообще, со слов нашего героя, бакинские летчики являлись гордостью советской авиации.

«Именно в Баку раз в год приезжала комиссия из Москвы для отбора пилотов в 235-й летный отряд. Это правительственный авиаотряд, который базировался во Внуково и развозил членов палитбюро и правительственные делегации. Больше скажу. Если по метеоусловиям закрывался тот или иной аэропорт, а на подходе был бакинский самолет, ему разрешалось производить посадку», - объясняет Т.Агагулиев.

Почему погибла доктор Лиза?

Кто бы мог подумать, что одним из самых опасных аэродромов на постсоветском пространстве до сих пор считается именно сочинский. Для многих памятна история с гибелью 92-х пассажиров и членов экипажа ТУ-154, который выполнял рейс в Сирию. На борту самолета находилась группа известных российских журналистов, гремевший на весь мир ансамбль Александрова и известная доктор Лиза, которая стала сегодня символом настоящего врачебного мужества и гуманизма.

Спустя полминуты после отрыва от взлетной полосы самолет пропал с экранов радаров, а затем с левым креном рухнул в Черное море, в полутора километрах от берега, севернее аэропорта. Следствие длилось 3 года, было отработано более 15 версий трагедии. И выдвинуто множество конспирологических теорий.

«Да не было там ни диверсий, ни заложенных бомб, ни террористов… Сочинский аэропорт один из самых сложнейших взлетно-посадочных полос в мире. В 2003-году при посадке в Черном море затонул А -320, который выполнял рейс из Еревана в Сочи. Погибло 113 человек, включая 9 членов экипажа.  Там часто случаются катастрофы.

Особенность аэропорта Сочи в том, что заход на посадку возможен только со стороны моря. Даже в хорошую погоду испарения большого массива воды доставляют проблемы самолету, летящему на низкой высоте. А уж в штормовую погоду... При этом, борту нужно вписаться в довольно узкий коридор между горами и водой. В этом месте также весьма ограничена возможность прервать посадку. После определенного момента на второй круг уйти просто невозможно и посадку нужно производить при любых условиях», - рассказывает наш визави.

 «Мы как-то должны были поменяться с экипажем, который выполнял рейс Баку-Сочи-Баку. Я сидел в салоне на переднем пассажирском кресле, тогда как второй пилот зашел в кабину к коллегам. И прямо на взлете распахнулась дверь в салон. Представляете, какой там напор воздуха? 80 тонн. При этом в кабине пилотов ни о чем не подозревают, самолет набирает высоту. Я не совсем понимаю, как мне удалось закрыть эту дверь. Вот говорят, что в экстремальной ситуации у нас включаются сверхспособности…Там бы просто всех вытянуло на высоте», - вспоминает Таир Агагулиев.

Чернобыль

«Два раза в год мы выполняли рейсы для Министерства обороны – отвозили в дальние точки новобранцев и забирали дембелей. Наши солдаты тогда служили в Германии, Чехословакии, Иркутске. Петропавловске-Камчатском… Платили нам не сказать, чтобы очень много командировочных.  Но мы люди изобретательные, с Кавказа. Была у нас суточная остановка в Киеве перед перелетом в Германию. Ну мы в магазины – спиртное купить, сигареты… В Берлине все это дорого, а на вырученное можно прикупить детских вещей, жене подарок. И вот возвращаемся мы в гостиницу, слышим, народ в автобусе перешептывается о каком-то взрыве. Подъехали к аэропорту, а там кругом вооруженные солдаты.  Нас, как летный экипадж, конечно, пропустили, и вот тут мы узнали о взрыве в Чернобыле.

Наутро мы вылетели в Германию за нашими демобилизованными солдатиками. Должны были лететь в Баку. Представляете, как они ждали и радовались, что скоро окажутся дома? Но тут поступил приказ лететь в Киев.

Всех из самолета погрузили в автобусы и отправили в зону взрыва. Ни о каких респираторах не было никакой речи. Я иногда думаю, остался ли из них хоть кто-то в живых? Долетел ли до Баку кто-нибудь из 180 моих дембелей?..

А через месяц мы выполняли из Киева другой спецрейс. Я зашел в салон и обомлел: в креслах по двое, прижавшись как воробушки, сидели 300 детей 10-12 лет из Чернобыля. Находиться детям до 12-ти лет в самолете в одном кресле по двое в случае эвакуации разрешено. Летели они на реабилитацию в поселок Мардакян. У каждого рюкзачок с выбитыми именами, фамилиями, адресом и номером телефона. Их родители даже не знали, куда их отправляют», - так описывает заслуженный летчик Азербайджана те события.

Не боялись ли сами смертельной радиации? Таир Агагулиев смеется: «Вы знаете уровень радиации на высоте от 7000 метров и выше? Не задавались вопросом, почему военные летчики летают в скафандрах?.. А на нас же скафандры не наденешь, мы всех пассажиров распугаем».    

Чтобы взлеты и посадки совпадали!

В летной среде это обычное пожелание, что-то вроде «удачной поездки» у гражданских. Летчики желают друг другу, чтобы количество взлетов совпадало с посадками. Но, к сожалению, такое случается не всегда.

Тот взлет для Таира Агагулиева стал последним. 23 декабря 2011 года, выполняя учебно-тренировочный полет с курсантом, на очередном вираже самолет колесами вверх рухнул в озеро Масазыр. Вначале он помог выбраться из кабины курсанту, после с трудом выбрался сам. Почти полтора часа они пробыли в ледяной концентрированно соленой воде (в этом озере добывают соль – ред.), пока до них смог добраться вызванный наблюдавшими падение экипажа сотрудниками ГАИ отряд МЧС. Переохлаждение и большая потеря крови сделали свое дело. После долгой и болезненной реабилитации врачи рекомендовали забыть о небе. Сам Тагир Агагулиев считает 23 декабря своим вторым днем рождения.

Наш герой не летает уже 12 лет. Рассказывает, что первые три года было особенно тяжело. Каждую ночь снились самолеты, невероятные летные суда, на которых он никогда не бывал. И каждую ночь он летал…

…Они собираются каждый год 18 августа, чтобы отметить День Аэрофлота. «Поймите, большую часть жизни мы пролетали на самолетах именно этой авиакомпании. С нее мы начинали. Поэтому 2 августа (в этот день в Азербайджане отмечают День гражданской авиации – ред.) для нас непривычный праздник», - как бы оправдывается Т.Агагулиев.

«Вот так и живем, от 18 августа до следующего 18-го. Живем своими воспоминаниями, историями… Жалко, что о нас забывают. Раньше летчики нашего уровня могли раз в год летать с супругой бесплатно, имели право воспользоваться санаторием вместе со второй половиной. Сейчас этого уже нет, к сожалению», -сетует заслуженный летчик страны. 

# 6255
avatar

Алена Мясникова

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#