Минсельхоз есть, а продукции нет
Война в Украине и связанные с ней опасения по поводу продовольственного кризиса еще больше актуализируют вопрос снижения импортозависимости в сельском хозяйстве.
Судя по заявлениям правительства Азербайджана, уровень запасов продовольствия в нашей стране достаточный. Тем не менее, не стоит забывать, что он должен постоянно пересматриваться в соответствии с изменениями, происходящими на мировом рынке с учетом состояния собственного продовольствия (внутреннее производство), переходящих запасов, уровня самообеспеченности товарами продовольственного назначения и их потребления, доступностью для потребителей и качества этих товаров.
Это основные столпы продовольственной безопасности, причем, особняком здесь стоит уровень сельхозпроизводства. Именно за счет него достигается продовольственная независимость - отрасль должна быть способна производить основные продукты питания, и объем производства должен соответствовать заявленным государством объемам, т.е., быть достаточным для покрытия имеющихся потребностей.
Когда страна становится зависимой от продовольствия? В том числе, когда ее агропромышленный комплекс (АПК) неэффективен. Поэтому очевидно, что сегодня необходимо принимать меры по развитию национального сельхозпроизводства, которое должно стать основным источником поступления продовольствия.
Кто занимается в Азербайджане развитием АПК? Министерство сельского хозяйства. Функции ведомства, в том числе включают: осуществление государственной политики и контроля за соблюдением законодательства в аграрной области; активное участие в подготовке и осуществлении госполитики в области развития инфраструктуры; проведение госполитики в области продбезопасности страны; контроль производства безопасных продовольственной продукции и сырья; осуществление политики выдачи кредитов в аграрном секторе на социально-экономическое развитие сельских местностей.
Где фермер, а где - магазин?
Сельское хозяйство – ядро агропромышленного комплекса. Но помимо него АПК включает целый комплекс других отраслей, в числе которых транспортировка, хранение, торговля потребительскими товарами.
В нашей стране уже достаточно давно говорят об отсутствии эффективной производственно-сбытовой цепочки, проще говоря, канала «фермер - магазин». Множество наших сельчан жалуются на то, что их продукция так не доходит до потребителя. Она попросту сгнивает, поскольку ее… не закупают! Хотя спрос на местные товары всегда был, есть и будет – они качественные, иначе не было бы импорта из других стран, той же России.
Рынок в Баку
Это приносит убытки не только фермерам, которые рискуют оказаться и что скрывать – оказываются на грани банкротства, но и потребителям, которые не получают сельхозпродукцию по доступным ценам.
К примеру, летом прошлого года ввиду отсутствия покупателей в Шамкирском районе на свалку были выброшены тонны (!!!) томатов. Аналогичная ситуация сложилась и в Товузе, где фермеры ввиду достаточных осадков получили обильный урожай картофеля, который никто не спешил покупать.
А ведь сейчас во всем мире сейчас широко практикуются короткие цепочки поставок, когда между производителями и потребителями короткая дистанция и/или небольшое число посредников. Такая схема считается наиболее подходящим каналом для доставки традиционных продуктов мелкими фермерами и прямые отношения между производителями и потребителями продуктов питания дают им возможность развивать еще более тесные контакты и четко определять рыночные ниши.
Но, судя по сложившейся ситуации, многим азербайджанским фермерам приходится об этом лишь мечтать – они не могут продать свою продукцию. Причин несколько.
Наш опрос, проведенный среди фермеров в регионах, показал: многие из них жалуются на наличие монополий, которые действуют как в сфере производства, так и транспортировки и реализации сельхозтоваров.
То есть, определенные производители выращивают определенную продукцию, которую перевозят и реализуют определенные монополисты.
И если даже товары покупаются, то по бросовым ценам, и фермерам легче закрывать производства, которые не окупаются. Как тут не вспомнить «кусачие» цены в супермаркетах? Закуп осуществляется по минимальной цене, реализация – по совершенно иной. Да, это – закон рынка. Но вся беда в том, что не может литр коровьего молока стоить, скажем, 2 маната, гатыг – 1,5, когда предприятие покупает молоко у фермеров за сущие копейки. Мы видим на полках товары с гигантскими наценками, которые накладывают в том числе многочисленные посредники между фермерами и магазинами…
Из всей этой ситуации, в том числе с монополиями, вытекает еще одна проблема - перенасыщенность рынка определенными товарами. Ведь они производятся по заказу… Да и в целом из года в год мы наблюдаем ситуацию, когда товары производятся не в соответствии со спросом, а хаотично. В результате полки тех же супермаркетов буквально завалены определенными видами той же плодоовощной продукции…
Но это всего лишь фрагмент подводной части огромного айсберга. Самое обидное, излишки сельхозпродукции, скапливаясь у «рядовых» фермеров, пропадают. В конечном счете им ничего другого не остается, как вывозить их на мусорные свалки… Увы, далеко не каждый производитель может оперативно в самый разгар сезона найти рынок сбыта. Или начать выращивать другую продукцию.
Не факт, что такая ситуация не повторится в этом году и будет наблюдаться в будущем. Причина же одна: отсутствие должного контроля АПК чиновниками от Минсельхоза. В том числе четкого плана, согласно которому логистика, производство и сбыт функционировали бы по налаженной схеме.
Да, это же министерство периодически организовывает ярмарки «Из села в город». Например, в период празднования Новруза. Но мы пообщались с тремя фермерами и вот, что выяснилось. Каждый из них вынужден был… выплатить определенную мзду за определенное место на ярмарке - ближе к входу-выходу. Кому именно, сказать они побоялись, отметив при этом, что в целом рады возможности продать хотя бы часть своей продукции. И это на фоне сложившейся ситуации! Когда не фермеры, а государство и коммерческие структуры должны «гоняться» за каждым заботливо выращенным недорогим помидором…
«Мзда» означает еще и наценку на товар. Не будет же фермер продавать его в ущерб себе. То есть, в этой ситуации страдают не только производители, государство в целом, но и мы, обычные потребители.
Выходом из ситуации могут стать крупные оптовые рынки сельхозпродукции, и не только в Баку, но в других крупных городах и райцентрах страны. Такая практика широко применяется, к примеру, в ОАЭ. Гигантские по своим масштабам и насыщенности товарами рынки, огромное число покупателей, не только оптовых, великолепно организованные аукционы… Продукция раскупается за считанные минуты!
Рынок в Дубае
По всей видимости, в Эмиратах, в отличие от Азербайджана, чиновники от Минсельхоза нацелены на то, чтобы на рынке была здоровая конкуренция.
Ну и как не упомянуть другую не менее актуальную проблему отсутствия необходимого количества предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые, как правило, нацелены на закупку продукции и сырья местного производства? То есть, у нас по-прежнему не налажен еще один эффективный канал сбыта сельхозтоваров…
Ненужный импорт
Немаловажный момент. Ежегодно Азербайджан импортирует сельхозпродукцию на сумму свыше $1,5 млрд, экспортирует – на сумму около $1 млрд. При этом в структуре импорта есть тот же картофель. Возникает вопрос: зачем стране картофель иностранного производства? Он лучше? Однозначно нет. Плюс ко всему, закупки из-за рубежа происходят на фоне того, как местный – тот же товузский товар сгнивает, не доходя до опта или розницы.
Да, далеко не все наименования сельхозпродукции можно производить в Азербайджане, потому мы их и импортируем. Среди причин есть климатические. Но ведь для этого и придуманы тепличные хозяйства. Что требуется для их организации? Желание фермеров и финансирование. То есть, необходимо проводить грамотную работу с теми же фермерами. Кто должен это делать? Минсельхоз.
«Мы должны увеличить объем производства сельхозпродукции и добиться снижения зависимости от импорта, - сказал 15 марта премьер-министр Али Асадов на обсуждении в Милли Меджлисе отчета правительства Азербайджана за 2021 год. - Для этого мы должны осуществить коренной перелом в развитии аграрного сектора. Сельское хозяйство является для нас как экономическим, социальным вопросом, так и вопросом безопасности».
Услышан ли этот посыл?
А может, чиновники отреагируют на слова главы государства?
«За последние три месяца инфляция (в Азербайджане – ред.) увеличилась на 18%», - сказал на совещании, посвященном итогам первого квартала 2022 года, президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Ильхам Алиев на совещании, посвященном итогам первого квартала 2022 года
По словам президента, «это, конечно, высокая цифра». При этом он подчеркнул, что «часть ее – это импортированная инфляция, потому что рост цен на продовольственную и другую продукцию в мире, естественно, сказывается и на внутренних ценах», и, несмотря на 20%-ный рост доходов населения, «необходимо принять, усилить антиинфляционные меры».
В свою очередь, премьер Али Асадов отметил, что 18% - это продовольственная инфляция.
По его словам, общая инфляция за три месяца составила 12,2%, и импортируемые продовольственные товары в структуре инфляции превышают… 60%!
Члены правительства Азербайджана на совещании по итогам первого квартала 2022 года
А.Асадов также подчеркнул, что «сегодня настало время, когда главным приоритетом для большинства стран стало только обеспечение самих себя» и с учетом этого «мы рассматриваем внутренние запасы».
Где своя пшеница?
Вновь обратимся к цифрам, на этот раз касающихся импорта пшеницы.
Согласно отчету Государственного таможенного комитета (ГТК), в январе-феврале 2022 года Азербайджан импортировал 150 тыс. 597,5 тонны пшеницы на $51 млн 953,31 тыс., что на 128 тыс. 307,5 тонны, или в 6,75 раза превысило показатель за аналогичный период 2021 года. В стоимостном выражении импорт вырос на $46 млн 303,18 тыс., или в 9,2 раза.
Доля пшеницы в общей структуре импорта страны за первые два месяца 2022 года составила 2,63% против 0,35% за сопоставимый период 2021 года.
Иными словами, наша страна этим важным стратегическим продуктом запасалась. Тем не менее, этот вопрос поднял на совещании по итогам первого квартала 2022 года президент Ильхам Алиев.
«Конечно, в центре внимания должно находиться наше обеспечение продовольственной пшеницей. Правительству даны указания в связи с этим. Приняты оперативные меры и собираются запасы. Мы должны собрать больше запасов», - сказал глава государства.
При этом Ильхам Алиев подчеркнул необходимость самообеспеченности пшеницей:
«…Но в то же время мы должны знать, что такая ситуация (в том числе дефицит – ред.) может продолжаться долго и, наверное, продолжится. Поэтому здесь в первую очередь должно быть увеличено внутреннее обеспечение. В связи с этим вопросом даны указания. Были даны указания о более широкомасштабном ведении посевных работ и на освобожденных землях, и в других регионах».
Совещание по итогам первого квартала 2022 года
По словам президента, «успешная реализация оросительных проектов может привести здесь к хорошим результатам».
В Министерстве сельского хозяйства не раз говорили о том, что в Азербайджане ощущается нехватка пахотных земель - на душу населения Азербайджана приходится 0,42 га земель сельхозназначения, в том числе 0,19 га - пахотных. И этот показатель в мире, по данным Минсельхоза, составляет 0,63 га, в России - 1,48 га, Беларуси - 0,89 га, Узбекистане - 0,79 га, Украине - 0,93 га, Иране - 0,56 га, в США - 1,2 га.
Но с учетом того, что территории Азербайджана освобождены от оккупации и здесь проводятся интенсивные работы по возрождению и благоустройству, будет расширен фронт работ и в АПК. Поэтому в задачу Минсельхоза входит не только интенсификация этой деятельности, но и максимально эффективное использование имеющегося потенциала, причем, в обязательном порядке должна быть обеспечена эффективность сектора, начиная от непосредственно производства сельхозпродукции, решения вопросов логистики, заканчивая конечным потреблением.
В Азербайджане необходимо получение собственного продовольственного зерна, более того, работа должна охватывать не одну - несколько селекционных целей для достижения более высокой урожайности, а с учетом растущего спроса на продукты питания растительного происхождения, ставка должна делаться на постоянные инновации в этой сфере. То есть, в сельскохозяйственной отрасли должен обеспечиваться прирост производства за счет технологических инноваций.
Что же касается увеличения площади пахотных земель, то такие возможности расширились, как мы отметили выше, после освобождения оккупированных территорий страны. Но вместе с их освоением Минсельхозу для увеличения объемов производства нужно работать над увеличением урожайности и минимизацией потерь урожая. И не только зерновых.
Проводится ли такая работа?
Пафоса много, толку - ноль
Вот список профильных структур, находящихся в подчинении Минсельхоза:
- Центр аграрной науки и инноваций
- Центр аграрных исследований
- Научно-исследовательский институт овощеводства.
Всего организаций, не входящих в структуру министерства, но находящихся в его подчинении, 13:
При этом еще на прошлой неделе их было 15:
Кроме того, в подчинении Минсельхоза находятся:
- Агентство аграрных услуг
- Агентство аграрного кредита и развития
- Государственные центры аграрного развития
- ОАО «Аграрные закупки и снабжение».
Теперь сравним этот список с другим - профильных институтов, подведомственных Национальной академии наук Азербайджана (НАНА):
- Институт молекулярной биологии и биотехнологий
- Институт генетических ресурсов
- Институт микробиологии
- Институт ботаники
- Институт зоологии
- Институт дендралогии
- Институт почвоведения и агрохимии.
То есть, в стране функционирует сразу несколько профильных организаций, которые фактически выполняют дублирующие функции. Насколько эффективно – другой вопрос. Мы уже не говорим о самом факте наличия такого количества структур. Но очевидно, что при наличии стольких учреждений, включая центры развития и пр., давно можно было бы добиться не то, что больших – грандиозных успехов как в области производства сельхозпродукции, так и в АПК в целом.
...Пока же нашим фермерам не до инноваций. Им бы свою продукцию сбыть. Желательно, оперативно и по нормальной цене…
Цифры – ничто!
Отметим, что аграрные реформы начались в Азербайджане не вчера. Еще с 1994 года в стране было объявлено об их проведении, в результате уже в 2004-м производство зерна в стране увеличилось в 2,3 раза, картофеля - в 5,9 раза, бахчевых культур - в 8,5 раза, овощей - в 2,5 раза, фруктов и ягод - в 1,3 раза, мяса - в 1,9 раза, молока - в 1,4 раза, яиц - в 1,5 раза, поголовье крупного рогатого скота - в 1,3 раза, поголовье овец и коз - в 1,6 раза.
По данным Госкомитета статистики, в первом квартале 2022 года в Азербайджане было произведено сельхозпродукции на 1 млрд 153,1 млн манатов, что на 3,4% превысило показатель за аналогичный период прошлого года.
Объем производства растениеводческой продукции составил 67,8 млн манатов с ростом на уровне 14,4% по отношению к сопоставимому периоду 2021 года, животноводческой – на 1 млрд 85,3 млн манатов (+ 2,8%).
А теперь давайте ответим на вопрос: что значат эти цифры на фоне происходящих в мире процессов и необходимости выполнения первостепенной задачи - обеспечения продовольственной безопасности государства?
С одной стороны, это своего рода достижение после суровых пандемических 2020/21 гг., но с другой эти цифры не отражают имеющегося потенциала.
Очевидно, что сейчас чиновники от Минсельхоза просто обязаны мобилизовать максимум усилий для решения задач, поставленных перед ними главой государства. Как скоро это произойдет, сказать трудно, ведь как мы отмечали выше, в АПК Азербайджана до сих пор, несмотря на почти 30-летнюю независимость, существуют серьезные проблемы, которые так и не находят своего решения…
Vesti.az
Банки Азербайджана сокращают поддержку малого и среднего бизнеса
Сельское хозяйство и агропром – лидеры роста экспорта Азербайджана
Российско-азербайджанская граница: грузоперевозки увеличились в пять раз
AZAL возобновляет рейсы в Тель-Авив
Fitch Solutions ожидает ускорения роста экономики Азербайджана
Баррель Azeri Light незначительно подорожал