Фонд национального благосостояния России исчерпан. Что дальше?.. - АНАЛИТИКА
Объем ликвидных активов Фонда национального благосостояния (ФНБ) России сократился до $53,8 млрд на 1 декабря, что является минимальным показателем за последние 15 лет, сообщает Vesti.az со ссылкой на Министерство финансов РФ.
При этом, с начала 2024 года объем свободных средств ФНБ уменьшился еще на $2,1 млрд.
А первые неблагоприятные прогнозы были озвучены еще в середине марта 2020 года, когда Центробанк РФ заявил о резком падении (буквально за одну неделю – авт.) на 5,1 процента Международных резервов страны, которые включают валютные активы, монетарное золото, специальные права заимствования (SDR) и резервные позиции в МВФ. Тогда подобное падение официальные финансовые институты Москвы объясняли отрицательной валютной и рыночной переоценкой активов, заявляя, что ситуация исправится в ближайшее время. Скептики же припоминали, что сходные потери резервов наблюдались в октябре 2008 года, когда показатель снизился на $30,6 млрд за неделю, и в январе 2009 года — на $30,3 млрд. Они же предупреждали, что текущее снижение вызывает вопросы относительно возможностей правительства компенсировать сокращение доходов от сырьевого сектора.
Ведь как бы ни было, но международные резервы РФ, формируемые из высоколиквидных иностранных активов, остаются одним из ключевых инструментов финансовой стабильности этой страны. Перед началом СВО в ФНБ находилось около $140 млрд ликвидных активов. Таким образом, за три года боевых действий денежная подушка Москвы сдулась практически втрое.
Если исключить золото, то размер ликвидных активов ФНБ опустился примерно до $31 млрд — уровня, с которым фонд был создан в 2008 году, отмечает Bloomberg. Речь идет о китайских юанях — последней доступной Минфину валюте: по его данным, на 1 декабря ФНБ держал 219,5 млрд юаней.
Vesti.az решили разобраться из чего состоит «российское финансовое благосостояние» и чем грозит ему подобное «сплющивание». Начнем, пожалуй, с международных, или золотовалютных резервов (ЗВР). Это иностранные активы любого государства, которые копят в благополучные времена и тратят в кризис. По сути, это та самая пресловутая кубышка «на черный день» — страховка государства на международной арене. Она позволяет защитить экономику от внешних шоков: например, выплатить долг перед зарубежными кредиторами при резком сокращении бюджета.
Так, в 2020-м году рухнула цена на нефть, и Центробанк РФ с Минфином компенсировали потери бюджета из резервов. Правда, в 2023-м России пришлось продавать не только валюту, но и золото, так как к паденью цен на нефть прибавились расходы на финансирование войны. В кризисной ситуации резервы могут направляться для закупок важных импортных товаров, таких как лекарства. А при ослаблении рубля часть ЗВР продают на внутреннем рынке для стабилизации курса. Как раз то, что мы начинаем наблюдать сейчас.
Более того, крупные резервы в фондовых кубышках позволяют странам вести суверенную финансовую политику и минимизировать зависимость от внешних кредиторов. Величина резервов влияет на репутацию страны, ее кредитный рейтинг и инвестиционную привлекательность. Большие запасы позволяют планировать государственные финансы на длительный срок, купируя многие экономические и политические риски.
При этом высокие показатели международных резервов позволяют гражданам страны более уверенно смотреть в завтрашний день: это снижает вероятность дефолта или девальвации национальной валюты, а значит, и обеднения населения страны. В конце девяностых, когда у России не было резервов, произошло и то и другое. Также финансовая подушка безопасности государства служит опорой для пенсионной системы. Даже в сложных экономических условиях резервы позволяют не оставить пенсионеров без средств к существованию.
И вот здесь не лишним будет напомнить, что изначально российский Фонд национального благосостояния задумывался как Фонд развития российской пенсионной системы на долгую перспективу. Однако, из него уже неоднократно заимствовались средства для восполнения дефицита основного бюджета. Непосредственно сам ФНБ формируется за счет излишков нефтегазовых доходов бюджета при высокой цене на энергоресурсы и является частью ЗВР.
На средства ФНБ приходится примерно 1/4 международных резервов, а сам Фонд формируется и считается в рублях, тем не менее, на его размер сильно влияет изменение курса рубля к иностранным валютам. Ликвидность — это возможность реализовать активы быстро и по приемлемой цене, а рубль нынче — низколиквидный актив. Купить за него товары на большинстве международных рынков нельзя, рассчитаться по внешним долгам — проблематично. Что же касается российских международных резервов, то после 24 февраля 2022 года они стали уменьшаться, сократившись за два месяца с начала СВО на 11%, и к 15 мая составили 586 млрд долларов.
Сегодня Национальный банк России выдвигает несколько сценариев развития экономики РФ на ближайшие три года и самый негативный из них предполагает полное исчерпание ФНБ при усилении санкционного давления, падения цен на нефть и росте инфляции минимум на 15%.
Эксперты же самым оптимистичным из прогнозов считают тот, при котором восстановление экономики России может начаться не раньше 2027-го при окончании войны с Украиной уже сегодня. Но даже в этом случае, к сбалансированному уровню она вернется значительно позже.
Если реально оценивать картину, то санкции против РФ сохранятся до 2027 года, даже при окончании военных действий раньше. Уже сегодня наблюдается рост таможенных тарифов, что ведет к удорожанию и повышению инфляции.
В следующем году «Газпром» снизит инвестпрограмму на 7% до 1,52 трлн руб. в реальном выражении – с учетом инфляции – и сокращение составит более 15%. РЖД урежет инвестпрограмму более чем на треть, до 834 млрд руб., причем почти все средства уйдут на поддержание текущей деятельности и закупку тяги. Инвестиции в БАМ и Транссиб, несмотря на проблемы с доставкой товаров из дальневосточных портов, снизятся в пять раз, а развитие подходов к портам европейской части страны практически заморозят.
Помимо этого, Bloomberg прогнозирует, что 2025 год в России рискует стать годом серьезного сокращения потребления. У властей почти не осталось инструментов для ограничения роста цен на потребительские товары, а также для поддержания курса рубля.
Таблоид утверждает, ссылаясь на экспертов, что власти израсходовали половину ликвидных резервов ФНБ для стабилизации курса рубля (их объем сократился со $140 млрд в феврале 2022-го до $55 млрд в октябре 2024-го). Но и это уже не помогает. Не имея возможности смягчать растущую девальвацию рубля, правительство и ЦБ не смогут больше подавлять инфляцию - и рост цен ускорится. Параллельно, судя по внешним признакам, Кремль собирается продолжить перевод экономики на военные рельсы, лишая гражданский производственный сектор финансовых и трудовых ресурсов. А это чревато дефицитами и снова ростом цен.
В целом прогноз экономистов выглядит вполне вероятным. Но можно дополнить: власти сами и провоцируют инфляцию за счет вброса в экономику «пустых денег», повышения тарифов, ключевой ставки. Так что здесь отчасти все идет по плану. План, мягко говоря, не лучший для населения РФ, но ничего другого это руководство предложить уже не может.
Алена Мясникова
Азербайджанская нефть незначительно подешевела
Комплекс Sea Breeze появится на берегу озера Чарвак в Узбекистане-ФОТО
Azeri Light подешевела до 75,24 доллара за баррель
WTI упала до 68,92 доллара за баррель
Грузия подтвердила готовность поставлять электроэнергию в Россию
Фундук принес Азербайджану $115,9 млн за 2024 год