Электрорайдеры: Сложно объяснить пешеходам, что гулять по велодорожкам нельзя - ИНТЕРВЬЮ-ФОТО-ВИДЕО
Электрический транспорт ворвался на улицы Баку, и это не может не радовать! В мире, где экология стоит на первом месте, изобретатели придумывают все новые и новые способы экопередвижения. И вот, электрические самокаты, скейты и моноколеса уже среди нас!
Сегодня в Баку никого не удивишь людьми, спешащими по своим делам на электрических самокатах. Хотя, некоторые и используют их не совсем по назначению. Но об этом позже...
Интернет же бурлит обсуждениями: молодежь катается по Приморскому бульвару на необычных электрических штуках. Кто-то из бакинцев в восторге от их трюков, другие относятся к ним с опаской.
- Загадка Стоунхенджа раскрыта: единство через камни
- Американская топ-блогерша подавилась и умерла за ужином -ФОТО
- Солнце выстрелило 15 сильными вспышками 29 декабря
Загадочные райдеры чаще всего в плотной защите — шлемах и масках, а потому их личности были скрыты под завесой тайны. До сегодняшнего дня...
Vesti.az удалось поговорить с «героями» бульварных аллей и социальных сетей. Они рассказали нам о своем увлечении и развеяли мифы о том, что мешают отдыхающим или представляют угрозу для служебного транспорта на бульваре.
Представляем вашему вниманию Имрана Ахундова, монорайдера на моноколесе, и Самира Мурадова, электроскейтера на маунтинборде.
- Думаю, для вас не секрет, что в последнее время, благодаря своему необычному «транспорту», вы стали местными «достопримечательностями». Соцсети просто пестрят фотографиями ваших трюков и комментариями к ним. А что подтолкнуло выбрать именно эти электрокары?
Имран: - Я всегда любил скорость, которая дает чувство полной свободы. Помню, как в детстве мы «летали» со спусков на старых советских «великах», и это был адреналин! Годы шли, и любовь к скорости тоже росла, но на «велике» ты скатываешься по спуску, который рано или поздно заканчивается, и ты вновь поднимаешься в гору, чтобы еще раз вдохнуть запах адреналиновой свободы. Моноколесо, на котором я катаюсь последние несколько лет, основано на электричестве. Что по спуску, что по подъему ты передвигаешься с одинаковым удовольствием.
Начиналось же все с того, что как-то на одном из YouTube-каналов я увидел различные девайсы, обратил внимание на сигвей от Xiaomi. Я его приобрел, немного покатался, скорость была 20 км в час, мне этого оказалось мало. Тогда же и пришло решение приобрести вначале маленькое моноколесо, которое «зашло». То, что вы видите сейчас, это уже мое третье колесо, которое способно развить скорость до 80 км в час.
Самир: - Я катаюсь на маунтинборде, что-то наподобие скейтборда. Название говорит само за себя – «горная доска», которая создавалась изначально по совершенно примитивным классическим лекалам. К примеру, американцы любили подниматься с «доской» в горы, цепляли ее на ноги и спускались вниз. Это им заменяло сноуборд. Я же как-то увидел на просторах интернета именно электрический вариант, и он меня заинтересовал. К тому же есть компания Trampaboards, которая продает запчасти для маунтинбордов. И вот я решил собрать электрическую «горную доску» самостоятельно. Заказал из Штатов моторы и блок управления; саму доску и аккумулятор приобрел в Китае... Максимальная скорость у моего маунтинборда 80 км в час, в отличие от моноколеса, из которого можно «выжать» все 90. Но я не езжу на максималке, думаю, это опасно.
- Почему?
- Моноколесо более стабильно едет на высоких скоростях чем маунтинборд. Мы поворачиваем доску уклоном, весом, и при большой скорости ее начинает сильно трясти, упасть ничего не стоит. Поэтому, максимальная скорость, которую я набираю - 60 км/ч. Но даже при такой скорости катаюсь всегда в шлеме, наколенниках и т.д.
Имран: - На колесе я выжимал 87 км в час, но тоже считаю, что для колеса это слишком много.
- Вы иногда катаетесь по проезжим дорогам. Бывают проблемы с полицией?
Имран: - Меня недавно остановили автоинспекторы, я выехал на левую часть дороги. Велосипедисты у нас в Баку ведь катаются, и не всегда по велосипедным дорожкам. По правой части автодороги велосипедист, в принципе, может двигаться, и на моноколесе разрешено ехать по правой части.
- Вам выписали штраф?
- Штрафа не было. Я признал, что был неправ, извинился, и меня отпустили.
Самир: - Меня тоже полиция останавливала. У меня несколько маунтинбордов, которые я иногда даю в прокат друзьям, чтобы иметь возможность покататься в компании. Признаюсь, мы выезжали на дорогу, чтобы переехать на противоположную сторону. Нам сделали замечание сотрудники дорожной полиции, сказали, что дорога не предназначена для катания на электронных досках.
- А как вы сами считаете?
- На самом деле, учитывая манеру вождения части наших автомобилистов, это достаточно рискованно именно для людей, катающихся на маунтинбордах или моноколесах. К тому же нас, людей, передвигающихся на электро-устройствах, многие всерьез не воспринимают. Но любая техника, набирающая скорость выше 80-ти километров и имеющая проблесковые маячки, может ездить на автодорогах. Нас видят водители автомобилей, на нас защитная экипировка, шлем. Для всех - мы гоняем на игрушках, но это далеко не игрушки, а достаточно серьезные приспособления.
- А вам самим где удобней кататься?
Самир: Мне, к примеру, нет необходимости отправляться на автостраду. В городе достаточно отведенных для этого мест. Они для велосипедистов, электросамокатчиков, тех, кто катается на моноколесе или маунтинборде. Но наши люди, почему-то, любят гулять именно по велодорожкам, когда всего в нескольких метрах от них огромная территория для прогулок, на том же бульваре.
Однажды мне пришлось сделать замечание семье, которая прогуливалась с детьми по велодорожке. Реакция со стороны главы семейства была грубой, если не сказать неадекватно-агрессивной: «Ты че, будешь меня учить, где и как мне ходить?». Я попытался спокойно объяснить человеку, что они идут по дорожке, специально выделенной для катания на различных средствах передвижения, не всегда безопасных для него самого и его детей. Ведь большинство людей, катающихся на электрических самокатах по Приморскому бульвару -просто камикадзе, они не понимают, насколько это опасно, и не только для себя, но и для окружающих. Можно упасть и переломать себе ноги, руки, шею свернуть. А можно наехать на прогуливающегося человека или, не дай Бог, ребенка. Сколько раз в меня врезались катающиеся на электросамокатах!
Имран: - Лично мне удобней всего кататься на моноколесе на бульваре, потому что он широкий, и, если кто-то вдруг выбежит, я замечу, и успею снизить скорость или остановиться, так как у меня есть место для маневра.
- Даже если едете на большой скорости, успеваете среагировать?
- Несмотря на то, что скорость самоката максимум 25 км/ч, а моя средняя скорость на бульваре 30 км/ч, и то, когда относительно безлюдно, уже издалека заметив ребенка, я ее снижаю до минимума. И даже, если малыш побежит в мою сторону, я уверен, что он под мое колесо не попадет. Я стараюсь ездить как можно аккуратнее и не пугать людей. Другое дело, если на горизонте никого нет, вот тогда я могу позволить себе погонять. Опять же в пределах нормы, помня всегда о том, что еду по бульвару.
Теперь возьмем тех, кто выезжает на прокатных самокатах. Я не знаю в чем здесь фишка, но они просто обожают кататься там, где толпа народа. Сам сколько раз был тому свидетелем: вокруг полно места, но он едет именно вблизи тебя, при этом совершая непонятные маневры.
- То есть, получается, что электросамокаты опаснее моноколеса и электрической доски?
- Не сами самокаты опаснее, а те, кто не умеют правильно пользоваться техникой.
Самир: - Хочу добавить… и те, кто использует технику не по назначению. Электросамокаты - транспорт для передвижения. Во многих странах мира на законодательном уровне их скорость в парковых зонах снижена до таких пределов, что у людей пропадает всякий интерес здесь кататься и даже заезжать в них. У нас же из электросамокатов сделали некий аттракцион. Ведь ребята на бульваре берут их в аренду с одной целью: погонять и показать людям, как круто они катаются. Отсюда и въезды электросамокатов в гуляющую толпу, и резкое торможение рядом с отдыхающими, ну и так далее.
И мы, конечно, хотели бы собрать ребят, чтобы было комьюнити. Потому это еще одна из наших с Имраном задач, объединение как можно большего числа людей, для которых тема экологического транспорта является актуальной и интересной. Тем более, что мы с Имраном отлично в нем разбираемся.
- Действительно, электроустройства, которые вы используете, уже давно популярны в европейских странах. Прототип того же моноколеса создан еще в 2004-м. Однако в Азербайджане на них катаются считанные единицы. Почему у нас не приживаются маунтинборды и моноколеса?
Имран: - Я хочу вас немного поправить: в 2004 году был создан прототип моноколеса, но первое коммерческое моноколесо появилось в 2011 году. В Баку моноколесо действительно редкость. Мы поддерживаем связь с моноколесниками со всего мира, подписаны друг на друга в соцсетях. Кто-то живет в Москве, кто-то в Париже или Нью-Йорке... В Баку же проживают от силы 5 моноколесников.
Возможно, причина еще и в том, что, в отличие от самоката с моноколесом и электрической доской, встать и поехать не получится. Этому нужно учиться.
- А сложно научиться кататься на ваших электрических приспособлениях?
Самир: - Все дело в интересе, и насколько ты мотивирован. Я давал попробовать покататься на доске тем, кто ни разу не вставал ни на сноуборд, ни на скейт. И они осваивали ее буквально за час. Здесь очень важны уверенность в себе и физическая форма. На поворотах должна быть скорость, порой ты чуть ли не ложишься, чтобы завернуть правильно, и, сами понимаете, с лишним весом и без определенной физической подготовки это будет сложно сделать.
Имран: - Что касается моноколеса, то при езде ощущаешь гироскопический эффект. То есть, если человек будет медленно ехать на нем, держать баланс будет сложно. А когда ты едешь на скорости, то центрифуга тебя удерживает. Это по началу сложно, но при желании за несколько дней можно научиться. Со временем все приходит. Как сказал Самир, если есть мотивация, остальное - дело техники.
- Скажите честно, насколько ваша езда травматична для вас самих?
Имран: - Главное, людей не сбивал ни разу. Для меня это самый большой страх, столкнуться с человеком, а хуже того - с ребенком. Когда ты видишь идущего взрослого, то представляешь себе его траекторию. С детьми ее просчитать практически невозможно.
Сам я падал, конечно. Особенно в самом начале освоения моноколеса. Переломов не было, но были серьезные ушибы. К примеру, когда колесо только у меня появилось, я резко почувствовал себя очень «крутым чуваком». Разогнался, не рассчитал свои возможности, начался воблинг, я упал. А сверху по ноге еще и колесо ударило, в итоге 12 дней проходил на костылях. Даже избавиться от моноколеса собирался. Но потом…
Самир: - Как только убрал костыли… (смеется).
Имран: - Да, как только убрал костыли, один день похромал, встал и опять поехал. Следующие падения были менее болезненными, но тоже по моей вине и неопытности. Сейчас это все в прошлом.
Самир: - Не так часто падаю, да и с людьми сталкиваюсь крайне редко. Всегда присутствует некая ответственность. Когда я учился кататься на сноуборде, мне говорили, если ты едешь, а перед тобой кто-то катится, если врезался, то виноват ты. Ты должен контролировать ситуацию.
Я очень люблю мотоциклы, и у меня были спортбаки такой мощности, на которых я разгонялся до 300 км в час. Суть в том, что и при езде на мотоцикле есть свое правило: если ты за рулем, должен контролировать всех. На машине намного проще: едешь по полосе, включаешь свой поворотник, делаешь маневр. Водитель автомобиля следит только за тем, чтобы не врезаться в кого-то. А водитель мотоцикла следит за всеми. Тут такая же тема.
К примеру, я еду на маунтинборде, с газона выбегает девочка, которая бежит прям на меня. Ей уже лет 15. Оказывается ей просто стало любопытно, на чем я катаюсь. А теперь представьте мое состояние.
Я могу погонять ночью, по дорогом, позволить себе скорость. Но в людном месте я крайне внимательный. Потому что вокруг люди, и я никогда не забываю об этом.
- Как давно вы катаетесь?
Самир: - На сноуборде лет восемь, на этой штуке года 3-4.
Имран: - Около 3-х лет. Я сразу понял, что это мое, и на моноколесе мне не скучно.
- О вас пишут и обсуждают в социальных сетях. Кто-то восхищается, кто-то считает, вам в городе не место… Не обижаетесь на грубые высказывания?
Имран: - На самом деле, негатива в свою сторону мы испытываем значительно меньше, чем любопытства. Мое моноколесо вообще у многих вызывает улыбку или удивление. А когда мы катаемся вдвоем с Самиром, то часто подходят, просят поближе рассмотреть наши устройства.
Есть и те, кому мы не нравимся. Возможно, они считают, что наши электрокары опасны. Бояться, что мы можем не справиться с управлением.
А вообще, многие реагируют на нас, как на инопланетян, но нас это не обижает. Мы понимаем, что со стороны смотримся интересно и необычно, особенно в глазах тех наших соотечественников, которые пока далеки от технического прогресса.
Самир: - У некоторых довольно стереотипное мышление. Многие смотрят и думают: вроде взрослые ребята, а ведут себя как дети, катаются на каких-то игрушках, наверное, делать им нечего… Но нас это не обижает. Людям интересно, и кажется любой из них хотел бы оказаться на нашем месте. Это особенно видно, когда электрокары припаркованы: обязательно подходят зеваки, лезут на них, кстати, чаще без спроса. Стараешься быть вежливым, главным образом в отношении детей. Но и взрослые иногда ведут себя так же.
- Интересно было бы узнать, где вы работаете?
Имран: - Я работаю в компании, которая является подрядчиками BP, это сервисная компания. Начинал с инженера, сейчас возглавляю отдел.
Самир: - Моя работа связана с поставкой кофейного оборудования: ввозим в страну новое поколение вендинговых аппаратов, которые необходимы в сфере самообслуживания.
- Свое хобби вы оставлять не собираетесь, насколько я понимаю?
Имран: - Более того, мы очень надеемся, что найдутся те, кто захочет к нам присоединиться. Что-то вроде клуба по интересам. Кстати, я и старшую дочку приобщил, подарил ей на день рождения моноколесо. И защитную экипировку, естественно. К тому же через телефон я имею возможность контролировать ее скорость. Мы часто с ней вместе катаемся, и это очень сближает.
Самир: - Если бы были созданы условия для беспрепятственного провоза в страну наших устройств, думаю, число катающихся на электрических скоростных приборах значительно бы возросло. К тому же, это удобно, и способно разгрузить многие трассы.
Недавно мне нужно было попасть срочно в центр, сел в машину, забил адрес. Навигатор показал время поездки: час и 10 минут. Я решил поехать по бульвару на электродоске. Дорога заняла у меня буквально 20-25 минут.
Имран: - Я вообще сейчас не понимаю, как раньше жил без колеса. Это была просто скукотища! Работа у меня стрессовая, но, когда катаешься, весь стресс уходит.
Надеюсь, что в ближайшем будущем наши соотечественники все чаще будут использовать электрические средства передвижения.
Магда Ковалёва
Древний склад бронзовых статуй нашли близ Измира
Пять фильмов Дэвида Линча для просмотра уже сегодня - ТРЕЙЛЕРЫ
Первая жертва космоса: трагическая судьба собаки-космонавта
Google выбирает биоуголь для борьбы с климатическим кризисом
Новый вид хищных динозавров открыли по архивным фотографиям
Названы худшие породы собак для семей с детьми