Силы перемен: как ненефтяной сектор становится локомотивом экономики Азербайджана – АНАЛИТИКА

Силы перемен: как ненефтяной сектор становится локомотивом экономики Азербайджана – АНАЛИТИКА
4 декабря 2024
# 17:00

К концу года Азербайджан демонстрирует стабильный экономический рост – на протяжении всего финансового цикла экономика республики ускорялась преимущественно в ненефтяных отраслях. Неплохая тенденция наблюдалась в приоритетном нефтегазовом секторе. Непродолжительная отрицательная динамика в главной валютоносной сфере закончилась, и она все же вышла на траекторию нового роста, благодаря растущему спросу на природное топливо и стабильно подрастающим показателям газодобычи.

Однако волатильность цен на газ в Европе и падение нефтедобычи не позволяет отрасли развернуться в полную мощь. Ситуация в нефтегазе ожидаемо отражается на показателях внешнеторгового баланса республики. В январе-октябре оборот внешней торговли Азербайджана составил 39 млрд 378.68 млн долларов, сократившись на 9,5% к тем же месяцам прошлого года.

За отчетное время экспорт уменьшился на 22,5% в условиях 17,4-процентного прироста в сегменте импорта. При таком раскладе главный показатель состоятельности страны – активное сальдо внешней торговли сократилось в 2,5 раза. Разница между экспортом и импортом чуть превысила 6 млрд долларов.

Как и было задумано на заре хозяйственной перестройки, в нынешнем году ненефтяная сфера задает тон экономическому росту. На это указывают расчеты Государственного комитета статистики. По его отчетности, за десять месяцев ВВП республики увеличился почти на 5 процентов, а львиная доля этого роста приходится на неуглеводородные отрасли. На самом деле импульсы к перелому во многом связаны со снижением динамики в нефтегазе. За отчетные месяцы ведущая сфера экономики Азербайджана подросла всего на 1,7%, тогда как рост в ненефтяных отраслях оценивается в 6,8%.

Профильные ведомства констатируют: индикаторы хозяйственного роста переметнулись в ненефтяной сектор, поэтому сейчас он диктует темпы прироста ВВП. И все же львиная доля экспортной выручки формируется преимущественно в нефтегазовой отрасли. По сложившейся уже традиции нефть приносит нашей стране большую часть доходов, влияющих на бюджетные показатели и стабильность национальной валюты.

Если сравнивать, стоимость ненефтяного экспорта за отчетные месяцы хоть и повысилась на 3,5 %, составив в общей сложности 2 млрд 807,5 млн долларов, упомянутый уровень сравнительно очень мал на фоне общей экспортной выручки, составившей за отчетные месяцы 22 млрд 742,3 млн долларов.

«Конечно же, прирост валютной выручки по ненефтяным отраслям не может не радовать, однако эти доходы не идут ни в какое сравнение с нефтегазовым экспортом», - считает экономист Пярвиз Гейдаров.

По его убеждению, для стабильно положительных тенденций по балансу внешней торговли прирост ненефтяного экспорта должен покрывать убытки в нефтегазовом.

«Уменьшение показателей экспорта нефтегазовом секторе – объективный процесс, обусловленный мировыми ценами и добычей нефти, — поясняет он. – Что же касается ненефтегазового сектора, то для развития и расширения экспорта в этой сфере требуется время. Поэтому мировые рыночные цены на нефть и газ продолжат играть роль барометра нашей внешней торговли и в этом году», - сказал он.

В целом эксперты настаивают на неотложном развитии местного производства и укреплении позиций экспорта в ненефтяных отраслях, поскольку это основная гарантия от нестабильности сырьевых цен.

В этой связи депутат Милли Меджлиса, эксперт Вугар Байрамов рекомендует оценивать результаты системных мер национального правительства по динамике и структуре экономического роста страны.

По его свидетельству, подходящий к своему завершению финансовый год обнаружил весьма позитивный фон по двум основным макроэкономическим показателям:

«Первое, что мы видим из данных официальной статистики, динамикой экономического роста республика в большей степени обязана развитию реальной экономики, - констатирует парламентарий. – Кроме этого, после продолжительного снижения наметилась стабилизация в нефтегазовом секторе, и это тоже поддержало ускорение роста ВВП. Отсюда следуют выводы: многолетняя правительственная поддержка и системная перестройка местных хозяйственных реалий поддержали позиции не зависящих от нефти отраслей. Поэтому очевидно, что впредь экономический рост Азербайджана будет напрямую зависеть от подвижек в неуглеводородной части экономики».

Он предлагает и дальше развивать не зависящие от экспорта нефти и газа отрасли, а поскольку залогом этого резонно называют состояние внутреннего производства, В. Байрамов настаивает:

«Следует и дальше продолжить курс на развитие ненефтяных отраслей и особенно продовольствия – его нужно выпускать в достатке, покрывающем собственные потребности и возможности экспорта на зарубежные рынки». 

Оставляя за скобками экспорт, внутренние потребности в продовольствии все больше покрываются завозом заморской еды. Опережающий рост констатирует статистика Госкомтаможни – за десять месяцев истекающего года импорт продовольствия увеличился еще на 10,2% и достиг рекордного за историю независимого Азербайджана уровня в 2 млрд долларов. Следуя статистике, это отражение растущего спроса на первостепенные товары потребительской корзины – в страну массово завозятся овощи, фрукты, чай, рис и продукты животноводства.

Представители аналитического сообщества видят угрозу в нарастающих темпах импорта, особенно ввоза продовольствия. Риски просматриваются не только в контексте продовольственной безопасности и давления на позиции внутреннего производства сельхозпродукции. Растущий продовольственный импорт - питательная почва для инфляции.

Впадая в зависимость от зарубежной продукции, местный потребительский рынок теряет иммунитет ко внешней ценовой волатильности. Особенно сильные инфляционные риски связаны с возможностью удешевления национальной денежной единицы к мировой резервной валюте. И тем не менее, за последние пять лет в условиях стабильно высокого курса маната к доллару импорт продовольствия вырос на 46,8%, а за последнее десятилетие он более чем удвоился.

Импорт только овощей и фруктов подрос с января по октябрь в физическом весе на 5% и на 22,7% в денежном выражении, в то время как экспорт этих товаров за тот же период сократился на 4 процента. В качестве примера влияния сильных позиций импорта на подорожание обычно приводят резкий ценовой взлет в 2022 – 2023 гг. Тогда повышение мировых цен привело к рекордному подорожанию на местном рынке.

Однако в этом году, по ожиданиям международных финансовых структур и правительственным прогнозам, инфляция будет умеренной. Например, по оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), среднегодовой уровень роста потребительских цен не превысит 3,5% – это вдвое меньше 8,8% по итогам прошлого года.

Замедление цен прогнозирует Международный валютный фонд. МВФ ожидает среднегодовую инфляцию в Азербайджане на уровне 2,1% в 2024 -м, 4,8% в 2025-м и 4% в 2029-м году. О темпах подорожания в пределах целевого показателя Центрального банка Азербайджана информирует в своей последней отчетности Всемирный банк. Однако прогноз по годовой инфляции эксперты ВБ повысили в октябре до 4,2% с апрельских ожиданий 3-процентного роста цен. Так что при общем рассмотрении ведущие мировые аналитические центры прогнозируют умеренное подорожание в этом и следующем году.

В новый финансовый год Азербайджан шагнет с позитивными экономическими индикаторами. Внешняя торговля сохраняет свое положительное сальдо, но перевес экспортных доходов над расходами на импорт стабильно уменьшается. Показатель состоятельности республики – активное внешнеторговое сальдо отражается на прогнозах по текущему счету операций в истекающем и новом году. На этом фоне Европейский банк реконструкции и развития понизил прогнозы по профициту текущего счета с прежних 9,9 до 8,5% ВВП. Такая тенденция наблюдается в прогнозах других авторитетных международных структур.

Например, в апреле МВФ прогнозировал упомянутый показатель на уровне 8,5% ВВП, однако в октябрьском прогнозе понизил ожидания относительно профицита счета текущих операций до 6,1%. В следующем году, по убеждению экспертов этой международной структуры, нас ожидает еще более скромный результат в 5,9%. В своих прогнозах мировые аналитические центры опираются на неровное дно геополитических процессов, выстраивая отчеты на растущей динамике в нефтегазе.

# 1992
avatar

Эмма Рзаева

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#