Посол: «За короткий промежуток времени президенты Азербайджана и Ирана встретились 7 раз» - ИНТЕРВЬЮ
Интервью АПА с послом Ирана в Азербайджане Джавадом Джахангирзаде
- Вы новый посол Ирана в Азербайджане. Каковы ваши приоритеты для развития ирано-азербайджанских отношений?
- Предыдущий посол Мохсун Пак Аин сделал многое для развития взаимоотношений двух стран. Есть ряд договоров, связанных с регулированием отношений между нашими странами и планами на будущее. Эти договоры были подписаны во время последних встреч президентов. Моя обязанность как посла заключается в том, чтобы предпринять шаги для реализации этих договоров. Одним из проектов является железнодорожная линия Астара-Астара. Считаю, что это самый значимый проект между Азербайджаном и Ираном не только на сегодняшний день, но и на ближайшие десятилетия. Это новый коридор, объединяющий юг и север. С реализацией данного проекта, с точки зрения времени и финансов, также возрастут и доходы. Товары можно будет перевозить по этому пути быстрее. Поэтому, реализация данного проекта моя самая главная задача.
Железнодорожная линия Астара-Астара это самый значимый проект между Азербайджаном и Ираном на ближайшие десятилетия
Следующий проект железнодорожная линия Астара-Решт преследует цель создания единой железной дороги. Третий проект связан со строительством завода по производству лекарственных препаратов. На последней встрече президенты Азербайджана и Ирана решили построить совместный завод в Пираллахи. Это удовлетворит спрос на лекарства в Иране и Азербайджане. Четвертый проект – строительство автомобильного завода. В данный момент в Нефтчале ведутся работы по строительству совместной фабрики. Согласно принятому решению, Азербайджан заложит фундамент и построит здание, а Иран начнет производство автомобилей. Следующим проектом является строительство клиники. Губернатор Тебриза Джаббарзаде несколько раз посещал Азербайджан и проводил обсуждения по данному вопросу. Главы государств также пришли к соответствующему соглашению. Согласно проекту, тебризские врачи будут работать в Азербайджане. Если раньше граждане ездили лечиться в Ардебиль, Исфахан, Тебриз, после реализации проекта врачи сами начнут приезжать в Азербайджан. Мы уже осуществили часть работ по данному проекту.
- Как вы оцениваете отношения между двумя странами в сфере политики?
- Считаю, что в политической сфере между нашими странами не существует проблем. Но отношения нужно сохранять. За границей, в регионе, даже в Азербайджане и Иране есть лица, которые недовольны добрыми отношениями между нашими народами. Главное, чтобы мы учитывали позиции друг друга. Иран знает, чего хочет Азербайджан, то же самое можно сказать об Азербайджане. Иран считает Азербайджан хорошим соседом, братом, вносит посильный вклад в развитие этих связей. Азербайджан думает также. Беречь эти отношения является моим долгом, а также долгом сотрудников нашего посольства и посольства Азербайджана в Тегеране.
За границей, в регионе, даже в Азербайджане и Иране есть лица, которые не довольны хорошим взаимоотношением между нашими народами.
Наши отношения на высоком уровне и в сфере культуры. Однако мы хотим, чтобы они были развиты еще больше. Также мы намерены развивать наши связи в сфере медиа. Есть большой потенциал для развития отношений в сфере кинематографа, музыки и других областях. Обе страны являются частью восточной культуры. Развитие связей может быть выгодно для обеих стран.
Конечно же развивать отношения можно всегда. Требования постоянно растут. У нас сейчас хорошие отношения, однако мы можем их улучшить.
- На каком этапе подготовительные работы по строительству железнодорожных линий Астара-Астара, Решт-Астара?
- К концу 2016 году планируется завершение строительства железнодорожной линии Астара-Астара. Конечно же, строительство может завершиться чуть позже или чуть раньше. Однако строительство железнодорожной линии Решт-Астара может немного затянуться. Во-первых, длина этой линии составляет 160-170 км. Необходимо время для его строительства. Во-вторых, эта железная дорога проходит через дома, домашнее хозяйство людей. Необходимо время для того, чтобы вести с ними переговоры, не было недовольств.
- Создан трехсторонний формат с участием России и двух наших стран. Когда запланирована очередная встреча в этих рамках (на уровне министров или президентов). Когда станет реальной транспортировка ручных товаров по коридору Иран-Азербайджан-Россия? На каком этапе этот процесс?
- 27-28 ноября в Азербайджане состоится заседание межправительственной экономической комиссии Иран-Азербайджан. Там может быть обсужден вопрос встречи глав МИД для того, чтобы подготовить встречу на уровне президентов. Однако точно известно то, что встреча состоится в Иране после праздника Новруз. День и время – процесс, касающийся протокола. Нам скажут, а мы подготовимся.
- Еще одним форматом в регионе является трехсторонний формат Турция, Иран, Азербайджан. Однако уже длительное время в рамках этого формата встреч не проводилось. Ожидается ли проведение какой-либо встречи в ближайшее время? Или этот формат уже потерял продуктивность?
- Эта встреча будет проведена. Естественно, у встреч, которые организовываются чаще, результат лучше. Проведены обсуждения. Нашей целью является проведение встреч в этом направлении. Однако точной информации об этом пока нет.
- Иногда на повестку выносится вопрос важности участия Ирана в качестве страны региона в переговорах по нагорно-карабахскому конфликту. Какой вклад может внести Иран в урегулирование конфликта?
- Министр связи и информационных технологий Ирана Махмуд Ваези является сопредседателем межправительственной комиссии Иран-Азербайджан. С целью внести вклад в разрешение войны и способствовать ее завершению во время Карабахской войны он 49 раз ездил в Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах. Тогда он проделал большую работу. Однако потом был достигнут режим прекращения огня. Была создана Минская группа ОБСЕ, после чего было принято решение о том, чтобы урегулированием конфликта занималась эта группа. Иран не представлен в Минской группе.
Однако каждый раз заявляет, что готов помочь Азербайджану в связи с урегулированием конфликта любыми способами. Эта война не в пользу региона. Нет никаких сомнений в том, что оккупация негативно влияет на стабильность в регионе. Мы хотим, чтобы наши границы были границами мира. Иран готов сделать все возможное для азербайджанского народа, и хочет, чтобы его сосед жил спокойно. Иран готов положительно откликнуться на любую просьбу Азербайджана. Пусть только этого пожелает Азербайджан. Раньше, когда президентом был Гейдар Алиев, и в первые годы президентства Ильхама Алиева были некоторые контакты. Иран проявлял определенную инициативу. Мы думаем, что иностранные государства никогда не поймут горя региона. Они очень далеки от региона, не в курсе проблемы внутри региона. Однако мы хотим, чтобы Минская группа в скором времени достигла каких-либо успехов. Мы хотим, чтобы они завершили эту работу. Они говорят, что это дело найдет свое решение в течение одного года, однако сколько прошло таких «одного года». Безопасность и стабильность региона очень важны. Мы желаем, чтобы все в регионе сотрудничали друг с другом. Азербайджан исторически очень дорог нам. Для нас очень важно, чтобы он двигался вперед.
- Иран отменил визовый режим для граждан Азербайджана. Со стороны Азербайджана ожидаются определенные шаги в связи с упрощением визового режима. Как идет процесс?
- Азербайджанская сторона многое делает для упрощения визового режима. Сотрудничество в этом направлении продолжается. Однако, надеемся, что в ближайшее время визовый режим для граждан Ирана будет отменен. Для граждан Азербайджана, которые желают поехать в Иран, визового режима нет. Мы ждем, чтобы наши азербайджанские братья предоставили эту возможность и для наших граждан. Наши экономические и политические связи являются примером для других стран. За короткий промежуток времени президенты Азербайджана и Ирана встретились 7 раз. Такого нет между другими двумя странами мира или же редко встречается.
Озвученные мною проекты четко указывают на то, что Иран очень заинтересован в развитии отношений с Азербайджаном. Моя обязанность внести вклад в развитие отношений. Вы следите за ситуацией в регионе. Сирия, Ирак, Йемен, Бахрейн, Ливия объяты пламенем войны. А границы Азербайджана и Ирана это границы спокойствия. Это позиция руководства двух стран. Вы видите, что инфраструктура Сирии разрушена на 95%. Здания, дороги, мосты, фабрики, линии электропередач, водоканалы не подлежат восстановлению. Азербайджан и Иран в стороне от этого. Азербайджанская сторона заявила, что не вмешивается в сирийский вопрос, сирийцы сами должны выбрать руководителя. Мы не можем вмешиваться в дела другой страны. Но другие вмешиваются. Они принесли хаос в регион. Разрушили Афганистан и ушли, не посадив ни одного деревца. Возросло число людей, потерявших своих близких в этих конфликтах. Такова ситуация в Сирии, Ираке, Бахрейне. Сейчас в Ливии нет ни спокойствия, ни мира. Когда-то Ливия была страной с богатыми запасами нефти. А как сейчас живет народ? Американцы принесли хаос в Ливан и ушли.
- Запланирован ли визит на высоком уровне до конца этого года высокопоставленных лиц Ирана в Азербайджан или же Азербайджана в Иран?
- Как я недавно отметил, спустя 11 дней министр связи и информационных технологий Ирана, председатель с иранской стороны межправительственной комиссии Иран-Азербайджан Махмуд Ваези посетит Азербайджан. В Баку будет проведено заседание комиссии. Состоится встреча с министром экономики Шахином Мустафаевым. После министр посетит Нахчыван и межгосударственную границу, ознакомится с ходом строительства электростанции Ордубад – Мараза. В целом, министр проведет в Азербайджане 3 дня.
Vesti.az
Азербайджан после COP29: мост между настоящим и будущим - ПОСЛЕСЛОВИЕ
ЦИК Азербайджана назначит муниципальные выборы
Российская сцена и флаг «арцаха»: игнор или провокация?
Очередная партия критики Гаджиева в адрес Politico
Баку обсудил будущее сотрудничества с НАТО на юбилейной конференции
Президент Ильхам Алиев позвонил Дональду Трампу