В Иране у азербайджанцев был свой Робин Гуд

В Иране у азербайджанцев был свой Робин Гуд
1 декабря 2009
# 19:57
Все мы подвержены стереотипам, которые зачастую мешают нам видеть жизнь такой, какая она есть на самом деле. Одним из таких распространенных стереотипов является заблуждение, что восточные, особенно мусульманские женщины (коими мы так же с вами являемся)- очень покорные, бесправные и забитые существа, не имеющие, как правило, своего мнения и «танцующие» под желания и настроения своих мужчин.
Так это или нет, мы предпочитаем предоставить сделать выбор вам самим исходя из интервью, которое нам дал известный режиссер из Ирана, азербайджанец Эйюб Данышвер, рассказавший нам о Зейнаб паше – азербайджанке, которая сто с лишним лет тому назад с сорока своими подругами была неким подобием Робин Гуда.

- Вы снимаете фильм о Зейнаб Паше. Расскажите о вашей героине подробнее. Она была азербайджанкой?

- Да, она была азербайджанка. Зейнаб паша вообще очень колоритная историческая фигура. Предания о ней до сих пор очень распространены на территории Ирана. Я долгие годы занимался исследованием исторических документов о ней. В этом мне помогло еще и то, что я хорошо знаю историю, так как помимо режиссерского закончил и исторический факультет Университета. Прежде чем начать рассказ о Зейнеб паше, или как ее еще называли – Зейнеб дехбашы (староста), хотел бы привести причины, приведшие эту женщину к подобным экстравагантным поступкам.

В последние годы своего правления Насиреддин шах Гаджар заключил договор с Англией в котором он предоставил англичанам право монополии на табак и табачные изделия. То есть все производство, купля, продажа и экспорт передавались в руки англичан.

После этого по стране начались волнения, так как в то время табак был одним из стратегических товаров, продаваемых гораздо лучше, чем даже пшеница. В историю эти народные восстания вошли под названием – «Табачные». Муллы, выступая против подобного решения шаха объявили, что потребления табака мусульманами будет расцениваться как «харам». И самое интересное, что очень многие люди практически перестали употреблять табак.

Именно в это время на сцену дальнейших событий выходит Зейнеб паша. Она с сорока своими подругами, спрятав под чадрами палки, врываются на базар, и начинают избивать торговцев табака, шахских чиновников, а после этого вообще закрывают Тебризский базар в знак протеста против английской монополии.

- Разве курение касалось женщин?

- В то время курили все и женщины, и мужчины. Народный протест был не столько из-за табака, сколько из-за того, что благодаря шахскому указу иностранцы прибрали к рукам огромные прибыли. После базарных, последовали, и другие подвиги Зейнеб паши.

В те годы в Тебризе был сильный голод. И она, выслеживая богачей, которые припрятывали свое зерно, чтобы потом продать его еще подороже, со своими подругами нападала на амбары, взламывала их и раздавала все это зерно бедным и неимущим. Рассказывают, как она однажды наказала пекаря, который заламывал на хлеб немыслимые цены. Избив его палками, она раздала весь его хлеб.

- Наверняка конец этой дамы был очень печален?

- Ее подвиги кончились тем, что она уехала на паломничество в Кярбалу к могиле имам Гусейна. И после этого о ней не было ничего слышно.

Лично мне эта история интересна, прежде всего, тем, что до 1890 годов она была первой женщиной, которая отстаивала права своего народа и своим примером показавшей, что нет преград в отстаивании волеизъявления. Моя идея сделать фильм о ней базировалась на желании рассказать на наглядном историческом примере о роли женщины в революционных движениях Ирана.

-В вашем фильме будет счастливый конец, или жизненный?

-Я вижу конец фильма в несколько сюрреалистической форме. Смотрите, Зейнеб паша уходит в Кярбалу, к Имаму Гусейну. А кто был Имам Гусейн? Он защищал свободное волеизъявление народа, и ценой своей крови и жизни отстоял идею свободы, которую проповедовал при жизни. Если сегодня подробно разобрать те события, то мы увидим, что еще в то время это был именно вопрос демократии. Имам Гусейн был идеалом Зейнеб паши. И ее конец, то есть воссоединение со своим идеалом справедливости, веры, носит очень глубокий смысл. Поэтому в своем фильме я хочу внести в ее уход сакральное значение.

Мелек Велизаде
# 864
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#