В мире
- Главная
- В мире
Скандал между Арменией и Грузией: они никогда не договорятся
Между Грузией и Арменией разгорелся дипломатический скандал. Поводом для этого стало то, что на днях глава парламента Армении Галуст Саакян принял «спикера парламента Южной Осетии» Анатолия Бибилова. Правительство Грузии выразило резкий протест. В МИД страны был вызван посол Армении Юрий Варданян, который «выразил сожаление по поводу случившегося». В дело вмешался премьер-министр Армении Овик Абрамян, который позвонил коллеге Ираклию Гарибашвили и в ходе беседы «подтвердил свою поддержку территориальной целостности и суверенитету Грузии, подчеркнув дружеские и добрососедские отношения Еревана с Тбилиси».
Армянская сторона заявила, что встреча носила частный характер, и официальные вопросы в ходе беседы не обсуждались. При этом в Ереване тоже обиделись, указывая на то, что встречи армянских и югоосетинских политиков проводятся регулярно, но почему-то в Тбилиси негодуют так рьяно в первый раз. В Армении это посчитали попытками правительства Грузии отвлечь внимание от кризиса во власти и проблем во внешней политике. Проще говоря, Ереван считает, что Тбилиси отвлекает внимание от процесса формирования нового-старого правительства и неопределенности с выбором между Западом и Россией. То есть, власти Грузии нашли, якобы, новый внешнеполитический раздражитель, работая на внутреннюю аудиторию.
Все кругом виноваты. Одна Армения такая розовая и пушистая. Она, мол, сделала то, что всегда делала, так что нечего ее в чем-то обвинять.
Немного подробностей. По официальным сообщениям скандал начался со встречи Саакяна и Бибилова, и продолжился тем, что замглавы МИД Грузии Гиги Гигиадзе вызвал на ковер посла Армении Юрия Варданяна. Гиги Гигиадзе выразил «крайнюю озабоченность по поводу встречи руководителей парламентов Армении и непризнанной республики Южной Осетии», передают армянские СМИ. Заместитель министра иностранных дел Грузии подчеркнул, что встреча противоречит духу «традиционно дружественных отношений двух стран, нанося вред двусторонним связям».
Говоря о разъяснениях, которые звучат с армянской стороны относительно того, что встреча Саакян-Бибилов была частного характера, заместитель министра иностранных дел Грузии заявил, что Тбилиси «считает неприемлемой любую встречу чиновников государства-союзника с администрацией-оккупантом».
Далее подключился, как уже было указано, Овик Абрамян, переговоривший по телефону с Ираклием Гарибашвили.
Скандал, вроде, пошел на убыль. Но ведь неприятный осадок остался. Тем более, что встреча Саакян-Бибилов не причина, а повод для того, чтобы стороны констатировали и демонстрировали «личную неприязнь». У Армении с Грузией много проблем было, есть и будет и без бибиловых.
Так уж получилось, что Ереван и Тбилиси изначально в процессе обретения независимости оказались по разные стороны баррикад. Если Армения прильнула к России, Грузия все больше тяготела к Западу. И это не удивительно на фоне того, что Москва в южнокавказских конфликтах была на стороне Еревана и против Тбилиси. Карабахский, югоосетинский и абхазский конфликты носили не столько двухсторонний характер, нежели управляемые и поощряемые. И если с карабахским конфликтом пока еще остается какая-то неопределенность и недосказанность, то с Абхазий и Южной Осетией все полностью ясно – Россия признала эти грузинские территории независимыми государствами, открыто повоевала с Грузией в 2008 году и теперь содержит Сухуми и Цхинвали.
Какие чувства может Грузия испытывать к Армении, на территории которой находится российская военная база, которая в том самом 2008 году могла ударить с юга? Думаю, ответ очевиден.
Во-вторых, никогда нельзя скидывать со счетов наличие проблемы армянонаселенного грузинского региона Джавахети. Грузины, уверен, сделали далеко идущие выводы после Карабаха. Джавахети в любой момент может стать таким же. Армянский сепаратизм и территориальные претензии армян к соседям носят не разовый и местечковый характер – урвут, где то возможно. И в Джавахети это более чем возможно. Тем более это мало кто скрывает. Попытки дестабилизировать ситуацию в этом регионе были и будут. Это мина замедленного действия, которую грузины видят, но обезвредить не могут.
В-третьих, Ереван таит злобу на Тбилиси из-за того, что власти Грузии не открывают дорогу через Абхазию, что может частично вывести Армению из блокады. Да, Грузия является основным транзитером Армении, но прямая «дорога жизни» в Россию для нее прикрыта. Думаю, и в Армении понимают, что это не совсем связано с тем, что если будет задействован абхазский маршрут, Баку обидится на Тбилиси, что Грузия себе никак не может позволить, а в первую очередь обосновано тем, что у грузин с абхазами есть свой конфликт. Но от этого у Еревана злость не убывает.
Можно перечислить много политических факторов из-за которых Армения и Грузия не могут жить душа в душа. Но самое главное – та самая личная неприязнь. Грузин сложно обвинить в симпатиях к той или иной нации. Прошу моих тбилисских друзей не обижаться, но грузины себя считают какой-то особенной нацией, равной которой нет – как минимум на Кавказе. Про армянский национализм вообще не стоит подробно говорить. И вот этот фон – кто кого лучше, кто древнее, кто больший христианин, кто первый крестился, у кого алфавит лучше и т.д. – всегда имеет место быть. Эти два народа чуть ли не всю жизнь мерятся достоинствами. Они всегда найдут повод для того, чтобы обозначить свою лучшесть.
Уж так получилось, что в новейшее время грузины оказались ближе к азербайджанцам, чем к армянам. И это тоже важный фактор, который вносит дополнительный дискомфорт в отношения между Ереваном и Тбилиси. И пока имеется весь этот букет проблем саакяны будут встречаться с бибиловыми, гигиадзе будут возражать, абрамяны пытаться сделать хорошую мину при плохой игре, а гулузаде писать про то, что «они никогда не договорятся».
Кенан Гулузаде
Vesti.az
В крупнейшем портовом операторе произошли кадровые изменения
Полицейский из Нью-Йорка подал в суд на McDonald’s из-за кофе
В США назвали неожиданные причины смертности среди беременных женщин
Блогерша сварила бульон из удаленных ребер
Швеция направила 100 млн долларов на закупку оружия для Украины
Мерц заявил об отсутствии оснований для переговоров Европы с Россией