Скандал между Арменией и Грузией: они никогда не договорятся

Скандал между Арменией и Грузией: они никогда не договорятся
8 мая 2015
# 20:00

Между Грузией и Арменией разгорелся дипломатический скандал. Поводом для этого стало то, что на днях глава парламента Армении Галуст Саакян принял «спикера парламента Южной Осетии» Анатолия Бибилова. Правительство Грузии выразило резкий протест. В МИД страны был вызван посол Армении Юрий Варданян, который «выразил сожаление по поводу случившегося». В дело вмешался премьер-министр Армении Овик Абрамян, который позвонил коллеге Ираклию Гарибашвили и в ходе беседы «подтвердил свою поддержку территориальной целостности и суверенитету Грузии, подчеркнув дружеские и добрососедские отношения Еревана с Тбилиси».

Армянская сторона заявила, что встреча носила частный характер, и официальные вопросы в ходе беседы не обсуждались. При этом в Ереване тоже обиделись, указывая на то, что встречи армянских и югоосетинских политиков проводятся регулярно, но почему-то в Тбилиси негодуют так рьяно в первый раз. В Армении это посчитали попытками правительства Грузии отвлечь внимание от кризиса во власти и проблем во внешней политике. Проще говоря, Ереван считает, что Тбилиси отвлекает внимание от процесса формирования нового-старого правительства и неопределенности с выбором между Западом и Россией. То есть, власти Грузии нашли, якобы, новый внешнеполитический раздражитель, работая на внутреннюю аудиторию.

Все кругом виноваты. Одна Армения такая розовая и пушистая. Она, мол, сделала то, что всегда делала, так что нечего ее в чем-то обвинять.

Немного подробностей. По официальным сообщениям скандал начался со встречи Саакяна и Бибилова, и продолжился тем, что замглавы МИД Грузии Гиги Гигиадзе вызвал на ковер посла  Армении Юрия Варданяна. Гиги Гигиадзе выразил «крайнюю озабоченность по поводу встречи руководителей парламентов Армении и непризнанной республики Южной Осетии», передают армянские СМИ. Заместитель министра иностранных дел Грузии подчеркнул, что встреча противоречит духу «традиционно дружественных отношений двух стран, нанося вред двусторонним связям».

Говоря о разъяснениях, которые звучат с армянской стороны относительно того, что встреча Саакян-Бибилов была частного характера, заместитель министра иностранных дел Грузии заявил, что Тбилиси «считает неприемлемой любую встречу чиновников государства-союзника с администрацией-оккупантом».

Далее подключился, как уже было указано, Овик Абрамян, переговоривший по телефону с Ираклием Гарибашвили.

Скандал, вроде, пошел на убыль. Но ведь неприятный осадок остался. Тем более, что встреча Саакян-Бибилов не причина, а повод для того, чтобы стороны констатировали и демонстрировали «личную неприязнь». У Армении с Грузией много проблем было, есть и будет и без бибиловых.

Так уж получилось, что Ереван и Тбилиси изначально в процессе обретения независимости оказались по разные стороны баррикад. Если Армения прильнула к России, Грузия все больше тяготела к Западу. И это не удивительно на фоне того, что Москва в южнокавказских конфликтах была на стороне Еревана и против Тбилиси. Карабахский, югоосетинский и абхазский конфликты носили не столько двухсторонний характер, нежели управляемые и поощряемые. И если с карабахским конфликтом пока еще остается какая-то неопределенность и недосказанность, то с Абхазий и Южной Осетией все полностью ясно – Россия признала эти грузинские территории независимыми государствами, открыто повоевала с  Грузией в 2008 году и теперь содержит Сухуми и Цхинвали.

Какие чувства может Грузия испытывать к Армении, на территории которой находится российская военная база, которая в том самом 2008 году могла ударить с юга? Думаю, ответ очевиден.

Во-вторых, никогда нельзя скидывать со счетов наличие проблемы армянонаселенного грузинского региона Джавахети. Грузины, уверен, сделали далеко идущие выводы после Карабаха. Джавахети в любой момент может стать таким же. Армянский сепаратизм и территориальные претензии армян к соседям носят не разовый и местечковый характер – урвут, где то возможно. И в Джавахети это более чем возможно. Тем более это мало кто скрывает. Попытки дестабилизировать ситуацию в этом регионе были и будут. Это мина замедленного действия, которую грузины видят, но обезвредить не могут.

В-третьих, Ереван таит злобу на Тбилиси из-за того, что власти Грузии не открывают дорогу через Абхазию, что может частично вывести Армению из блокады. Да, Грузия является основным транзитером Армении, но прямая «дорога жизни» в Россию для нее прикрыта. Думаю, и в Армении понимают, что это не совсем связано с тем, что если будет задействован абхазский маршрут, Баку обидится на Тбилиси, что Грузия себе никак не может позволить, а в первую очередь обосновано тем, что у грузин с абхазами есть свой конфликт. Но от этого у Еревана злость не убывает.

Можно перечислить много политических факторов из-за которых Армения и Грузия не могут жить душа в душа. Но самое главное – та самая личная неприязнь. Грузин сложно обвинить в симпатиях к той или иной нации. Прошу моих тбилисских друзей не обижаться, но грузины себя считают какой-то особенной нацией, равной которой нет – как минимум на Кавказе. Про армянский национализм вообще не стоит подробно говорить. И вот этот фон – кто кого лучше, кто древнее, кто больший христианин, кто первый крестился, у кого алфавит лучше и т.д. – всегда имеет место быть. Эти два народа чуть ли не всю жизнь мерятся достоинствами. Они всегда найдут повод для того, чтобы обозначить свою лучшесть.

Уж так получилось, что в новейшее время грузины оказались ближе к азербайджанцам, чем к армянам. И это тоже важный фактор, который вносит дополнительный дискомфорт в отношения между Ереваном и Тбилиси. И пока имеется весь этот букет проблем саакяны будут встречаться с бибиловыми, гигиадзе будут возражать, абрамяны пытаться сделать хорошую мину при плохой игре, а гулузаде писать про то, что «они никогда не договорятся».

Кенан Гулузаде 

# 11060
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#