Цена вступления Азербайджана в ЕАЭС – Нагорный Карабах

Цена вступления Азербайджана в ЕАЭС – Нагорный Карабах
24 февраля 2015
# 13:57

После первого расширения ЕАЭС, 2 января 2015 года Армения стала новым членом союза. Однако в отличие от других членов, она не имеет общих границ ни с одной из стран ЕАЭС. От России, например, она отрезана Азербайджаном и Грузией. По этой причине в договоре о присоединении оговаривался особый порядок прохождения грузов между иностранными государствами и членами союза, существуют и некоторые другие ограничения.

Поэтому, без решения противоречий с Азербайджаном, полноправным членом союза Армения никогда не станет. Что касается Грузии, то ее прозападные ориентиры сегодня более чем очевидны. Таким образом, налаживание отношений с Азербайджаном видится более реалистичным и эффективным.

С точки зрения экономики, для России более выгодным было бы вступление Азербайджана, нежели Армении. Хоть этот вопрос остро на сегодняшний день и не стоит, в азербайджанских политических кругах обсуждение этого вопроса все же идет. И это не случайно.

Россия-Азербайджан: перспективы сотрудничества

Выгоды от вступления Азербайджана в союз очевидны. Здесь и расширение рынка сбыта без таможенных пошлин, и свободное перемещение капитала, рабочей силы, и самое важное – получение ключевой роли в коридоре «Север-Юг» и реализация масштабных транскаспийских логистических проектов.

Россия же заинтересована в Азербайджане как в стратегическом партнере, имеющем выгодное географическое положение и значительный ресурсный потенциал.

Рост товарооборота между Россией и Азербайджаном, приближающийся сейчас к отметке в $3 млрд., при вхождении в единое экономическое пространство оценивается в $5 млрд.

Даже в нынешних условиях, по данным российских властей, между Россией и Азербайджаном наблюдается устойчивый рост товарооборота - это доказательство того, что между нашими странами сложились прочные связи.

По итогам 2013 года объем российского экспорта в Азербайджан увеличился почти на 4% и составил $2,9 млрд., в то время как импорт возрос на 11,5% и достиг 637,2 млн. долларов. Такого же объема товарооборота страны достигли всего лишь за первые 3 квартала прошедшего 2014 года.

Между тем, кризис между Россией и Западом привел к тому, что Азербайджан начал поставлять больше своей продукции в Россию. Если рассматривать структуру импорта из Азербайджана, то здесь основными позициями являются продовольственные товары, минеральные продукты, машины и оборудование, нефть и продукты ее перегонки, а также металлы и изделия из них.

По итогам 2013 года импорт хлопка увеличился почти на 20% и составил 14,7 млн. долларов. При этом по итогам 2013 г. наблюдалось снижение в поставках фруктов и овощей, однако по итогам 2014 г. должен быть значительный рост импорта данной продукции (точных данных пока нет). С открытием таможенно-логистического терминала «Виадук», торжественное открытие которого состоялось недавно, увеличение пропускной способности на границе смогут способствовать еще большему росту поставок в 2015 году.

Поэтому, вступление Азербайджана в ЕАЭС в данном случае рассматривается, как возможность для приращения эффекта от налаженного сотрудничества.

Смущает только Карабах

Сегодня в азербайджанском обществе есть определенная группа противников и критиков ЕАЭС. И эти критики чаще апеллируют не экономическими показателями, а политическими аргументами. Самый значимый среди них - карабахский вопрос.

Ни для кого не секрет, что статус Карабаха в настоящее время поддерживается Россией. От этого она не получает никаких экономических и политических дивидендов. Разве что, кроме слов благодарности Еревана в адрес России. Но чего стоят благодарности Еревана? Как минимум – доверия и лояльности азербайджанского соседа, составляющую ¾ экономики всего Закавказья.

В случае изменения позиции России по Карабаху в нейтральную сторону, худшее из того, чего можно ожидать от Армении – устный протест и формальное выражение обиды. Никаких предпосылок для реального ухудшения политических взаимоотношений здесь не видится. В отместку Армения может разве что поднять вопрос о базе в Гюмри, однако до закрытия базы дело вряд ли дойдет. Тем более, что обслуживание базы Арменией осуществляется в рамках программы «Имущество взамен долга». То есть, по сути, обслуживая базу, Ереван расплачивается по долгам за поставленную некогда Россией военную технику. Да и никто не оспорит тот факт, что у России гораздо больше санкционных рычагов для ответа на какие-либо реальные действия Еревана. И в Армении это четко понимают. В этом вопросе все должно быть честно - нейтралитет армянской делегации в ПАСЕ = нейтралитет России по Карабаху. Что касается возросшего интереса ЕС к Армении, то это, скорее всего, не более чем игра в «перетягивание канатов» на фоне вступления Армении в ЕАЭС и один из элементов санкционной войны против России. Ведь еще совсем недавно пресс-секретарь Еврокомиссара по вопросам расширения Питер Стано заявлял, что «Евросоюз не намерен парафировать с Арменией ни соглашение об ассоциации, ни соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли».

Таким образом, к реальным изменениям в российско-армянских отношениях новая позиция России по Карабаху вряд ли приведет. Зато на отношениях с Азербайджаном это сказалось бы существенно. В том числе, в вопросах вступления в ЕАЭС.

Сегодняшние же реалии таковы, что нам приходится приносить в жертву полноценные взаимовыгодные отношения с Азербайджаном ради интересов Армении в Карабахе. И данный подход не видится прагматичным.

В то же время недавнее голосование в ПАСЕ по России показало, что Армения не готова жертвовать своей репутацией на Западе ради союзнических отношений с Россией. Так что же мешает России вести себя так же прагматично по отношению к Армении и Азербайджану?

Как нам кажется, Москва должна исходить из того, чтобы выстроить максимально взаимовыгодное сотрудничество и с Азербайджаном, и с Арменией, абстрагируясь от их конфликта.

Качественное расширение

Сегодня вступление Азербайджана в ЕАЭС может стать первым шагом к действительно качественному расширению союза. Необходимость такого расширения истекает из отсутствия демографического и экономического баланса между странами-основателями союза.

В настоящее время население стран ЕАЭС составляет чуть более 176 млн. человек, а совокупный номинальный объем ВВП (по данным МВФ за 2013 год) $2374,3 млрд. Доля России в этих показателях составляет 83% и 88%, соответственно.

Такое положение дел не способствует достижению реального экономического эффекта от расширения рынков. Данный дисбаланс мог бы быть снижен за счет вступления Украины, на которую так надеялась Россия. Однако в связи с событиями, происходящими в этой стране, вариант с расширением за счет Украины исключается. Не решает проблему и совсем скорое майское вступление Киргизии.

Таким образом, вступление Азербайджана могло бы стать первым шагом к качественному расширению союза. Если брать конкретно данные по ВВП, азербайджанский ВВП сопоставим с ВВП Белоруссии. Для сравнения – он эквивалентен 10 киргизским, 7 армянским и более чем 1/3 казахстанской ВВП.

Немалую роль в качественном расширении играет и сырьевой потенциал страны, открывающий перспективы к созданию единого сырьевого рынка (нефтяного, газового).

Однако на данный момент Азербайджан не готов дать согласие на вступление и настаивает на развитии сотрудничества лишь в двухстороннем формате. Баку, по всей видимости, считает, что уступка части своего суверенитета наднациональным органам ЕАЭС не оправдывает тех выгод, которые страна может получить от вступления в союз.

Для того чтобы страна поменяла свою позицию должно пройти какое-то время. Ведь сам ЕАЭС сравнительно молодое образование. Поэтому, доверие Азербайджана в случае успешного развития союза – это дело времени.

Даниял Бамматов, экономист, младший научный сотрудник Дагестанского государственного университета, специально для Vesti.Az

# 16317
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#