«После того, как армяне провели в Карабахе этническую чистку, такие попытки приведут к неприятностям...»
Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным украинским политологом, президентом Центра системного анализа и прогнозирования Ростиславом Ищенко.
- Приближается саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Вопрос подписания Украиной Соглашения об ассоциации – вопрос решенный? Главная вильнюсская загадка – как поступит президент Украины Виктор Янукович: поставит свою подпись под документами, фактически перемещающими страну из зоны влияния России в зону контроля Евросоюза, или «возьмет паузу»?
- На самом деле Янукович хочет остаться вне ассоциации с ЕС и вне Таможенного союза, и от всех получать бонусы. Он так и не понял, что это невозможно. Правда, сейчас украинского президента постепенно начинает охватывать паника, поскольку саммит приближается, а Путин не делает заманчивых предложений, которые обещали Януковичу украинские политтехнологи. Одновременно ЕС, будучи прекрасно осведомлён о том, что Янукович испортил отношения с Россией навсегда, ужесточает свою позицию и требует выпустить Тимошенко. Выпустить Тимошенко означает отказаться от президентства и, скорее всего, сесть в тюрьму. Вашингтон и Брюссель открыто потребовали от Януковича обеспечить её участие в выборах 2015 года. Это фактически требование отдать власть не позже 2015 года. В связи с изложенным, в последние две недели власть перешла к политике саботирования требований ЕС, с тем, чтобы сорвать подписание соглашения. Они ошибочно считают, что Путин так обрадуется срыву ассоциации, что даст им кредит на 15 млрд. дол., газ по 270 дол. за тыс. куб. и гарантирует избрание Януковича президентом в 2015 году. Как это ни смешно, но это основная позиция переговоров, с которой Янукович уже третий раз пытается достучаться до Путина. Естественно, его посылают назад, поскольку России нужна только Украина в ТС, а совсем не Янукович, которого согласны некоторое время терпеть, но, опять таки, только в ТС.
Таким образом, результат саммита в Вильнюсе остаётся неопределённым и будет таковым до самого 28-го или 29-го ноября, поскольку решение (независимо от того, какую позицию ЕС озвучит 18 ноября) реально может быть принято или изменено в последний день, причём как одной, так и другой стороной.
- Какова перспектива подписания соглашения с ЕС другими участниками «ВП» – Азербайджаном, Молдовой, Грузией? Можно ли считать Армению окончательно «потерянной» для ЕС в свете ее вступления в Таможенный союз?
- Насколько я понимаю, в Вильнюсе соглашения с названными странами собираются только парафировать, вопрос о подписании пока не стоит. С моей точки зрения, соглашения, которые не будут подписаны (не парафированы, а именно подписаны) в этом году, не будут подписаны никогда. Украины это тоже касается. Дело в том, что уже весной должны состояться выборы нового состава Европарламента. Опросы показывают значительное усиление антиевропейских (выступающих за роспуск ЕС) партий, которые реально смогут набрать от 35% и более мест в новом составе Европарламента. С менее радикальными евроскептиками, их может оказаться и более половины. Далее новая Еврокомиссия и новая политика ЕС, который, скорее всего, откажется от «Восточного партнёрства», бремя финансирования которого просто не в состоянии нести и сосредоточится на внутренних проблемах. Для ЕС сейчас важно не рухнуть под собственной тяжестью, расширение ему уже не по силам. Сегодняшняя ситуация с Украиной – агония активной внешней политики ЕС на востоке.
- Заявление президента Армении Саргсяна о намерении вступить в Таможенный союз, вызвало негативную реакцию ЕС. Возможна ли на этом фоне активизация европейской дипломатии в деле урегулирования Карабахского конфликта? Иными словами, будет ли усилено давление на Армению из-за оккупации Карабаха?
- Как вы понимаете, «давление ЕС» - это из области «меня пугают, а мне не страшно». Конечно, Баку и Ереван могут посещать многочисленные миссии, говорить красивые слова, выражать озабоченность и рисовать «дорожные карты». Но вопрос решается только при наличии силы, способной заставить прислушаться к своим советам и воли эту силу использовать. После грузинской войны и дипломатической победы в Сирии такая сила и такая воля на Кавказе есть только у России. Думаю, что решение Армении вступить в ТС как раз и было вызвано тем, что ереванскому руководству доходчиво объяснили, что произойдёт в том случае, если территорию страны покинут российские войска, а если бы Армения подписала соглашение об ассоциации, реакция Москвы: «Вот пусть Вас теперь ЕС и защищает», - была вполне предсказуемой. Так что, в обозримой перспективе, все кавказские вопросы будут решаться в Москве или с согласия Москвы, а остальные могут поговорить, высказать мнение или пожелание, но учитывать эти мнения и пожелания никто не обязан.
- Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно вступления Армении в Таможенный союз. Какое место в этом объединении будет отведено Нагорному Карабаху, который все члены ТС признают де-юре территорией Азербайджана?
- Насколько я понимаю, официально Армения не признаёт оккупацию Нагорного Карабаха, утверждая, что «это самостоятельное государство, отделившееся от Азербайджана в ходе войны». Поэтому для Таможенного союза проблема Карабаха острой не будет. У России есть свои карабахи в виде формально независимых Абхазии и Южной Осетии. Конечно, Азербайджан может поднять эту тему в двусторонних контактах с Астаной и Минском, но, я думаю, что Россия, для которой расширение ТС (пусть и за счёт Армении) очень важно, найдёт достаточно пряников, чтобы убедить Казахстан и Белоруссию не слишком усердно интересоваться проблемой. В конце концов, Таможенный союз важен не только для России, но и для Казахстана, панически боящегося китайской экспансии и ассимиляции (казахи откровенно говорят, что если под русской властью они сохранились, то полуторамиллиардный Китай их в момент проглотит, не поперхнувшись и переварит не заметив). Насколько эфемерной ни казалась бы сегодня угроза распространения китайской гегемонии на Среднюю Азию, для руководства и элиты Казахстана это – реальная фобия, оказывающая определяющее влияние на внешнюю политику, в частности, на готовность следовать в российском фарватере. Что касается Белоруссии, то Лукашенко, хоть и играет в enfant terrible, тоже прекрасно понимает, что без российской защиты, Вашингтон и Варшава устроят ему «цветную революцию» за полгода, после чего он будет жить «плохо, но не долго». Так что каждый будет заниматься своей рубашкой, которая ближе к телу, просто выторгуют у России какие-нибудь дополнительные торговые преференции, за то, чтобы закрыть глаза на проблему Карабаха.
- Можно ли констатировать, что украинское председательство в ОБСЕ в 2013 г. так и не отметилось какими-либо существенными успехами в направлении урегулирования Карабахского конфликта?
- Можно. Оно и не могло отметиться. Для того, чтобы где-то выступать посредником, надо иметь достаточный авторитет, чтобы к тебе прислушивались. То есть, быть сильным экономически и в военном плане, внутренне стабильным, иметь свободные ресурсы для вмешательства в конфликт и их урегулирования. У Украины всего этого нет. Она сама на грани гражданского конфликта, а власть не пользуется авторитетом даже у своих собственных избирателей. Как же Украина может урегулировать столь сложный, многослойный и многолетний конфликт, как Карабах?
Кроме того, в течение последнего года украинское руководство с упорством, достойным лучшего применения, портило отношения с Россией, как с государством и лично с Путиным, как с человеком и президентом. О роли России в современной кавказской политике я говорил выше. Сейчас её власти вполне могут повторить фразу канцлера Российской Империи при Екатерине II, украинца по происхождению Александра Андреевича Безбородко, утверждавшего: «Не знаю, как будет при Вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего дозволения выпалить не смела». Так вот не знаю, как в Европе, а на Кавказе сейчас точно «ни одна пушка» без оглядки на Москву «не выпалит».
- Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно назначения на высокий пост в Министерство обороны Азербайджана генерал-майора Александра Васяка. Проживавший в Украине после отправки в запас, А. Васяк недавно был вызван в Баку, где новым министром обороны ему была предложена должность в военном ведомстве. Смена министра обороны Азербайджана, приглашение украинского генерала на высокий пост в военное ведомство – говорит ли это о подготовке к началу войны в Карабахе?
- Как известно, генерал-майор Васяк – офицер именно Азербайджанской Армии и в этом качестве уже принимал участие в боевых действиях в Карабахе в первой половине 90-х годов. Украинским генералом его назвать сложно. Его военные таланты мне неизвестны, тем более, что боевые действия в Карабахе в 90-е годы, в силу разных объективных причин, не носили характера правильных регулярных военных действий. Понятно, что новая война, если она будет, будет совсем другой. Армии Армении и Азербайджана изменились, и в принципе отвечают современным требованиям, как с точки зрения оснащения, так и штабной организации, и внешнее вмешательство в конфликт гарантировано. Поэтому я не думаю, что назначение любого генерала на высокий пост в азербайджанских Вооружённых силах может говорить о подготовке к войне. Момент сейчас не подходящий. Армения заявила о намерении вступить в ТС, и в такой ситуации Россия её не бросит. Турция тоже не готова поддержать Азербайджан ни в военном, ни в политическом плане.
Следовательно, руководство Азербайджана, до сих пор не замеченное в поспешных, необдуманных действиях, будет ждать более удобного момента. Я не исключаю попыток прощупать обстановку путём работы разведовательно-диверсионных групп, но считаю, что после того, как армяне, захватив Карабах, провели там этническую чистку, практически вытеснив азербайджанское население, такие попытки тоже ничего, кроме неприятностей на международной арене не принесут. В Карабахе сейчас нет почвы для организации серьёзного проазербайджанского партизанского движения, а только для организации и поддержки такого движения была бы оправданна с военной и политической точек зрения разведовательно-диверсионная работа. Так что думаю, если ситуация внезапно, драматически и непредсказуемо не изменится, то войны пока ждать не приходится. Разве что войны нервов.
Бахрам Батыев
Назначен министр обороны Сирии в переходном правительстве
"Политическая паника в Иреване: когда решение проблемы — увеличить хаос" - МНЕНИЕ
Сын Рубена Варданяна финансировал кампанию против Азербайджана
В город Шуша вернулась очередная группа бывших вынужденных переселенцев
В Узбекистане прогнозируют рост на 9,1% объема кредитов, выданных бизнесу
Россия и Азербайджан подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве по коридору "Север-Юг"