«Азербайджан в очередной раз дал понять Москве, что его вступление в Таможенный союз невозможно»

«Азербайджан в очередной раз дал понять Москве, что его вступление в Таможенный союз невозможно»
23 августа 2013
# 10:15

«Закончившийся в азербайджанском городе Габала саммит глав тюркоязычных государств не оправдал возложенных на него надежд, говорят эксперты.  Несмотря на завышенные ожидания по поводу создания зоны свободной торговли среди участников объединения, стороны не смогли  прийти к подписанию соответствующих договоренностей. Отмечается, что не последнюю роль в этом сыграла тень Кремля, который крайне не заинтересован в интеграции тюркоязычных государств под эгидой любых других игроков, кроме России». Об этом, как передает Vesti.Az, говорится в статье курсив.kz.

Напомним, что информацию о том, что на саммите ключевым вопросом станет  создание зоны свободной торговли между странами Совета, за несколько недель до этого подтвердил журналистам генеральный секретарь парламентской ассамблеи тюркоязычных стран -  ТюркПА - Рамиль Гасанов. Однако в ходе совещаний в Габале этот вопрос так и не был поднят, несмотря на заявления лидеров, что торговые отношения между странами развиваются не столь активно, как хотелось бы.

В частности, свое определенное недовольство динамикой экономических отношений со странами Совета выразил Нурсултан Назарбаев.

“Общий объем внутреннего валового продукта шести независимых тюркоязычных государств достигает 1,15 трлн долларов. Несмотря на это, товарооборот между странами не соответствует нашему потенциалу. К примеру, объем товарооборота Казахстана с тюркоязычными государствами за 2012 год составил лишь 8 млрд долларов. Это всего лишь 6% нашего товарооборота», -   заявил Назарбаев.

Казалось бы, как раз некое экономическое интеграционное объединение могло бы оживить эту область взаимоотношений государств, но и Назарбаев, и Атамбаев, и примкнувший к ним Ильхам Алиев в основном напирали на улучшение динамики двусторонних отношений.

Эксперт Института евразийских исследований Данияр Косназаров отметил kursiv.kz,  что в Казахстане определенная часть населения поддерживает сближение тюркоязычных стран. Отчасти прослеживается эффект от вступления Казахстана в Таможенный союз. Но данный факт в какой-то степени приводит многих в замешательство, заставляя задавать вопрос: как член Таможенного союза параллельно может быть сторонником тюркской интеграции? И любая инициатива, прозвучавшая  из уст представителей ТюркПА, Тюрксой, Тюркский Совет при попытке найти ответ на вышеупомянутый вопрос, может вызывать    неоднозначную реакцию, от восторга до недоумения.

«В этом плане идея о создании зоны свободной торговли произвела определенный эффект, на что, скорее всего, и рассчитывали представители тюркоязычных структур, но не более. И как показали сами встречи - ничего такого прорывного не произошло. Стоит отметить, что само выдвижение идеи о создании зоны свободной торговли может говорить о том, что тюркские структуры пока еще не определились с направлением своей работы в полной мере. Следовательно, пока не стоит ожидать трансформации этих структур в более мощные институты. Все остается на представительском уровне», - говорит Косназаров.

Вместе с тем, само наличие таких межгосударственных организаций может выступать неким напоминанием того, что с сугубо прагматическим подходом в международных отношениях может еще и в определенной мере сосуществовать фактор идентичности, культурной и цивилизационной близости. И, как показывает саммит в Габале, тюркским странам не чужды прагматизм и  желание соблюдать собственные интересы. Исходя из этого, можно сказать, что тюркская идентичность важна только тогда,  когда она будет удовлетворять государственные интересы тюркоязычных стран.

Он отмечает, что эти государства - не одни в международной системе, и их  зависимость от глобальных и региональных процессов очевидна. Поэтому по вполне понятным причинам могут возникать противоречия даже у самих тюркоязычных стран, если вернуться к тому же вопросу о том, как член ТС может еще и быть сторонником идеи тюркской интеграции.

«Отдельно стоит упомянуть энергетические проекты. Такие противоречия возникают при накладывании в анализ отношения тюркских стран с Россией. В этом плане визит президента России Путина в Баку в преддверии саммита в Габале показателен. Габала вообще важна для Москвы из-за находящейся поблизости к городу радиолокационной станции, эксплуатация которой приостановлена. Внешняя политика, формируемая исходя из наличия энергоресурсов, при любых условиях делает такую внешнюю политику зависимой от ситуации на мировом рынке, взаимоотношений между потребителями и производителями энергоресурсов, которые могут не только сотрудничать друг с другом, но и конкурировать», - замечает Косназаров.

О том, что визит Владимира Путина в Азербайджан накануне саммита глав тюркоязычных государств не был случайным, говорят и другие эксперты, которые убеждены, что российский лидер в Баку решал вопросы о недопущении создания с участием Казахстана и Кыргызстана иных экономических блоков, кроме ТС. И, видимо, Кремль нашел аргументы, убедившие Ильхама Алиева не продвигать столь активно идею тюркской экономической интеграции, как это было заявлено ранее. 

При этом Азербайджан в очередной раз дал понять Москве, что его вступление в ТС невозможно, а, значит, Баку оставил за собой право в будущем, возможно, после президентских выборов в этой стране, в связке с Турцией реанимировать идею зоны свободной торговли в рамках Совета. Пока Россия может поставлять в Баку столько вооружения, сколько это нужно Баку и сотни мигрантов из Азербайджана работают на российских стройках, у Москвы есть способы давления на это каспийское государство.  Но значительные запасы нефти, тесная интеграция с Турцией и все большее стремление идти в привязке с политикой ЕС будут отдалять Баку от Кремля.

Пока же, сам саммит в Габале демонстрирует в большей степени иллюзорный эффект от данного объединения тюркоязычных государств, которое имеет некий декларативный эффект, но какой от него практический выхлоп - непонятно.

В.Г.

# 6128
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#