«Думаю, что общественное мнение в России, в случае войны в Карабахе, будет на стороне Армении»

«Думаю, что общественное мнение в России, в случае войны в Карабахе, будет на стороне Армении»
4 июля 2013
# 11:30

Интервью Vesti.Az с российским экспертом, руководителем Политической экспертной группы Константином Калачевым:

 - Осталось ли позади напряженность в азербайджано-российских отношениях, о которой так охотно говорили и азербайджанские, и российские эксперты?

- В последнее время отношения между Азербайджаном и Россией российские эксперты характеризовали как несколько напряженные. Среди новостей, подтверждающих эту тенденцию, независимые эксперты выделяют решение российского правительства прекратить действие соглашения 1996 года о транспортировке азербайджанской нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск.

Руководство Азербайджана, также как и руководство Государственной нефтяной компании заявляло, что это решение имеет чисто экономический характер. Но не стоит забывать, что политика - это концентрированное выражение экономики. При желании можно поискать в данном шаге и политические мотивы. Конечно, вряд ли это решение сказалось бы на позициях азербайджанской нефти на мировых рынках.

Азербайджан вполне в состоянии решить проблемы транспортировки. Для Баку сохранение транспортировки нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск важно как с политической точки зрения, так и с экономической, поскольку оно представляет интерес с точки зрения диверсификации. Но оно не является жизненно необходимым при «неприемлемых условиях». Азербайджан, как известно, обладает альтернативными возможностями экспорта нефти.

Ранее Россия предлагала Азербайджану закупку всего объема газа с месторождения «Шахдениз-2», эксплуатация которого начнется в 2017 году, но власти Азербайджана выбрали тогда продвигаемый ЕС «Южный газовый коридор» и подписали с Турцией соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода. Вряд ли это решение осчастливило руководство России.

Руководство России также вряд ли было довольно значительным повышением Азербайджаном стоимости аренды Габалинской РЛС, что вынудило ее закрыть этот объект. Однако из каждой ситуации есть выход. 


Переговоры России с Азербайджаном о транзите азербайджанской нефти по новороссийской ветке продолжены. Россия с Азербайджаном готовят новое соглашение по транзиту нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск, о чем сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров 22 мая на пресс-конференции в Москве по окончании переговоров со своим азербайджанским коллегой.

Лавров отметил, что проблемы носят чисто экономический характер. Очевидно, что в ситуации, когда каждая сторона преследует свою выгоду, определенные разногласия неизбежны. Но поиски консенсуса продолжаются. Если обе стороны будут видеть свою выгоду, компромисс можно найти по любому вопросу.

- И по Карабахскому вопросу?

- К сожалению, несмотря на все усилия, Минской группе ОБСЕ, не удалось убедить  президентов Азербайджана и Армении сесть  стол переговоров по урегулированию вопроса Нагорного Карабаха. Стоит ли России в этой ситуации играть более активную роль? Вопрос риторический.

Готовность к переговорам пока не просматривается, занимать позицию в пользу одной стороны РФ по понятным причинам не готова. С Арменией у России тесные контакты. В России весьма многочисленна армянская диаспора.

В то же время Россия хочет иметь и развивать дальше дружественные отношения с Азербайджаном. Азербайджанская диаспора в России даже более многочисленна, чем армянская. В этой ситуации лучше исходить из принципа: «не навреди».

Подвижки в Карабахском вопросе скоро не наступят. Должно смениться поколение, а может даже два. Вспомните другие подобные мировые прецеденты.

Не исключено, что Азербайджан рано или поздно попытается решить проблему спорных с Арменией территорий силой. Экономический потенциал Азербайджана больше армянского, военный будет нарастать.

Россия выступала и выступает с миротворческих позиций. Москва меньше всего заинтересована в начале полноценного вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Ее роль была и будет сдерживающей. Москва не может полностью и безоговорочно занять позицию одной стороны. Но у России есть определенные обязательства перед Арменией, и она будет их выполнять. Не знаю, были ли по этому поводу специальные исследования, но могу предположить, что общественное мнение в России в случае эскалации конфликта будет на стороне Армении

- Что, на Ваш взгляд, вредит азербайджано-иранским отношениям?

 - Отношения Азербайджана и Ирана являются сложными и достаточно напряженными. Есть много желающих заявить, что в вопросах отношений с Ираном политика Баку определяется не национальными интересами Азербайджана, а той ролью, которую отводят ему другие сильные игроки. Я с этим не согласен.

Надо просто знать историю вопроса. Ильхам Алиев способен перешагнуть границы этой роли и способен не только повысить свою значимость в глазах Турции, США, Израиля, но и играть самостоятельную роль. Выторговать признание «особой роли» Азербайджана в регионе ему незачем, с учетом реального экономического роста и военного усиления Азербайджана. Я слышал, что готовится его визит в Иран. Это будет бесспорно важное событие, ибо он в состоянии эффективно выполнять посредническую миссию.

Несмотря на все разговоры о войне с Ираном, ее по факту мало кто хочет. Израиль и его союзники предпочли бы при наличии такой возможности обезопасить страну невоенными средствами. Военное решение может явиться крайним и вынужденным. Азербайджан со своей стороны может приложить усилия, чтобы этого не произошло.

Вугар Гасанов

# 5129
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#