Мир, война и большие ставки: новая эра Трампа в Белом доме – ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Мир, война и большие ставки: новая эра Трампа в Белом доме – ТОЧКА ЗРЕНИЯ
15 января 2025
# 12:00

Не только счастье и деньги, но и серьезная политика тоже любит тишину.

В  контексте этапных шагов и разработок сильные политики до последнего придерживаются строгих правил конфиденциальности. Только в самой завершающей стадии проектов и шагов они предают огласке то, что вынашивалось месяцами, а то и годами.

По тому, как Дональд Трамп вещает о своих планах по преобразованию мирового порядка, защите интересов своей страны, наконец, о главных приоритетах будущей администрации, можно заключить, что он вооружен не только арсеналом коммерческой сферы, но и инструментарием индустрии шоу-бизнеса.

С громкостью звука, или, как принято говорить, с децибелами все у него обстоит очень хорошо. Однако вопросы возникают вокруг реалистичности сделанных им анонсов.

Если выстроить в один ряд оформленные в вербальном порядке заявки, то ощущения возникают не самые убедительные. Панама, Аляска, Канада, не говоря о Китае с Россией с ее украинской начинкой, - все это наводит на мысли, ассоциирующиеся с потешными образами приключенческой  литературы. Человек, который объявил войну продолжающимся на земле  силовым кампаниям, выстреливая грозным контентом, подтверждает не самые обнадеживающие ожидания. Его геополитическая рекогносцировка на ближайшие годы наводит на современников страх и ужас.

Ближайшие сподвижники, что работали в его команде в предыдущее президентское четырехлетие, делясь своими воспоминаниями, а многие из них уже успели написать книги, в один голос подчеркивают, что Трамп в большом бизнесе и политике всегда предпочитает действовать без выверенного плана действий. Скорее, он  следует наполеоновскому принципу «сначала ввяжись в дело, а потом принимай дальнейшие решения».

Может этот принцип для батальных действий и представляется наиболее подходящим, ибо раскрывает таланты военачальников в условиях реальных коллизий. Однако современные войны уже опровергают саму суть подхода к положению без отработанного плана и программного решения.  

В геополитике тем более невозможно полагаться на одну интуицию и широту своих видений. Иначе, какой смысл держать большой штат советников, информаторов и наблюдателей. Командная методология потому и считается рациональной, что позволяет конструировать большой спектр мнений и подходов, а на их базе кумулятивным методом вырабатывать срединное решение.

История с Рексом Тиллерсоном, который недолго продержался в государственных секретарях у Трампа в ходе его первой президентской каденции, очень даже поучительная. Выходец из среды образованных и талантливых управленцев высокого уровня, он имел обыкновение не то, чтобы перечить, а высказывать в упор свое мнение. Тиллерсон неоднократно выражал несогласие со своим боссом по базовым и даже оперативным вопросам, чем и удостоился гнева хозяина Белого дома.

Просидев немногим более одного года на позиции главы внешнеполитического ведомства, он с достоинством подал в отставку. Его заменил абсолютно серый, посредственный и неинициативный исполнитель Майк Помпео, из когорты поддакивающих и не думающих. Неслучайно он досидел до завершения срока полномочий и ушел с поста вместе со своим своенравным начальником. Напоследок, кстати, удостоившись неофициального звания «худший госсекретарь Америки за всю историю». 

Слабое утешение пришло немногим позже, когда в администрации Джо Байдена аналогично беззубую линию повторил Энтони Блинкен, пристрастившийся к антирекордам предшественника. Однако сути дела ничего не поменяло.

Итак, Трамп, не дожидаясь инаугурации, зажигает по полной. По всему видно, что предстоящее обещает не только много неординарного и занимательного, но даже рискованного. И какова цель этих грозных заявок,  исходящих от человека, выступающего противником войн, новых катаклизмов и потрясений?

Европейский Союз, решительно выступив на стороне Дании, которой принадлежит Гренландия, во весь голос заявил, что своих в обиду не даст. Стало быть, он будет целиком поддерживать Копенгаген. Но дело не только в одной Дании. Задеты интересы Канады, Панамы, которые никому не угрожают.

Кстати сказать, что все, выдаваемое Трампом в качестве геополитического ноу-хау -это хорошо забытое старое. США уже дважды в прошлом пытались выкупить Гренландию, но в обоих случаях просчитались. На острове, помимо огромных запасов редкоземельных металлов, нефти и газа, присутствуют еще и мотивы безопасности, северного морского пути и возможного расширенного военного присутствия янки. Причем, граница военно-политического противостояния охватывает не только интересы России, но и Китая. С Поднебесной у Трампа особые счеты, потому что он помимо тарифной войны обеспокоен еще и присутствием Пекина в зоне Панамского канала.

Трампу важно выбить скидки для американских судов, которые проходят через морской путепровод по общим для всех тарифам. Новому хозяину Белого дома необходимо получить для своих судоходных компаний новые преференции, как стране, которая в свое время построила канал, и теперь не может согласиться с растущим присутствием в стратегически важной зоне заклятого конкурента.        

В каждом из заявленных Трампом целей присутствует элемент конфронтации, и это абсолютно не коррелируется с его намерением стать лауреатом Нобелевской премии мира. Он об этом мечтает, потому и рекламирует свою ненависть к силовым противостояниям. Одновременно  понимает, что пацифизм в его случае может стать опасным вызовом оружейной мафии, которая не желает ничего слышать о глобальной разрядке.

Воинственный настрой в отношении Ирана тоже пугает определенную часть не только американского общества, но и всего сообщества. Если принять во внимание решительный настрой в отношении Тегерана, на который Трамп собирается оказать серьезное давление, то тут явно прослеживается тон непримиримости. Однако регион, в котором могут развернуться самые нешуточные процессы, действительно может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Высокопоставленные иранские военные уже высказались о том, что все американские цели в регионе находятся под прицелом военной машины Тегерана. Это означает, что иранцы готовы принять вызов Вашингтона, и им есть что противопоставить янки. Но тут фактор Израиля, точнее, Биньямина Нетаньяху, уже не станет определяющим фактором, как во время предыдущего президентства Трампа. Между ними пробежала кошка недоверия, да и израильский президент превратился в нерукопожатного политического деятеля.

Если дипломатия постарается разрядить обстановку с прицелом на поиск компромиссных точек, возможно, напряженность спадет. Однако в окружении Трампа большинство политиков придерживаются антииранского курса. Если сам лидер США вознамерится не сгущать краски и позаботится об относительной сдержанности, то вполне возможно, что удастся избежать прямого столкновения.      

В отношении российско-украинского кризиса тоже появились нотки неопределенности. Сначала Трамп заявил о своей способности быстро взять ситуацию под контроль, чтобы добиться мира. Потом расширил временные границы до нескольких месяцев, из чего стало ясно, что сам автор громкого заявления решил умерить свой популизм, понимая, что дело касается серьезной дилеммы. К тому же к ней имеют прямое отношение десятки сторон.  

Так или иначе, Трамп уже проявил наклонности биполярного мышления, стараясь угодить всем. Однако многие сейчас сходятся во мнении, что озвученные им цели воссоздают контуры глобальной конфронтации, где присутствует доминанта новой холодной войны. А там, где есть напряжение, и до горячих столкновений недалеко.  

Неслучайно почти все влиятельные ветеранские организации США, которые поддержали Трампа в ходе избирательной кампании, уже проявляют негодование. В социальных сетях они развернули орудия критики в сторону своего выдвиженца, и это серьезное напоминание для нового хозяина Белого дома о том, чего делать не следует.

И все же, главным оружием в предстоящее четырехлетие станет тарифный сегмент. В этом контексте он уже послал сигналы Китаю, привязав к своим месседжам компоненты Панамы и Гренландии. А в наборе средств, включивших в себя потенциал двух соседей – Канады и Мексики, его предложение и тривиально, и оригинально. Суть сводится к тому, что если хотите хорошей доли, станьте частью США, и вам все будет.      

В остальном над всеми его предложениями и обещаниями парит громко сделанное им же заявление. Оно гласит, что Дональд Трамп не исключает применения силы в принципиальных вопросах. Это настораживает.

Перед 20 января 2025 года он воссоздал своеобразный защитный щит из грозных планов, заслонив обещания, данные избирателям в ходе предвыборной кампании. Согласно данным словам, он должен выдворить из страны более 11 миллионов мигрантов, быстро решить вопрос мира между Россией и Украиной, молниеносно и резко снизить цены на товары в торговой сети, облегчить участь чувствительных категорий и прочее.

Вспоминается старое изречение, согласно которому люди больше всего врут после охоты и перед выборами. Так стал ли Трамп исключением? Вопрос не риторический. Теперь, когда момент истины уже у порога, он постарался перебить выдвинутую самим же повестку и стал постепенно переводить внимание общественности на новые ориентиры, прикрываясь национальными интересами США.

Во всех измерениях старания и желания Дональда Трампа, который стал триумфатором последней избирательной кампании, направлены на то, чтобы доказать всему миру, что он является олицетворением реальной власти самой могущественной страны. В реализации своих планов многое будет зависеть от того, насколько гибким окажется сам он в отношении, как внешних сил, так и внутренних игроков.

В каждом непростом деле требуется мудрость, а состоит она в том, чтобы знать, на что не следует обращать внимание и тратить ресурсы.   

# 1191
avatar

Тофиг Аббасов

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#