35 лет назад в своем кабинете был убит глава МВД Азербайджанской ССР - ФОТОСЕССИЯ

<b>35 лет назад в своем кабинете был убит глава МВД Азербайджанской ССР </b> - <span style="color: red;">ФОТОСЕССИЯ
29 июня 2013
# 10:00

29 июня исполняется 35 лет со дня трагической гибели министра внутренних дел Азербайджанской CCР генерала Арифа Гейдарова. По случаю этой даты ниже приводим отрывки из книги «Генерал Ариф Гейдаров», изданной к его 70-летию в 1996-м, и дополненной – в 2006 году.

Краткая биографическая справка: Ариф Гейдаров родился 28 июня 1926 года в городе Агдаше. В 1942 году начал  трудовую деятельность. Окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета им С.М Кирова. В 1943 году был отправлен в Москву на спецобучение. Владел немецким, английским, турецким, польским и фарсидским языками. В 1944-45 годы участвовал в Великой Отечественной войне. Награждён орденами Красного Знамени и Славы.

В 1949-1970 годы работал в системе Комитета Госбезопасности Азербайджанской ССР. С 1970 по 1978 годы занимал пост министра внутренних дел республики. 29 июня был застрелен в собственном кабинете…

Его именем названы танкер, школа, одна из столичных улиц Баку и Центральный госпиталь МВД.

Генерал-майор Т.Г.Асланов:

С приходом в МВД Ариф Назар оглу принёс свежую струю, новое мышление. По долгу службы, я с ним часто виделся, и с каждым разом мое уважение к нему росло. Мы работали без устали, потому что знали, что за нами – кристально чистая личность, специалист глубоких и обширных  знаний, который собирает вокруг себя молодых способных людей, а он в подборе кадров не допускал ошибок.

Очень скоро те, чей моральный облик не соответствовал принципам нового министра, сами стали покидать органы. И механизм заработал синхронно.

Бывший Генеральный прокурор республики Эльдар Гасанов:

Хорошо помню: он принимал меня в один из последних ноябрьских дней 1977 года. В течение 7-8 минут он в общих чертах ознакомил меня с органами, в которых я должен был приступать к службе. Он говорил о моральной чистоте в органах внутренних дел, непримиримой позиции в борьбе с преступностью, верности патриотическим идеалам и меня призывал к этому. Соответствие между его личностью, занимаемой позицией и всем сказанным им заразило меня чувством любви к органам внутренних дел. Все последующие 18 лет, что я служил в МВД, я всегда вспоминал этот разговор. В народе говорят: чтобы узнать вкус воды, достаточно отпить глотка. Наш короткий разговор и был тем «глотком». Его последние слова мне были: «Я ознакомился с вашим личным делом и   принял вас в органы как беспорочного человека». Эти слова были словно гарантом всей моей будущей деятельности. До сих пор я стараюсь выполнять свой гражданский долг с честью и всегда вспоминаю его, моего первого учителя Арифа Гейдарова. Он таким и остался в моей памяти – 51-летним. Как ни старался я состарить его в своей памяти, хотя бы на 1 год – не получается. Сам не могу понять, что за таинство.

Полковник Магсуд Мамедов:

Я познакомился с Арифом Гейдаровым в конце 50-х годов. Только получивший высшее образование, я работал в центральном аппарате КГБ. С первых дней знакомства с ним мне импонировали его простота и искренность. Будто он не был сыном председателя Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР. Обычно отпрыски высокопоставленных чиновников вели себя высокомерно, заносчиво, и ходили стороной. В то время Ариф уже работал в Отделе по обеспечению безопасности руководства республики. Наша дружба окрепла после того, как его перевели в разведывательный отдел. Затем мы вместе обучались в Высшей школе  КГБ СССР английскому и персидскому языкам. Кроме этих языков, он знал также немецкий и турецкий. Мы вместе обучались в Москве на специальных профкурсах перед длительными служебными командировками.

Прошедший Московскую школу, имеющий практику военных лет, он уже был профессионалом в сравнении с нами. Он был примером человечности и чистоты. И за эти качества в себе я обязан ему. Его гуманизм не покидал его до последнего мгновения. Он не допустил ареста шофёра, насмерть сбившего его мать. 

В 1970 году, будучи в Центральном Комитете, я встретился с первым заместителем Председателя КГБ СССР Семёном Кузьмичом Цвигуном, прекрасным человеком, всей душой любившего Азербайджан и азербайджанцев. Я узнал от него, что Ариф был в Москве. Он ведь тогда был Генеральным консулом в посольстве СССР в Турции.

Цвигун вызвал его в Москву по просьбе Гейдара Алиева в связи с его предложением  Арифу должности министра внутренних дел. Об этом мне сообщил сам Ариф, с которым я встретился в приемной. Мы засиделись до полуночи, обсуждали вдвоём перспективы этого предложения. В конце беседы я посоветовал ему отказаться от предложения, потому что в то время уже в органах внутренних дел происходили нечистоплотные дела, укоренились нечистые на руку люди, и с ними нужно было вести жёсткую борьбу.

Выйдя от Цвигуна, он сказал, что тот остался недоволен отказом Арифа, вплоть до разрыва их добрых отношений. Затем он отправился на формальную беседу в МВД СССР. В будущем в должности министра мой друг проявил еще раз свои организаторские способности, работоспособность и лучшие человеческие качества. Светлая память о моём друге будет жить в моём сердце до конца Богом данных мне дней.

Генерал-лейтенант Зия Юсифзаде:

Жизнь Арифа Гейдарова, славного сына азербайджанского народа, достойнейшего и бесстрашного борца прошла, в самом прямом смысле слова - в битве и бесконечных трудностях. Профессиональный разведчик Ариф Гейдаров обладал аналитическим умом и глубокими всесторонними знаниями. Его профессионализм,   умение принимать единственно верное решение в сложной переменчивой политической и оперативной обстановках, давали ему возможность успешно завершать порученную ему разведывательную операцию. Его сдержанность, способность к глубокому мышлению, знание нескольких иностранных языков – помогали ему выходить из сложных ситуаций в нелегких условиях ответственных разведывательных заданий заграницей.

В личности Арифа Гейдарова были слиты воедино кристальная чистота, благородство, добросердечность и его… лучезарный лик. Он относился к людям со всей душой, заботой, всегда протягивал руку помощи в решении различных проблем на работе ли, в быту, давал ценные советы, поддерживал людей словом.

Экс-министр внутренних дел Джафар Велиев:

Сколько лет не прошло бы со дня смерти Арифа Гейдарова, друзья и соратники вспоминают его с болью в сердце. Как близко знавший его и по работе, и семейно, мне известно, каким широким кругозором он обладал. Ариф был интеллигентом в полном смысле этого слова. Он не только владел многими языками, был прекрасным историком, но и нередко приводил цитаты из поэтических строк М.Физули, Мирзы Алекпера Сабира, проявлял большой интерес к творчеству мировых классиков – Хафиза, Гёте, Шиллера…

Однажды, завершив рабочий разговор, мы стали свободно беседовать о ситуации в республике.  Я как-то вышел на разговор о ситуации на дорогах и пожаловался на автоинспекторов, стоящих на постах.

- Стоят, руки в карманах, сигареты в зубах, одеты неряшливо, грубят водителям…

Он, со свойственной ему выдержкой, тихо выслушал, но, увидев, что сказанное мной его не возмутило, я решил усилить остроту своих слов и добавил:

- Из-за 3-5 рублей на что только не идут. Позорят имя милицейского сотрудника. А водители потом, ещё приукрасив, рассказывают,  кому ни попади.  

Ариф поднялся с места, подошёл к окну и подозвал меня.

- Сколько сейчас градусов под солнцем?

- Сегодня адская жара, словно огонь с небес льет.

- А на чьи головы он льётся?

- На чьи?

-  Смотри же, под этим жарким огнём стоят на перекрёстках те самые сотрудники ГАИ.

 - Не понял…

- А знаешь, сколько они получают – 98 рублей в месяц.

- Это я знаю, но…

- Вот почему моя миссия так тяжела – я меж двух огней. Если государство могло бы обеспечивать их жизнь, я, как ты знаешь, подошёл бы к ним по всей строгости  закона. Я уверен, что если из-за 3-5 рублей поменяю их на других, то те, кто придут на их места, будут брать в два раза больше, потому что будут знать, что и их за эти поступки скоро уволят.

- А ты прав, Ариф Назарович, если объективно подойти…

Земфира Гасымова:

Один из его друзей рассказывал странную историю. В Берлине на стене Рейхстага он увидел надпись: «Май-45., Баку, Ариф» Предположив, что это подпись Арифа Гейдарова, он написал рядом своё имя. Позже убедившись, что это действительно была подпись Арифа, он с гордостью стал рассказывать знакомым об Арифе. Сам Ариф никогда не рассказывал ни о том, что добровольно пошёл в Советскую Армию, ни о своих подвигах. Ведь после войны он добровольно остался в Германии и работал там. В Баку он вернулся лишь в 1947 году и тут же поступил на работу в органы госбезопасности, где очень скоро завоевал уважение всего коллектива. И пожилые, и молодые – все хотели общаться с ним, поражались его знаниям и интеллигентности. Молодёжь комитета впервые сталкивалась с таким чекистом: он играл роль шаха в пьесе драмкружка, активно участвовал в спортивных состязаниях, был чемпионом республики по гребле, организовывал самодеятельное творчество.

Вдова генерала Арифа Гейдарова Аделя Гейдарова:

Ариф был редкой личностью. Он обладал невероятно глубокой способностью понимания людей, часто прощал обиды, сопереживал им, сочувствовал. Я считаю, что это самая большая ценность в человеке. Он мог простить всё, кроме предательства.

Ариф любил искусство, хорошо разбирался в музыке. Он читал философскую литературу, проявлял большой интерес к физике. Он часто посещал Институт физики, интересовался лабораторными делами. И говорил, что чекистом стал случайно, и что должен был стать физиком. Он проявлял  интерес к космической науке, всегда прослеживал новости радио-телевизионной техники. Сам всегда чинил электрические приборы дома, любил разбирать и заново собирать радио-телеаппаратуру. Это увлечение сказывалось и на его работе. Он посылал молодёжь обучаться в Московскую Академию, в Омск, Ростов, Караганду. Тогдашний руководитель Академии МВД СССР С.М.Крылов был очень близок с Арифом и обращался к нему так: «Ах, мой дорогой Титан, мой Большой Человек!». И говорил еще: «Не знаю, сколько я еще буду жить, но я доволен судьбой, что она меня привела  к такому человеку как Ариф Назарович».

Ариф был мягкосердечным. Он говорил, что любит и с нетерпением ждёт приемных дней.

«После каждого понедельника, я словно глубже начинаю понимать жизнь и горжусь, что кому-то и чем-то смог помочь. Это доставляет мне какую-то общечеловеческую радость», - говорил он.

Да, Ариф своей человечностью и тонкостью чувств не раз доводил людей до слез.

Мне рассказывали, как во время пребывания государственной делегации в Германии, на обеде он произнес на немецком языке тост. Участники банкета прослезились. Тогда союзный министр попросил, чтобы ему перевели, что сейчас сказал Гейдаров. И ему коротко пересказали суть выступления. Тот говорил, что во время войны был в этой стране, и что мы (советские военные) никогда не вели себя как оккупанты. Лично я, рассказал он, чтобы согреть и прокормить немецких детей, лишал себя этих достатков, помогал пожилым людям, целым семьям. Мы воевали с фашистами, но не с немецким народом, и за спасение немецкого народа в том числе, от этой чумы.

Ариф иногда с удивлением говорил открыто, при нас:  - Человек по своей природе добр, и откуда только берутся плохие люди?

Ариф Гейдаров был оптимистом, видел мир прекрасным. Я тогда под его влиянием  тоже заразилась этим его взглядом на мир. Однако после того, как потеряла мужа увидела, что мир далеко не такой. Он вовсе не так прекрасен, не лишен лжи и предательств, нечистоплотностей и измен. И как много они доставляют страданий нам! Но хорошо, что Ариф не видел всех этих уродств и гнусностей. Он был чист как хрустальное стёклышко. Об этом говорил его чистый ласковый взгляд, хотя в глазах его проглядывала непонятная мне глубина. И вот силой этих своих качеств он мог рассеять печали любого, с кем общался. Разговор с ним был для многих словно лекарством, он их возвращал к жизни, надежда была его лучом света.

Друзья говорили мне, что и сейчас на разных сборах глазами ищут Арифа. Вспоминаю, как после окончания нашей свадьбы ко мне подошел один из его друзей и сказал: «Мы вручаем вам лучшего человека на свете. Мы его в Комитете безопасности называем «Аполлоном», так что берегите его».

Но жизнь сложилась так, что я его не смогла уберечь…

Материал подготовила Сурая Назарли

# 27332
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#