«Русским война в Карабахе не нужна»

«Русским война в Карабахе не нужна»
27 июня 2013
# 16:14

Интервью Vesti.Az с известным российским политологом, руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, членом Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александром Собяниным.

- Какова значимость российского фактора в решении Карабахской проблемы? При каких обстоятельствах официальная Москва может вплотную взяться за решение данного вопроса?  

- Начнем с того, что Россию совершенно не устраивает статус-кво. Подвешенное состояние международного юридического статуса Нагорного Карабаха  вынуждает держать высокоподготовленную боевую группировку ВС РФ в Армении и на Северном Кавказе тогда, когда России не хватает подготовленных частей на западе Северного Кавказа и в Средней Азии.

Если Баку решился бы на военный сценарий, был бы возможен вариант «защиты Южной Осетии в войне 08.08.08», с резким изменением всех статусов и признанием государственной независимости. Но вопрос: разве это нужно России и Азербайджану? Нет. Пока изменение статуса нужно лишь Нагорному Карабаху. Но русским война не нужна. Хотелось бы, чтобы в Баку это понимали правильно. Лучше долгий плохой мир без примирения, чем быстрая война, которая навсегда изменит всю ситуацию. Абхазия и Южная Осетия, даже в случае примирения Грузии при новом руководстве с Россией, уже никогда не пойдут на конфедерацию с Грузией. Другой пример: юридически Российская Федерация находится в состоянии войны с Японией, т.к. за 67 лет, с 1945 года Россия (СССР/РФ) так и не подписала с Японией послевоенного мирного договора. 

Это не мешает политикам в каждой из двух стран считать себя правыми, и не мешает бизнесу иметь масштабное российско-японское экономическое сотрудничество. Война, как явление жизни, нужна человеку и человечеству, но это настолько радикальное средство, которое можно применять лишь в случае реальной угрозы нации и государству.

- Какими Вы находите азербайджано-российские отношения с учетом недоговоренности в вопросе Габалинской РЛС?

 - В основе недоговоренности лежало то, что этот вопрос был выставлен Баку в качестве торга с Москвой. Габала была политическим флагом, символом того, что Азербайджан и РФ не хотят жестко конкурировать в военном вопросе и продолжают рассматривать взаимопонимание в военной сфере, несмотря на натовскую ориентацию Азербайджана. Но никакой критической технической и стратегической необходимости в Габале не было, во всяком случае, после ввода новых РЛС непосредственно на территории РФ.

Касательно двусторонних отношений между нашими странами, я вижу один аспект, где мы просто очень сильно не дорабатываем, хотя непреодолимых политических препятствий нет. Это аспект прямого диалога приграничных регионов, т.е. приграничного и межрегионального сотрудничества в европейском понимании, а регулирование приграничного сотрудничества в России базируется на европейских подходах.

Я имею в виду, не в прямом понимании, что разговор между субъектами РФ и регионами Азербайджана может вестись по поводу общей границы и межгосударственного сотрудничества, ведь это компетенция МИДов АР и РФ. А в европейском понимании, так как в Евросоюзе отдельные регионы стран могут налаживать экономические и культурные отношения с различными регионами любой страны, в том числе не входящей в Евросоюз.

И в этом смысле у нас остался еще большой не востребованный потенциал, который должен вестись не через МИДы Российской Федерации и Азербайджанской Республики, а непосредственно администрациями регионов наших стран на уровне субъектов РФ и АР, а также на муниципальном уровне отдельных городов и районов.

Согласно статистике, азербайджанцев в России миллионы, что также является достаточно серьезным фактором, который может быть использован не в качестве противостояния, а как диалог для сближения, с учетом того, что в РФ можно достаточно мобильно нарастить экономическое и культурно-общественное сотрудничество, причем на уровне субъектов РФ достаточно быстро.

И я бы сказал, что потенциал межрегионального сотрудничества был не задействован, возможно, потому, что просто до сих пор недооценивался. МИДы наших стран, конечно же, не смогут организовать этот процесс, так как он слишком сложный и детальный в местных частностях, и этим вопросом должны заняться сами регионы. Те регионы РФ, которые активно работают с регионами других стран, имеют ощутимый вклад от внешнеэкономической деятельности в ВВП своего региона на уровне 15-17%, и это потенциальный вклад приграничного и межрегионального сотрудничества. Все упирается не столько даже в объективные экономические предпосылки, сколько в инициативность самих субъектов - в РФ по доле ВЭД в региональном продукте лидируют такие регионы как Белгородская (в отношении Средней Азии) и Свердловская области, которая вообще не имеет выхода к государственной границе РФ.

Думаю, пока кто-то призывает к противостоянию в торговле, чтобы азербайджанцы и русские друг друга опасались, если регионы и отдельные города Азербайджана начнут вот эту активность и инициативу по выстраиванию экономических, общественно-культурных связей, мы все очень сильно выиграем, и Азербайджан, и Россия.

- Немаловажным вопросом, беспокоящим и Азербайджан, и Россию является возможная военная кампания Запада против Ирана. Какими методами Запад может подтолкнуть Баку к своим операциям, которые наверняка будут не по душе Москве?

 - Я неоднократно говорил, и сейчас еще раз могу лишь повторить - война против Исламской Республики Иран в ближайшее время маловероятна, так как на сегодня просто некому воевать против иранцев. 


К войне такого масштаба всегда нужно серьезно готовиться, и это было бы проявлено в передислокациях американских войск или их младших союзников по НАТО. Ничего этого нет. Также маловероятна в ближайшие месяцы «оранжевая революция» в Иране. 
В этом смысле у Азербайджанской Республики в военной стратегии США остается то же самое место, что и было в прежние годы - как площадка для размещения РЛС США и как площадка для «баз подскока ВВС США» в рамках стратегии «Листья кувшинок» («Lilly pads» program).

 
Другое дело, что есть силы в США и на Ближнем Востоке, которые заинтересованы в раздувании в Азербайджане опасных иллюзий по поводу «азербайджанского фактора в ИРИ». Уверен, что пока Ильхам Алиев находится у власти, эти опасные для стабильности Азербайджана иллюзии останутся уделом маловлиятельных политических сил. Иран вообще не может появиться в эпицентре мировой дестабилизации до тех пор, пока держится Сирийская Арабская Республика. 

- Кстати, а  как скоро наступит развязка сирийского вопроса?


 - Время работает на Башара Асада и на Сирию. На Сирию - поскольку в данной ситуации судьба Башара Асада и судьба Сирии связаны самым тесным и непосредственным образом - в случае ухода Асада Сирия уже не сможет остаться единой в территориальном смысле страной. 


Неожиданный для некоторых экспертов, и ожидаемый другими экспертами перелом в войне международных террористов против Сирии налицо - сирийская армия теснит повстанцев даже из их «надежных» баз. 


Дальше многое будет зависеть от двух факторов: от событий в Турции и от того, насколько далеко готовы пойти США в военной поддержке террористов и сепаратистов в Турции. На что готовы ваххабиты монархий Залива - понятно, саудиты и Катар готовы и дальше наращивать финансирование повстанцев исламистских интернационалистов (в западных медиа уже прозвучала цифра - против Асада воюет 5% сирийцев и 95% иностранцев). Но этого уже недостаточно - нужна прямая военная поддержка серьезных армий - либо европейских стран НАТО, либо Турции. США ни при каком раскладе не будут воевать против Сирии кроме как поддержкой из космоса и частично поддержкой с воздуха - воевать придется так же, как это было в Ливии, - спецназ и ВВС Великобритании, Италии, Франции. Либо, если европейцы упрутся и не захотят воевать в Сирии (а  они ой как не захотят, учитывая лучшую боевую подготовку армии Сирийской Арабской Республики по сравнению с армией Ливийской Джамахирии), воевать придется Турции. 

- А что с Турцией будет, и почему это важно для Сирии?

 - События в Турции начались потому, что Эрдоган, при всей своей исламистской риторике, не хотел взваливать на свою страну неславную роль военного агрессора против Сирии. Для Турции это чревато быстрым уходом территорий, населенных курдами из состава государства. Но раз уж противостояние Эрдогана и «рассерженных турецких горожан» выплеснулось в массовые беспорядки, дальше многое будет зависеть как от решимости Эрдогана, так и от решимости армии, которую тот же Эрдоган в прошедшие два года унижал и всячески третировал. 


Чего точно не будет - так это победы «рассерженных горожан» и возвращения стабильности в Турцию. Если в Турции власть восстановит армия (без Эрдогана или после свержения Эрдогана горожанами крупных городов и неминуемого затем хаоса), то Турция сумеет отказаться от агрессии против Сирии. И США с этим смирятся, хотя бы на какое-то время. 

Если же Реджеп Тайип Эрдоган сумеет восстановить порядок, пойти на уступки «светским» демонстрантам и «обеспокоенному мировому сообществу», то он будет вынужден начать прямую агрессию против Сирии, - «второго звонка» ему больше не будет нужно. 

Касательно же спора «кемалистов, сторонников светского пути» и «неоосманистов, сторонников турецкого исламизма», то не в этом, конечно же, дело. Это был лишь повод для внешних сценаристов, а для самих турков - причина, которой они объясняют свою резко возросшую активность.


Для России же сохранение стабильности в Азербайджане, Сирии, Иране - очень важный вопрос для собственной стабильности и спокойствия. События же в Турции, при почти любом их сценарии развития, не могут оказать такого влияния на Россию, как в перечисленных трех странах.

Вугар Гасанов

# 7506
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#