Физики создали порошок, превращающий тепло в свет

10 июня 2016

Немецкие ученые открыли необычное вещество, которое способно поглощать инфракрасное излучение и тепло и превращать его в обычный белый свет, идентичный по спектру и другим характеристикам галогеновым лампам. Как передает Vesti.Az со ссылкой на РИА Новости, об этом  говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

За последние 10-15 лет ученые создали несколько необычных веществ, фотонных кристаллов, плазмонных резонаторов и прочих структур, превращающих волны одного вида электромагнитного излучения в другой его тип. К примеру, в 2012 году физики из США создали прибор, превращающий свет в микроволновое излучение, а в 2014 году другая группа ученых разработала прототип "инфракрасных" световых линз, экспериментируя с кусочками графена.

Стефани Денен (Stefanie Dehnen) из Марбургского университета (Германия) и ее коллеги добавили к их числу вещество, способное превращать тепловое излучение в обычный свет, изучая различные молекулы, обладающие нелинейными оптическими свойствами.

Подобные вещества, как объясняют ученые, могут менять длину волны и другие свойства излучения благодаря тому, как их электроны взаимодействуют друг с другом и с фотонами видимого света, инфракрасного излучения, рентгена и других видов электромагнитных волн.

Необычное соединение такого рода открытое Денен и ее коллегами, представляет собой "пирамиду" из атомов олова, окруженную "решеткой" из атомов серы. Данная структура нестабильна по своей природе, и поэтому ученым пришлось окружить ее "лесом" из органических молекул, соединенных хвостами с "пирамидой" из серы и олова.

Каждый компонент играет свою роль в генерации света –  электроны в "хвостах" органики поглощают энергию ИК-излучения, а олово и сера излучают ее в виде волн видимого света.

В нормальном состоянии данное вещество представляет собой белый порошок, который остается стабильным и химически нейтральным до очень высоких температур, превышающих 300 градусов Цельсия. Его можно растворить в органическом стекле и получить  окна, которые будут светить ярким белым светом при облучении инфракрасным лазером.

Подобный "порошок", по словам физиков, фактически идентичен по характеристикам своего излучения обычным галогенным лампам с "теплым" светом, однако у него есть два преимущества – подобные молекулы вырабатывают более направленный поток света, похожий на луч лазера, а также они в разы эффективнее обычных ламп с точки зрения энергопотребления. Кроме того, у данного вещества более естественный и приятный глазу спектр, чем у светодиодов.

Создание подобного вещества, как считают ученые, поможет человечеству заметно удешевить производство источников освещения, так как теперь промышленники смогут заменить дорогие белые светодиоды на относительно дешевые инфракрасные лазеры, покрытые тонким слоем подобного порошка.