Почему Иран «не переваривает» Победу, рост авторитета Азербайджана? – АНАЛИТИКА
С момента восстановления независимости Азербайджана в 1991 году его путь не был гладким. Затянувшийся конфликт с Арменией – это само собой, а с другой стороны, Иран всегда демонстрировал деструктивную позицию и холодное отношение к нашей стране.
Основной причиной такой холодного отношения являются безосновательные претензии Ирана к Азербайджану. Хотя две страны, которые объединяют исторические, религиозные и культурные связи, могли установить отношения, основанные на взаимном уважении. Но Иран избрал не политику искренней дружбы и добрососедства, а путь ревности, предрассудков, а в ряде случаев и открытых провокаций против официального Баку.
В этом можно было убедиться еще во время Первой карабахской войны.
Вместо того, чтобы проявить религиозную солидарность с Азербайджаном, Исламская Республика не только не закрыла 35-километровую границу с оккупантом Арменией, но и оказала оккупанту экономическую и военную поддержку. Кроме того, это сыграло роль в разграблении оккупированных территорий Азербайджана после того, как в 1994 году было подписано соглашение о временном прекращении огня. Но самым обидным и постыдным для Ирана, выступающего в качестве защитника исламской религии и шиитского течения, было то, что эта страна закрывала глаза на разрушение мечетей, на их использование в качестве хлева и другие акты вандализма.
Мало того, в июне 2019 года иранская компания «Part Saman Jahan Co» была привлечена к ремонту исторической мечети Юхары Говхар-ага в Шуше. Позже эту мечеть стали представлять как иранскую мечеть. Официальный Тегеран не только не протестовал против разрушения и осквернения мечетей в Карабахе, но, наоборот, с удовлетворением кивал головой в ответ на представление Арменией мечетей региона как «персидских мечетей».
Лозунги религиозной солидарности, которые изо всех сил рекламировал Иран, на деле свидетельствовали о прямо противоположном. Неискренность Исламской Республики проявилась также во время 44-дневной Отечественной войны и после ее окончания. Военные колонны, перевозившие во время войны оружие и боеприпасы из Ирана в Армению, то, что Иран не закрыл свое воздушное пространство для перевозки военных грузов в Армению и прочие факты наглядно свидетельствовали о том, на чьей стороне был Иран в конфликте. Иран продолжал свою антиазербайджанскую деятельность и после войны. Эта страна осуществляла грузоперевозки на территории, находящиеся под временным контролем российских миротворцев, оказывала всяческую поддержку сепаратистам в Карабахе. Но тегеранский режим, разоблаченный и оказавшийся в сложной ситуации после вмешательства и решительности, проявленной Азербайджаном, был вынужден отказаться от этих деяний.
Неискреннее поведение Ирана, у которого слова расходятся с делами, в очередной раз доказала обнародованная несколько дней назад аудиозапись.
Дипломат по имени Абульфазл Зухдуванд, о котором говорят, что он работал в Министерстве иностранных дел Ирана и был близок к религиозному руководству, в этой аудиозаписи выразил свою обеспокоенность по поводу Зангезура, заявив, что Иран никогда не будет союзником Турции, что Азербайджан представляет собой ужасающий феномен и угрозу для Ирана, и что Нахчыван и Азербайджан принадлежат Ирану. Армян он называет естественными союзниками Ирана, а Азербайджан считает раковой опухолью для Ирана.
Судя по всему, Зухдуванд выражает истинное отношение части правящей религиозно-политической элиты Ирана к Азербайджану и Турции, а также обеспокоенность официального Тегерана в отношении Армении. Становится ясно, что Иран обеспокоен перспективой превращения Турции в легитимный региональный и будущий глобальный центр силы. Открытие Зангезурского коридора, который соединит Азербайджан и Турцию, а в более широком смысле и весь тюркский мир, превратилось в кошмар, нарушивший сон Тегерана.
Неслучайно после славной победы Азербайджана в Отечественной войне Иран неоднократно делал заявления на разных официальных уровнях по поводу Зангезурского коридора, подчеркивая нерушимость территориальной целостности стран региона и неприкосновенность ирано-армянской границы. Но интересно, что чувствительность Ирана к принципу территориальной целостности соседних стран стала отчетливо проявляться после ноября 2020 года и только в отношении Армении. В период оккупации азербайджанских территорий в регионе на протяжении более 30 лет иранские официальные лица не делали никаких заявлений по вопросу территориальной целостности и выхода из-под контроля 132-километрового участка ирано-азербайджанской границы.
Наоборот, с 1990-х годов они возили продукцию различного назначения в Армению по дороге Горус-Гафан, часть которой проходит по суверенной территории Азербайджана.
На самом деле Иран даже не скрывает своей ненависти к Азербайджану, обиды на Азербайджанское государство. Все иранские средства массовой информации, включая государственное телевидение Ирана, проводят систематическую кампанию против Азербайджана.
Иран бесчеловечно относится не только к Азербайджану, но и к собственным гражданам-азербайджанцам. Если мы обратим внимание на положение проживающих в Иране армян и азербайджанцев, то увидим, что небольшое количество армян окружено всесторонним вниманием и заботой Тегерана, их культурные центры, школы, предприятия, СМИ работают на самом высоком уровне. А у 35-40 миллионов азербайджанцев нет даже школы и газеты.
Азербайджанцев, требующих соблюдения своих прав, объявляют врагами религии, сторонниками сионизма, подвергают пыткам и арестам. Как будто бы персидский режим вымещает на наших соотечественниках злобу на Азербайджан. Факты пыток и убийств азербайджанских политзаключенных в иранских тюрьмах неоднократно отражались в отчетах международных правозащитных организаций.
Сегодня Иран выражает некоторые необоснованные опасения по поводу Азербайджана. Хотя никакой угрозы или опасности со стороны Азербайджана для Ирана нет. Даже когда Иран подвергся санкциям, руководство Азербайджана открыто заявило, что не будет участвовать в этом процессе, и не ввело никаких ограничений на свои отношения с этой страной.
Азербайджан всегда вел себя терпеливо по отношению к Ирану и сдержанно относился к угрозам, угрозам и заявлениям, исходящим с юга. Однако создается впечатление, что пока Азербайджан молчит, Иран идет дальше, переходит к языку и действиям, неподобающим соседу и государству.
Так что Азербайджану пора довести свою озабоченность до Ирана. Главную тревогу вызывает судьба 34-40 миллионов наших соотечественников, проживающих в Иране. Не следует забывать, что на протяжении многих веков именно азербайджанцы управляли Иранским государством, поддерживали существование этого государства и развивали его. Сегодня исторические земли Азербайджана входят в состав Ирана, миллионы проживающих там наших соотечественников вынуждены поддерживать свое существование в условиях жестокости персидского шовинизма. Несмотря на все давление и угрозы со стороны Тегерана, они и сегодня продолжают свою борьбу. Тебриз, древняя столица Азербайджана, был колыбелью всех революций в Иране, движения Саттархана, Хиябани, правительство Пишевари не должны быть забыты. Персидский режим, занимающий враждебную позицию по отношению к Азербайджанскому государству и угнетающий азербайджанцев, проживающих на его территории, не должен игнорировать возможность начала новой волны революции. Болельщики тебризской команды «Трактор» наглядно показывают во время ее игр, что национальный дух азербайджанцев жив.
Иран должен, наконец, понять, что провокационная и враждебная политика по отношению к официальному Баку, которую он проводит вместо обеспечения прав 35-40 миллионов азербайджанских тюрков, проживающих на своих исторических землях, создания им условий для обучения на родном языке, расширения их представительства в государственных органах и стремления к экономическому возрождению региона, противоречит его интересам.
Азербайджан, уже ставший одним из основных игроков в регионе, видит неискреннюю политику Ирана и всегда имеет против нее запасные планы.
Перед лицом этих действий Тегерана уже нужна новая реальность. Эта реальность – изменение карты Ближнего Востока, независимость Южного Азербайджана.
Vesti.az
В Баку отреагировали на антиазербайджанскую резолюцию парламента Люксембурга
Франция теряет Южный Кавказ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Спикер Милли Меджлиса встретилась с Валентиной Матвиенко
Хакан Фидан: "Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либо"
Не щадя ни «своих», ни «чужих»: тайна нового имиджа Пашиняна – РАЗЪЯСНЯЕТ ВЕЛИЗАДЕ
Карабахские армяне в Армении: «сто тыщ» проблем и сокращение помощи