Победа реальности: Байден и проигранная борьба за идеалы демократии - МНЕНИЕ
Президент США Джо Байден, взобравшийся на самую вершину американской власти, пришел в Белый дом с лозунгом продвижения демократии во всем мире.
Еще в ходе предвыборной кампании 2020 года он выдвинул идею проведения саммита по вопросам демократии, заявляя, что США и союзники-единомышленники должны показать миру, что демократии являются более эффективным средством развития общества, чем автократии. Байден, человек с более чем 50-летним политическим стажем, стремился отказаться от прежней политики США по насаждению демократии силой и восстановить репутацию страны как мирового лидера после четырехлетнего перерыва при президенте Дональде Трампе.
За свой президентский срок Байден провел два виртуальных саммита в поддержку демократии, что можно расценить как попытку вернуть США роль мирового лидера. Первый саммит состоялся в декабре 2021 года, второй — в марте 2023 года. Перед первым саммитом Байден, только что вступивший на пост, был полон оптимизма и обещал переломить ситуацию, оставив позади 15-летний спад демократической политической системы. Он намеревался проводить такие саммиты регулярно, разделил страны на «демократии» и «недемократии», рассчитывая провести переквалификацию государств на предмет приверженности демократическим принципам. В своих речах Байден говорил о борьбе демократий с автократиями и формировании всемирного альянса демократических стран.
Первый саммит проходил 9–10 декабря 2021 года, и его главной целью было сплочение демократических стран на фоне растущего влияния государств с автократической формой правления, в частности — противодействие растущему влиянию Китая и создание более широкой антироссийской коалиции. США пригласили на двухдневное мероприятие лидеров более 100 стран, а из-за пандемии COVID-19 форум прошел в режиме видеоконференции. Открывая саммит, Байден заявил, что демократия сталкивается с вызовами, включая «давление со стороны автократов», и предложил странам-участницам взять на себя обязательства по укреплению демократии, защите прав человека и свободе СМИ, а результаты выполнения этих обязательств обсудить на следующем саммите через год. Байден объявил о создании фонда поддержки демократии с бюджетом 224 млн долларов, направленных на поддержку свободы СМИ, борьбу с коррупцией и противодействие отмыванию денег.
На второй саммит в поддержку демократии, прошедший также в виртуальном формате 29 марта 2023 года, были приглашены уже 120 мировых лидеров. Саммит проходил на фоне войны, развязанной Россией — крупнейшей мировой автократией — против Украины, стремящейся выйти из российской орбиты и войти в клуб западных демократий. Это стало первым серьезным провалом плана Байдена по борьбе с автократиями.
Сюрпризом для него стало также отношение участников к демократии, несмотря на троекратное увеличение финансирования. Байден объявил о выделении 690 млн долларов на поддержку борьбы с коррупцией, свободных и справедливых выборов, а также на развитие технологий, способствующих укреплению демократических правительств. Тем не менее, итоговую декларацию второго саммита подписали только лидеры 73 стран из 120 участвующих. Двенадцать стран, включая Индию, Израиль и Филиппины, отмежевались от частей декларации, отказавшись поддержать пункт о привлечении к ответственности за нарушение прав человека и признании роли Международного уголовного суда.
Вскоре после второго саммита произошло кровавое нападение ХАМАС на Израиль, что стало началом самого продолжительного по времени и масштабного конфликта Израиля с поддерживаемыми Ираном группировками ХАМАС и «Хезболла».
По сути, Джо Байден и его администрация провалили проект «демократии против автократий»: идея оказалась мертворожденной, виртуальная борьба за четыре года его правления обрела физическую форму и угрожает миру погружением в хаос, а также войнами на разных континентах с риском применения ядерного оружия. Уже армия Ким Чен Ына у границ Украины, а Южная Корея, обладающая мощными производственными мощностями в области вооружений, грозится отречься от политики отказа в оружии другим государствам и начать поставки Украине. Китай же, со своей стороны, демонстрирует военную мощь, угрожая Тайваню.
На фоне всех усилий США теряют статус мирового гегемона. Это особенно ярко проявляется в затяжной трехлетней войне России против Украины и более чем годовом конфликте на Ближнем Востоке, которые могут перерасти в мировой в любой момент.
Хотя распространение демократии отвечает национальным интересам США, реализация проекта Байдена оказалась неуспешной. Если оглянуться назад на достижения в XXI веке, можно сказать, что единственным безусловным успехом США в деле продвижения демократии стал План Маршалла для послевоенной Европы. С некоторой натяжкой можно назвать успехом также присоединение стран Прибалтики и Восточной Европы к западным демократическим институтам, однако в этом немаловажную роль сыграл распад СССР и такие фигуры, как Рональд Рейган и Михаил Горбачев.
Администрация Байдена также применяет двойные стандарты в отношении стран, призываемых к развитию демократии. Например, Байден предпочитает не упоминать отступление от демократических норм в Индии, в то время как активно критикует Китай. Политика Индии в отношении мусульманского меньшинства вызывает не меньше вопросов, чем ситуация в Синьцзяне, однако Госдепартамент США назвал происходящее в Китае «геноцидом», не комментируя события в Кашмире. Похожая ситуация и с Азербайджаном: изгнание миллиона азербайджанцев из Армении и Карабаха в конце прошлого века осталось без внимания, а вот отъезд армян из Карабаха после 44-дневной войны, в которой Азербайджан освободил свои оккупированные территории, характеризуется как «геноцидальная агрессия» и «этническая чистка».
Таким образом, США часто закрывают глаза на отклонения от демократических стандартов или движение в сторону авторитаризма в странах, если это отвечает интересам Вашингтона в данном регионе. Это касается сотрудничества с Вьетнамом, Таиландом и Чадом. На оба саммита по поддержке демократии не пригласили президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. В то же время в список приглашенных вошли некоторые африканские страны — Гамбия, Кот-д’Ивуар, Мавритания, Мозамбик и Танзания, а также латиноамериканский Гондурас, известный внутренними проблемами с насилием.
К завершению своей каденции Байден оказался перед лицом двух крупных, не виртуальных, а реальных войн, затеянных автократиями: Россией против Украины при поддержке союзников по автократическому клубу — Китая, Ирана и КНДР, и Ираном, через свои прокси-силы, против Израиля. США продолжают быть лидером коллективного Запада, однако этот коллектив составляет лишь около 15% населения планеты.
Байдену не удалось ни продвинуть демократию, ни создать механизм мониторинга выполнения взятых странами обязательств, ни сделать защиту демократии за рубежом одним из главных внешнеполитических приоритетов, несмотря на заявления о том, что борьба между демократией и автократией является главным вызовом нашего времени.
Более того, лидеры стран, представляющих почти половину населения мира, только что приехали на саммит БРИКС в Россию, лидер которой объявлен Международным уголовным судом международным преступником. Хотя на саммите в Казани было принято решение пока не принимать новых участников в состав объединения, а присвоить некоторым странам статус партнеров, желающих вступить в альянс становится все больше.
На исходе президентского срока Байдена, провозгласившего поход за демократию, очевидно, что его проект провалился. И что примечательно — даже в собственном государстве, где республиканцы выбрали автократичного Дональда Трампа своим кандидатом на пост президента. Опросы показывают, что почти половина американских избирателей готова отдать свои голоса за Трампа на выборах 5 ноября.
Мира Гасанова
Орбан: Европа должна принять новую реальность восточного лидерства
Фон дер Ляйен оказала медицинскую помощь пассажиру на борту самолета
Россия готовит депортацию: Кыргызстан предупреждает сограждан
Репродуктивное насилие в России: врачи отказываются проводить аборты
Кремль официально подтвердил удары по территории России ракетами Storm Shadow
Путин провел телефонный разговор с премьером Ирака