В мире
- Главная
- В мире
Украинский эксперт: Россия играет в мир, но США не бросят Украину - ИНТЕРВЬЮ

В России заявили о победе над украинскими войсками в Курской области и о вытеснении подразделений ВСУ. При этом Кремль официально поблагодарил Северную Корею за оказанную поддержку. Одновременно российская армия провела операцию в приграничной зоне и захватила четыре села в Сумской области.
Тем временем президент США продолжает попытки надавить на Украину с целью склонить ее к мирному соглашению с Россией на условиях Кремля, что категорически отвергает Владимир Зеленский. Как сообщают западные СМИ, на недавней встрече в Ватикане Дональд Трамп также признал свои ошибки.
О том, как развиваются события на российско-украинском направлении — как на фронте, так и в переговорах, — в интервью Vesti.az рассказал украинский политолог Алексей Буряченко.
- Вчера Путин предложил продлить трехдневное перемирие, однако украинская сторона его не приняла. Как вы оцениваете этот шаг Путина и чем объясняется отказ Украины? Что важно понимать людям, которые следят за этими событиями? Как вообще развивается ситуация?
- Я считаю это предложение некорректным. В первую очередь нужно понимать, что Российская Федерация — это не миротворец, а государство-агрессор и оккупант. И в данном случае речь идет не о реальном стремлении к миру или хотя бы к полноценному перемирию. Это скорее попытка решить внутренние задачи — чтобы ничто не омрачало празднование Дня Победы 9 мая. Одновременно Кремль стремится создать в международных СМИ иллюзию, будто именно Россия проявляет инициативу по прекращению огня.
Важно подчеркнуть: Украина официально не заявляла, что отказывается от предложения о перемирии. Президент Владимир Зеленский и первый заместитель министра иностранных дел Андрей Сибига акцентировали внимание на другом — на том, что Украина всегда готова к реальным мирным инициативам. Более того, они отметили: Украина готова прекратить огонь хоть сейчас, без ожидания 8 мая или других дат. Зачем тянуть время, если действительно есть желание остановить войну?
При этом Украина напоминает, что даже объявленное ранее Россией так называемое «пасхальное перемирие» было нарушено именно российской стороной множество раз. Об этом есть официальные зафиксированные факты, которые переданы в ООН и США — как сторонам, вовлеченным в миротворческий процесс.
Таким образом, Украина демонстрирует последовательную готовность к конструктивному диалогу и к реальному перемирию, в отличие от Российской Федерации, которая занимается имитацией. Киев выступает не за видимость миротворчества, а за достижение подлинного прекращения огня без предварительных условий, чтобы уже потом переходить к переговорам о политическом урегулировании.
Следует также напомнить, что еще в марте Россия отказалась принять мирные предложения, выдвинутые Украиной совместно с Соединенными Штатами. Более того, после отказа Москва лишь усилила ракетные обстрелы, атаки беспилотниками по мирным украинским городам и гражданской инфраструктуре.
На этом фоне инициатива Кремля о продлении «временного перемирия» выглядит особенно цинично. Это попытка манипулировать общественным мнением и переложить ответственность на Украину.
Показательно, что Белый дом отреагировал на это предложение скептически. Там подчеркнули, что цель — не временные передышки, а достижение устойчивого, долгосрочного перемирия. Подобную позицию заняли и представители Генерального секретаря ООН, а также другие международные организации.
То есть мировое сообщество ясно понимает: Россия продолжает имитировать стремление к миру, не проявляя реальной заинтересованности в прекращении войны. Важнейший элемент для достижения устойчивого перемирия — это надежные международные механизмы мониторинга и контроля за соблюдением соглашений.
Россия категорически против создания таких механизмов, поскольку при их наличии невозможно будет безнаказанно обвинять Украину в нарушениях и манипулировать фактами. В то время как Украина, наоборот, заинтересована в открытом мониторинге, как и международные организации и ООН.
Именно поэтому никто сегодня всерьез не воспринимает «перемирия» от Кремля без реальных гарантий и контроля.
- После встречи Трампа и Зеленского в Ватикане, на которой планировалось участие и Эмманюэля Макрона, но в итоге он не присутствовал, французский президент заявил, что эта встреча помогла усилить давление на Россию. О каком конкретно усилении давления идет речь?
- Вы знаете, прокомментировать слова президента Макрона сейчас непросто — трудно сказать, что именно он имел в виду. Возможно, в данном случае даже не стоит вдаваться в детали, чтобы не раскрывать элементы подготовки к дальнейшему санкционному давлению на Россию. Однако уже сейчас очевидно, в том числе по итогам встречи президента Зеленского с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен в Ватикане, что стороны активно готовят 17-й пакет санкций против России. Ожидается, что он будет принят в Европейском союзе в ближайшее время.
Пока рано говорить о точных сроках его утверждения. Но очевидно, что Европа настроена решительно: она стремится принуждать Россию к справедливому миру именно через расширение санкционного давления, понимая, что ограничение экономических возможностей — главный способ остановить агрессию.
Что касается Соединенных Штатов, я бы был осторожнее в оценках. Хотя президент Трамп, возвращаясь из Ватикана, действительно написал в соцсетях о возможности введения новых банковских и вторичных санкций против России, необходимо учитывать многослойность переговорных треков между Вашингтоном и Москвой, в том числе по иранскому направлению. Поэтому я не стал бы сейчас столь уверенно прогнозировать новый санкционный пакет от США, как это можно сделать в отношении Европы.
Возможно, именно санкционное давление со стороны Европейского союза, а не Франции отдельно, имел в виду Макрон, говоря об усилении давления на Россию.
- Если говорить о ситуации на фронте, какова сегодня реальная обстановка? Россия заявляет, что выбила украинские войска из Курска, тогда как украинская сторона это опровергает. Также поступают сообщения об оккупации нескольких деревень в Сумской области. Насколько сейчас стабилен фронт и удается ли украинским силам сдерживать натиск российских войск?
- Ситуация на отдельных участках фронта, как сообщают военные, развивается достаточно интенсивно, но остается контролируемой. Что касается перехода российскими войсками границы в Сумской области, это, скорее, не похоже на полномасштабное наступление. Скорее, речь идет о попытке Российской Федерации создать буферную зону за счет украинской территории.
По концентрации сил в этом направлении нет оснований говорить о подготовке атаки, например, на Сумы или какой-либо другой значимый город Сумской области. Это — раз.
Теперь о Курской области. Здесь речь идет, скорее всего, о типичном пропагандистском заявлении со стороны России. Украинские официальные лица подтверждают, что ВСУ продолжают удерживать позиции на Курщине. То, что прозвучало от Путина о якобы полном «выбивании» украинских войск, на самом деле не соответствует действительности.
Зачем Россия делает такие заявления? Причин, на мой взгляд, две. Первая — приближается 9 мая, сакральный для России праздник, и Путин не может позволить, чтобы на российской территории оставались украинские войска. Вторая причина — продолжается переговорный процесс по достижению всеобъемлющего перемирия при посредничестве США. Курщина всегда оставалась для России чувствительной темой и потенциальным рычагом политического давления. Сейчас Москва пытается показать американцам и европейцам, что Курщина «очищена», чтобы ослабить давление на себя в переговорном процессе.
Еще раз подчеркну: подобные заявления — это попытка выдать желаемое за действительное, а не реальное положение дел.
- Что происходит сейчас в глобальном плане? Учитывая, что Трамп вводит пошлины и обостряет отношения с Европой, наблюдается сближение Брюсселя с Пекином и отдаление Пекина от Москвы, в мире идут очевидные перестановки. К чему это ведет? Как Украина планирует продолжать борьбу, если США выйдут из переговоров и сократят поддержку? Насколько реально противостоять России только за счет помощи Европы?
- Начну с того, что в Украине уже четко осознают: главной гарантией безопасности и инструментом достижения политического результата является именно украинская армия, а также максимальная автономность и независимость от внешних партнеров. Украина идет по этому пути уже несколько лет, активно развивая собственный военно-промышленный комплекс. По официальным данным, около 30% всех потребностей фронта сегодня обеспечивается за счет внутреннего производства. При этом задачей, поставленной президентом на 2025 год, является увеличение этого показателя до 50% к концу года. Развитие собственного ОПК — безусловно правильный вектор в нынешних условиях.
Учитывая масштаб войны — крупнейшей континентальной войны в Европе после Второй мировой, — потребности в вооружении остаются крайне высокими. Это первый момент.
Что касается поддержки со стороны США, я не верю в то, что Вашингтон полностью выйдет из переговорного процесса. Почему? Потому что это выглядело бы проявлением слабости со стороны президента Трампа. На фоне тарифных войн, которые он инициировал, если мировое сообщество увидит, что США не смогли принудить к миру глубоко подсанкционированную и изолированную Россию, это ударит не только по имиджу Трампа, но и по устойчивости американской экономики и международных финансовых институтов, таких как МВФ и Всемирный банк, ориентированных на США.
Именно поэтому Трамп сейчас пытается перераспределить ответственность за урегулирование конфликта, осознавая, что достичь результата до 30 апреля — 100 дней после его инаугурации — будет невозможно. Как отметил сенатор Марко Рубио, миротворческие инициативы Трампа будут перенесены на следующий этап. Ожидается, что на встрече в Мичигане Трамп подчеркнет конструктивность переговорного процесса, но одновременно даст понять, что для окончательных решений потребуется больше времени.
Трамп осознает, что Москва пыталась воспользоваться его стремлением к быстрому результату, и теперь он подходит к переговорам более прагматично. В дальнейшем он будет активнее привлекать Европу — Францию, Британию, Германию — чтобы формировать более широкую коалицию давления на Россию и добиться такого перемирия, которое исключит возможность нового нападения на Украину.
Таким образом, помощь США, как минимум на уровне пакетов, принятых еще в 2024 году, будет продолжена. Страны Европейского союза также настроены поддерживать Украину столько, сколько потребуется. В итоге, благодаря развитию собственного ОПК и поддержке партнеров, Украина в среднесрочной перспективе способна минимизировать любые риски, связанные с возможным сокращением американской помощи. Более того, чем сильнее становится украинская промышленность и армия, тем увереннее Украина занимает свои позиции на международной арене.
- В состоянии ли коллективная Европа с Великобританией «вытянуть» войну без помощи США?
- Если рассматривать ситуацию в сегодняшней геополитической конфигурации, то на данный момент окончательно ответить на этот вопрос сложно. Новая структура — Коалиция желающих, призванная создать и поддерживать новые контуры европейской безопасности в более широком формате, чем Европейский союз (куда входят, в частности, Норвегия, Британия, Турция и Украина), все еще находится в процессе формирования и институционализации.
При этом уже видно, что в этой коалиции бюрократии значительно меньше, а мотивации и автономности в принятии решений — больше, чем, например, в НАТО, которое по-прежнему критически зависит от позиции США и в целом Европы, где до сих пор отсутствует собственная единая армия.
Таким образом, в краткосрочной перспективе сложно сказать, сможет ли Коалиция желающих в одиночку поддерживать Украину без участия США. Но в средней и долгосрочной перспективе именно эта структура может стать основой новой системы европейской безопасности — до тех пор, пока не произойдут возможные политические изменения, связанные с созданием европейской армии.
Однако нельзя рассматривать этот процесс в отрыве от более широкого контекста. США, на мой взгляд, не планируют полностью выходить ни из переговорного процесса, ни из НАТО, ни из системы обеспечения европейской безопасности. В противном случае это бы ударило по американским экономическим интересам: Европа перестала бы закупать американское вооружение, что привело бы к серьезным экономическим последствиям для США, включая удары по доллару и международным финансовым институтам.
Судя по всему, эти риски были разъяснены администрации Трампа, и потому он сейчас проявляет осторожность и избегает резких заявлений о разрыве отношений с Европой. В любом случае, на уровне координации США останутся вовлеченными в вопросы европейской безопасности, что автоматически означает продолжение поддержки как Европы, так и будущего миротворческого контингента в Украине после достижения перемирия.
Поэтому сам вопрос, на который я отвечаю, сформулирован некорректно: США не планируют полного ухода с направления обеспечения европейской безопасности. Следовательно, Европе не придется самостоятельно нести всю тяжесть поддержки Украины — Штаты как минимум будут содействовать в поставках вооружения, обеспечении разведданными и в других формах поддержки, что уже сейчас имеет критическое значение.

В Иране исключили внешнее происхождение взрыва в порту Шахид-Раджаи

Мелони назвала ключевой элемент стратегических отношений между Италией и Турцией

Эрдоган: Партнерство Турции и Италии будет выведено на более высокий уровень

Турция и Италия подписали 11 соглашений на 40 миллиардов долларов

Рубио в ближайшее время свяжется с главами МИД Индии и Пакистана

Индия и Пакистан начали боестолкновения со стрельбой-ВИДЕО