Масляный Апокалипсис в России - ОБЗОР
… «Я разговаривал с министром сельского хозяйства. Спрашивал, как у него с яйцами? Он сказал, все в порядке». В.В.Путин
Казалось бы, только недавно весь мир обсуждал «яичные проблемы» до недавнего времени одного из крупнейших аграрных государств мира: сочувствовал, бросался на помощь, засорял интернет-пространство соответствующими мемами и анекдотами. Благо, Азербайджан и Турция, засучив рукава и порой жертвуя интересами собственного потребителя, направили на спасение соседей необходимое количество коробок с натуральным полуфабрикатом, дабы удовлетворить потребности россиян в завтраке и праздничном «Оливье». Но тут новая напасть в виде очередного нежданного дефицита: по аналогии с «яичным кризисом» прошлого года, теперь Россия начала импортировать турецкое сливочное масло...
Невольно вспоминаются «Записки» Столыпина, дотируемые 1910-м годом: «В 1896 году вывоз масла из России равнялся 310 000 пудов на сумму 3,2 млн рублей, а в 1907 году — 3,6 млн пудов на 47,5 млн рублей. Сибирское маслоделие дает золота вдвое больше, чем вся сибирская золотопромышленность».
В начале ХХ века Российская империя и впрямь была в числе крупнейших экспортеров молочной продукции. Чего только стоит Вологодское масло, с которым изысканную публику познакомил Николай Верещагин - старший брат художника-баталиста Василия Верещагина. Впрочем, старшее поколение читателей наверняка до сих пор помнит вкус того самого Вологодского, которое непременно привозилось из России, продавалось из-под полы и считалось бутербродным дефицитом в советское время.
Но от былой славы не осталось и следа. Теперь в России, как когда-то в СССР времен перестройки, назревает дефицит не то, что вологодского, а в принципе любого масла. Вначале оно исчезло с прилавков, а так как продукт является базовым товаром в стандартной потребительской корзине, то соответственно это вызвало ажиотаж. Масло попросту начали продавать из-под прилавка, как заморский деликатес. Участились кражи продукта, поэтому в регионах упаковки со сливочным маслом начали прятать в контейнеры с противокражной защитой.
Масляное фиаско
В принципе, о предстоящем дефиците российские власти, в отличии от самих россиян, знали наверняка, так как крупнейшие производители начали уведомлять федеральные торговые сети о приостановлении производства или сокращении отгрузки отдельных брендов масла задолго до начала масляного апокалипсиса. Причиной назывались дефицит сырья и почти двойное подорожание себестоимости готового продукта. Уловки вроде продажи под видом масла суррогатов или уменьшение веса упаковки при сохранении цены ситуацию не спасли.
Интересно, что Минсельхоз РФ, раздавая комментарии СМИ до последнего времени отрицал риски и утверждал, что никакого дефицита масла в России нет и не предвидится.
Ряд чиновников и депутатов заявили, что россияне стали настолько «больше и лучше питаться», что национальное производство за этим просто не поспевает. Но тут надо, видимо, «завязывать рты», потому что такими темпами «сверхдержава» вполне может скатиться до талонов на еду и ножки Буша.
Кроме того, после начала войны c Украиной единственным поставщиком импортного масла в РФ осталась Беларусь. Но она не в состоянии полностью закрыть потребность россиян. И, кстати, тоже не прочь повысить закупочные цены, пытаясь заработать на российском кризисе и безысходности. Россельхознадзор нашел решение проблемы в поиске импортеров из других «дружественных» стран, заявив, что индийские, турецкие и иранские аналоги не уступят по качеству продукции отечественным компаниям.
Турция с 27-го октября начала поставки сливочного масла в РФ, и к сегодняшнему дню вожделенный продукт уже добрался до полок российских магазинов. По состоянию на 29 октября, из Турции было ввезено 20 тонн сливочного масла, которое, как ожидают российские власти, позволит не допустить дефицита и остановить рост цен.
Согласно данным Росстата, с начала 2024 года стоимость сливочного масла в РФ выросла почти на 20%, независимые эксперты утверждают, что стоимость продукта повысилась чуть ли не на 30%. Крупные производители начали сокращать объемы выпуска и приостанавливать поставки продукции в торговые сети, предупреждая о дальнейшем росте цен.
Стоимость составляет 349₽ (около 7 манатов – ред.) за упаковку в 125 гр. и 579₽ (примерно 11 манатов – ред.) за 200 гр. Отметим, что в самой Турции такое же масло стоит примерно в два разе дешевле: 68,95 лир (3,50 манатов) и 99,95 лир (5 манатов).
За что платит Россия Чечне?
Одной из главных проблем сегодняшней провальной экономической стратегии Москвы является не только и не столько самонадеянное СВО, сколько коррупция и местничество, которые до недавнего времени были больше свойственны провинции. Аграрный сектор РФ курирует никто иной как сын экс-директора ФСБ Дмитрий Патрушев, биография которого мало напоминает биографию человека хоть немного разбирающегося в сельском хозяйстве.
Начнем хотя бы с того, что Дима Патрушев родился в центре Санкт-Петербурга в интеллигентной ленинградской семье, после окончил Госуниверситет управления по специальности «Менеджмент». Далее прошел обучение в Дипломатической академии МИД России, а в 2006-м году окончил Академию ФСБ. До недавнего времени являлся членом совета директоров Газпрома. Занимался научной деятельностью.
Так и напрашивается вопрос героини известного фильма: «И откуда к нам такого красивого дяденьку замело?» ...
Исходя из вышеизложенного, вопрос - сможет ли глава аграрного сектора РФ решить проблему постоянных дефицитов продуктов в российских магазинах, скорее риторический. Поэтому россиянам следует быть готовыми к их серьезному дефициту.
Кроме того, молочным бизнесом РФ владеют татарские элиты, а оперативным руководителем главного производителя сливочного масла является 32-летний племянник главы Чечни Рамзана Кадырова Якуб Закриев. Он является сыном родной сестры Кадырова Зарган Кадыровой. До недавнего времени, а именно, с июля 2023-го до 13 марта 2024 года, он руководил российской «дочкой» Danone, когда она находилась во временном управлении Росимущества по указу президента России Владимира Путина. Председатель правления компании «Вамин Татарстан» Минтемер Мингазов также уже входил в совет директоров АО «Данон Россия».
В 27 лет — мэр Грозного. В 32 года — глава одного из крупнейших в стране производителей молочной продукции. Это карьера Якуба Закриева.
Может, просто так совпало, но одной из первых производство масла сократила компания Health & Nutrition, бывшее подразделение французской Danone. Фирма перестала поставлять торговым сетям сливочное масло под брендом «Простоквашино».
Проблемы у компании начались чуть ли не сразу после того, как актив забрали под себя указанные выше лица. При этом сперва его временно национализировал президент Путин, а потом выкупила компания ООО «Вамин Татарстан». На начало сделки, газета Financial Times писала, что "Вамин Татарстан" был готов заплатить 17,7 миллиарда рублей за контроль над российским подразделением Danone. Бизнес компании в России оценивался в 200 млн евро.
Фактическим бенефициаром передачи бизнеса стал Минтимер Мингазов — сын экс-сенатора от «Единой России» Вагиза Мингазова. Последний написал заявление о сложении с себя полномочий после того, как СМИ узнали о его задолженности в 2,8 миллиарда рублей, что было рекордом для его родного Татарстана. Задолженность оформлялась на тот самый молочный холдинг ООО «Вамин Татарстан».
Примечательно, что на момент национализации Danone уже продавала свои российские активы. В октябре 2022 года фирма официально сообщила о начале процесса поиска. Интересно также, что подобные компании могут избежать европейских и американских санкций, так как поставляют важные продукты питания. Поэтому ситуация смахивает на то, что компанию под эгидой «недружественной» просто выдавили с рынка, как пасту из тюбика.
Напомним, что Danone – один из крупнейших производителей «молочки» и других продуктов питания, который работает более чем в 140 странах мира. В Россию Danone пришел в 1992 году. Российские активы компании были записаны на АО "Данон Россия". Ему принадлежат такие марки, как "Простоквашино", "Био Баланс", "Тёма", "Актуаль", "Даниссимо", "Активиа", "Данон", "Петмол" и другие.
Интересным в этой истории является и то, что Кремль отдает под контроль Кадырова огромные активы в качестве платы, видимо за лояльность и с расчетом на возможность использования его сил в ситуации выхода из-под контроля армии. Судите сами: совладельцем двух крупных компаний стал руководитель московского бойцовского клуба «Ахмат», выходец из Чечни Алан Дадашов. Компании создали для получения госфинансирования на проекты, связанные с меткомбинатом имени Ильича и «Азовсталью». Собственником 50% акций ММК им. Ильича стал 25-летний Валид Корчагин. Журналисты-расследователи уверены, что он - сын замглавы Минстроя Чечни Вахита Геремеева. Мариупольские активы – лишь часть расширившихся чеченских владений. На Корчагина также записаны предприятия из числа недавно ушедших с рынка РФ западных компаний.
Дочь главы Чечни 18-летняя Табарик стала учредителем компании «Ирс Групп». Среди видов деятельности указаны торговля и еще 35 допкатегорий.
При этом, около 30 % должностей на госслужбе занимают близкие родственники Кадырова, почти все чеченские бизнесмены лишь распорядители активов ключевых семейств. Чеченские элиты не только «монетизируют» реально оказанные Москве услуги. Размеры фактической «дани» из российского бюджета в 2022 -2023 гг. на содержание Чечни выросли в геометрической прогрессии с начала СВО. Москва отдает чеченцам те активы, обладание которыми, в перспективе, повлечет за собой проблемы на международном уровне.
Алена Мясникова
Около 19% детей в мире живёт в зоне вооружённых конфликтов
Санкции Китая мешают поставкам американских дронов Киеву
Ибрагим Оруджев получил 17 лет колонии за картинки с "украинской атрибутикой"
Ошибка Джо Байдена может стоить Камале Харрис победы
Германия закрывает иранские консульства в трех городах
МИД Турции отверг предвзятые оценки отчета Еврокомиссии