Женщина-пилот: Управлять самолетом куда безопаснее, чем автомобилем – ИНТЕРВЬЮ - ФОТО
Кенюль Эфендиева
В обществе есть множество стереотипов о женских и мужских профессиях, однако время движется вперед и мнения меняются. Профессии перестают закрепляться за одним из полов. Стереотипы рушатся. Представительницы прекрасного пола, к примеру, уже давно начали рассматривать такую профессию как пилот самолета, а некоторые из них уже ими являются.
В интервью Vesti.az 30-летняя Кенюль Эфендиева рассказала о том, как у нее появилось желание стать пилотом, тяжело ли учиться на пилота, остается ли времени на личную жизнь и о многом другом.
- Сколько часов вы налетали в целом за свою карьеру?
- За все свои 4 года, которые я работаю, налетала 800+ часов. У меня был также опыт пилотирования на самолете Cessna, на котором мы летали с инструктором. Именно на нем набираемся опыта, а потом уже садимся за штурвал более большего самолета. И вот на нем я налетала 164 часа. То есть получается почти 1000 часов опыта в небе.
- Вы являетесь вторым пилотом. А какие есть условия, чтобы стать капитаном?
- В первую очередь, должен быть очень и очень большой опыт работы. Нужно, как минимум, иметь опыт в виде 5000 часов за штурвалом самолета. Также нужно проходить обследования такого типа, как психологический отбор, так как капитан это уже тот человек, который сам должен принимать решения. Есть некоторые пилоты, которые налетали не меньше часов чем капитаны, но не являются первыми пилотами. То есть одного только 5000 часов налета недостаточно, чтобы стать капитаном. Также роль играет личное желание. Кто-то может не захотеть стать капитаном и брать на себя такую большую ответственность.
- Как у вас вообще появилось желание стать пилотом?
- Это был 2017 год, и я только закончила Азербайджанский университет архитектуры и строительства. Как-то увидела объявление в интернете, где говорилось о наборе женщин-пилотов. У меня было два варианта: либо поехать за границу и продолжать архитектурное образование, либо же податься в пилоты. Я подала документы и как только пришли ответы, не задумываясь решила точно стать пилотом.
- Как отнеслись к этому у вас в семье?
- На самом деле они об этом узнали через полгода, потому что я люблю доводить дело до какого-то контекста, а потом уже объявлять об этом. Когда они узнали, то сказали, что если ты там будешь счастливой, то и мы в двойне будем счастливы за тебя. Мои родители всегда меня поддерживали. Мне в этом очень повезло. Что бы я не делала, они всегда меня поддержат.
- Были ли от кого-то из знакомых комментарии наподобие того, что это не женское дело?
- Если честно, не знаю (улыбается). Они вообще, о той новости, что я пошла на пилота, узнали через год. На тот момент я уже активно летала. У меня не было особо много времени, чтобы общаться с ними поэтому и не знаю как они к этому отнеслись. Вот, что точно знаю это как в социальных сетях под разными публикациями пишут всякие негативные комментарии.
- Тяжело ли учиться на пилота?
- Мне кажется, что тяжело учиться в любой сфере. Просто у нас очень много экзаменов. И эти экзамены не сдаешь раз в жизни. Мы их сдаем периодически, то есть можем и каждые 3 месяца и каждые 6 месяцев. Также, в добавок выполняем тренажерные полеты, которые мы должны отрабатывать каждые 3 месяца, чтобы быть готовыми ко всяким, как мы их называем abnormal situation, ситуациям, которые не встречаются каждый день. Например, отказ двигателя или экстренное снижение, их мы должны отрабатывать и вот для этого есть отдельные тренажеры.
- Помните свой первый день в коллективе? Как вас приняли?
- Конечно помню. Они встретили меня очень дружелюбно. И я с уверенностью могу сказать, что мой коллектив до сих пор самый лучший на свете.
- В каком направлении был ваш первый полет?
- Этот полет был один из самых запоминающих. Он был в Кувейт. Это был ночной полет. Мне всегда было интересно какого это летать в ночное время и первый полет был именно такой.
- И сколько часов он длился?
- Ну, вот примерно часа два в одну сторону, но я точно не помню (улыбается).
- А какой перелет был самым продолжительным?
- Это был полет в такие города как Рим и Лондон, а еще это было во время пандемии. И эти рейсы длились больше 5 часов в одну сторону.
- По каким направлениям вы сейчас выполняете полеты, и на каких самолетах? Какие самолеты вам нравятся больше?
- Я имею право летать только на одном типе самолета - Airbus. У нас есть два подтипа данного самолета – Airbus A319 и Airbus A320. На Airbus A340 я не летаю, он уже имеет 4 двигателя, а не 2 как в тех самолетах, и к нему уже нужно получать допуск.
- Какое отличие между этими самолетами?
- В основном в размерах. Длина Airbus A319 меньше. Также взлетный вес у него меньше. В общем я летала на 3 самолетах и всех их я обожаю, лишь бы полетать (улыбается).
- Как на вас реагируют пассажиры?
- Мне иногда нужно приветствовать пассажиров. И вот когда мне пришлось сделать это впервые, ко мне прибежала одна из стюардесс и сказала: «Один из пассажиров начал говорить, что на борту есть дети и т.д. То есть возмущался тем, что вторым пилотом является девушка. Но это было всего раз. Я видимо в тот день немного переживала и голос был не совсем уверенный. Мне также как и остальным пилотам хлопают после посадки. Это очень приятно.
- Приходится ли вам сталкиваться со скептическим отношением мужчин-коллег?
- Они это не показывали на самом деле. Но как мне кажется, вначале многие из них скептически могли отнестись. Но мы же пришли сюда, чтобы оправдать себя на этой работе и показать мужчине, что женщины тоже могут справиться с самолетом. Поэтому, мне кажется, даже если были такие мысли у мужчин, то многие из них уже развеялись.
- Самый запоминающий случай, который происходил с вами на работе?
- Для меня каждый из полетов является самым запоминающимся. Ничего непредвиденного не случалось. Но вот помню тот день, когда за штурвалом я увидела радугу, но необычную. Она была развернута будто на 360 градусов. Это было что-то нечто.
- Расскажите о своем распорядке дня. Во сколько приходите на работу, что делаете в течение дня, когда возвращаетесь?
- Мне за 2 недели уже приходит весь распорядок полетов. И я предварительно знаю, что завтра у меня рейс. Например, если у меня утренний полет, то я уже за 10 часов до рейса ложусь спать. Или же, если, к примеру, рейс в Нахчыван, то на работу уже приезжаю за полтора часа до полета. Но если это дальний полет, то приезжаю уже за 2 часа. Есть некая предполетная часть. То есть я должна подготовить все необходимые документы, узнать погоду и доложить все капитану. Допустим если вылет в 7 утра, то в 5 я уже должна быть на работе.
- Могут ли в каком-то экстренном случае заменить пилота перед полетом?
- Да, конечно. У нас есть резерв, и я тоже кстати могу быть в нем. Но обязательно надо заранее предупредить пилота, чтобы вместо меня вышел на работу кто-то другой.
- Есть ли какие-то ограничения по часам в неделю, месяц, чтобы у пилотов не было недосыпов?
- Да, конечно, они есть. Вот, 3 дня в месяце точно не работаю, и я даже могу попросить сделать так, чтобы данные 3 дня были подряд. Также, в месяц раз я могу попросить отгул на неделю, но обязательно должна быть причина. Еще, вот если у меня полет, например в Лондон, а он очень долгий, то я уверена, что на следующей день буду дома. А вот если он будет в Нахчыван (длится он всего 50 минут), то вполне возможно, что на следующей день я опять полечу тем же рейсом. На самом деле вот этих 3 дня мне очень даже хватает. Когда вы занимаетесь любимым делом, то усталость остается на второй план.
- Остается ли время на личную жизнь?
- Да, остается. У нас на самом деле много свободного времени. Многие думают, что это не так. У пилотов больше свободного времени, чем у людей, которые работают с 9 утра по 6 вечера. Когда вы только просыпаетесь и идете на работу, пилоты уже отдыхают.
- Переживает ли ваш супруг за вас?
- Да, разумеется, он переживает. Хоть он и сам пилот, но он все равно за меня переживает.
- Сдают ли пилоты физические нормативы? Если да, то делаются ли женщинам поблажки или они сдают наравне с мужчинами-пилотами?
- Если честно я не сдавала никакие нормативы, так как я пришла не из Национальной академии авиации Азербайджана. У меня уже было высшее образование, когда я пришла на курсы. Но наше общее физическое состояние конечно же проверяли.
- Существует ли специальная диета для женщин-пилотов?
- Нет, никаких диет нет. Однако, нужно прислушиваться к своему организму. Из-за взлетов и посадок у нас сильное изменение давления в организме. Например, если перед взлетом я весила 60 кг, то, когда уже буду дома 65 кг. Тело раздувается и сдувается перед взлетом и посадкой. Мне кажется, что нужно просто отдыхать столько времени, сколько требует организм.
- Нужно ли вам знать приемы рукопашного боя или другие специальные приемы на случай, если будут буйные пассажиры? Или пилоты никак не вмешиваются в подобных случаях?
- Мы никак не вмешиваемся в дело с буйными пассажирами. Поэтому у нас и специальная дверь, чтобы пассажир не смог ворваться в кабину пилота. За такими пассажирами следит бортпроводник. Эти бортпроводники должны словесно успокоить пассажира. Если словесно успокоить не получается, то мы уже вызываем представителя службы безопасности. И уже они сами со всем этим разбираются. Таких пассажиров вводят в «черный список».
- Приходилось ли вам во время полета принимать экстренные решения, и какого это?
- Нет. Потому что я не являюсь капитаном самолета. Экстренные решения может принимать только он. Славу богу, что еще не было таких случаев, чтобы капитану стало плохо и принимала решения вместо него я. Такие случаи мы называем Pilot Incapacitation (в переводе с английского – «Выведение пилота из строя»).
- Чем кормят пилотов в полёте? Правда ли, что питание первого и второго пилота отличается?
- У нас очень вкусная еда (улыбается). Да, правда, что питание первого и пилота отличается. Это делается в целях безопасности. Пилоты должны питаться разными блюдами, чтобы в случае, если одному из них станет плохо, второй бы мог заменить его. Капитан всегда у меня спрашивает, буду ли я рыбу или мясо. Если полет долгий, например в Лондон, то уже кушаем 2 раза за весь полет. Нужно тщательно подумать, перед тем как выбирать, что съешь, потому что во второй раз ты съешь то же самое.
- Как вы проводите время в полете? Навевают ли открывающиеся пилотам прекрасные виды с птичьего полета на какие-то философские рассуждения или в рейсе все ваши мысли сосредоточены только на работе?
- В основном нежелательно что-либо обсуждать в полете. В глазах первого пилота мы будущие капитаны самолета. В принципе, каждый наш новый полет - это некий экзамен. Капитан в любое время может задать какой-нибудь вопрос по работе, спросить, как работает та или иная система. Это делается для того, чтобы мы подготавливались к каждому полету. Капитан должен быть уверен в том, что в будущем ты сможешь быть таким же как он.
- А как проводите время между рейсами?
- Я активно занимаюсь спортом. В основном плаваньем, йогой и пилатесом. Выхожу гулять по городу, но либо рано утром, либо поздним вечером, потому что в иное время я в небе. Также изучаю языки. Знаю целых 7: русский, азербайджанский, турецкий, английский, немецкий, итальянский, французский.
- Пилоты много путешествуют, но, как правило, экипажу очень редко удается выйти за пределы аэропорта и увидеть город. У вас получается?
На самом деле из-за пандемии не получалось. Она ставила рамки. Мы условно прилетали в какой-то из городов и нам нужно было через некоторое время вернуть обратно. Эти тесты на коронавирус и т.д занимали много времени. Но я знаю пилотов, которым еще до пандемии удавалось выйти в город и насладиться им.
- Есть ли у пилотов какие-то суеверия?
- Мы не используем слово «последний», заменяем на «крайний». Последний полет этот тот, после которого тебя больше нет…
- Считаете ли вы свою работу опасной?
- Я вот села за руль автомобиля после того, как за штурвал самолета. И знаете, учитывая бакинских водителей, управлять самолетом гораздо безопаснее, чем автомобилем.
- Не тянете ли по привычки за рулем автомобиля руль на себя?
- Никак нет (улыбается).
- Если бы вы сами не выбрали эту стезю, не пошли в авиацию, сели бы вы сами в самолет, которым управляет женщина?
- Конечно, села бы. Я очень сильно доверяю женщинам. Вообще я считаю, что женщина - это самое уникальное существо на свете. После того, как капитаны встретились с нами в небе они сказали: Мы и так знали, что вы способны на все, но теперь мы в этом уверены.
- Что вам больше всего нравится в вашей работе и профессии?
- Мне нравится все. Я даже не называю это работой, потому что это мое любимое дело. Могу даже на работу прийти на 3 часа раньше, только из-за любви к ней. Я очень сильно люблю летать. Есть такое прекрасное чувство, когда вы взлетели, достигли круизную высоту, включен уже автопилот, все стандартные процедуры сделаны и вы вдруг поднимаете голову и понимаете, что это самое красивое место на планете. И то, что ты видишь сейчас, буквально через секунду поменяется. Вот каждый раз это момент все более уникальный. Также добавлю, многие не знают, но для пилотов есть скидка в размере 20% на любой товар в любом Duty Free (Магазин беспошлинной торговли) (улыбается).
- Профессия пилот – это больше романтика, призвание, или самоутверждение?
- Наверное, ни одно из перечисленных. Профессия пилот – это степень, на которую тебя сподвигает жизнь. Это очень большой стимул быть пилотом, так как в жизни бывают очень разные ситуации, например, когда вы падаете духом либо просто нет настроения. И когда ты приходишь на работу, видишь всю красоту в небе, проделываешь всю работу и понимаешь, что ты со всем справляешься и причин падать духом нет. То есть эта работа всегда держит тебя в тонусе.
- Ваш девиз по жизни.
- Все, что ни делается, все к лучшему.
- Спасибо большое за интервью.
- Вам спасибо.