Как карабахский ковер вернулся из армянского плена в Азербайджан
Шушинский филиал Азербайджанского государственного музея ковра был открыт 30 лет назад в особняке XVIII века, принадлежавшем выдающему военному деятелю Самеду Мехмандарову. Тогда здесь было 246 экспонатов.
В 1992 году, когда над Шушой нависла угроза армянской оккупации, директор Хиджран Алиева направила в Баку официальное письмо об эвакуации. Никакой реакции.
Вспоминает тогдашний заведующий отделом культуры г. Шуши Захид Аббасов:
- В городе был комендантский час, но когда стали эвакуировать филиал банка, люди преградили путь машине и стали протестовать - дескать, деньги дороже людей? Спустя неделю я договорился с водителем музея старым Аллахверди, и среди ночи мы погрузили в машину те экспонаты, которые смогли, и тайком, с потушенными фарами вывезли их в близлежащий город Барду. В машине было 183 экспоната из 246: 80 ворсистых и 35 безворсных ковров, 39 ювелирных изделий, 29 вышивок и тканевых изделий. Тяжелые металлические экспонаты, главным образом медные изделия, пришлось оставить. Как и некоторые ковровые и тканевые вещи, находившиеся на манекенах.
Спустя годы тот самый Аллахверди пришел в Азербайджанский музей ковра посмотреть отдел, где экспонируются вызволенные им экспонаты из Шуши. Этот пожилой, умудренный жизнью простой азербайджанец не смог сдержать слез. Музейные ценности - единственное, что он вывез тогда из города, даже домашний скарб спасти не удалось. К сожалению, автору этих строк не удалось лично встретиться с Аллахверди, которому минуло уже восемьдесят, поскольку его здоровье не благоприятствовало, - пришлось довольствоваться полными уважения отзывами музейных сотрудников./ Мое внимание привлекла такая деталь: пока я была в музее, посетители больше собирались именно в шушинском отделе, проявляли интерес к вывезенным тогда из Шуши экспонатам./ После захвата Шуши особняк Мехмандарова стал использоваться под краеведческий музей. Предполагается, что там экспонируются и оставшиеся 63 экспонатов ковровой экспозиции.
Заведующая филиалом Сабина Азизова отметила, что не так давно в Шуше по указу советника президента Армении на базе его частной коллекции был открыт музей ковра: "В своем интервью он сказал, что Шуша имеет давние традиции ковроделия, здешний климат очень благоприятствует сохранению ковров. В коллекции преобладают карабахские ковры. Всем коврам дали различные армянские имена. Во всем Карабахе были знамениты ковры из села Малыбейли близ Шуши. Малыбейлинские ковры ткались и в других населенных пунктах. Теперь армяне сделали центральную композицию малыбейлинских ковров логом своих ковровых групп"./С.Азизова заметила, что в Шуше женщины всегда отличались утонченным вкусом, и это проявлялось не только в изготовлении ковров, но и в одежде: "Даже европейские женщины восхищались и завидовали, видя костюмы жительниц нашего города. Верхняя одежда украшалась золотыми и серебряными монистами, которые своим звоном оповещали о прибытии их обладательницы. В остальном Азербайджане до начала XIX века женщины покрывали голову чаршабом, а в Шуше такого обычая не было. Шуша была своего рода азербайджанской Европой, здесь женщины пользовались большей свободой"./
5 мая, когда в Азербайджане отмечается День ковра, и одновременно в преддверии годовщины оккупации Шуши автору этих строк выпала почетная, хоть и несколько печальная обязанность. Я привезла в музей ковер, который прислал из Лос-Анджелеса азербайджанец Эльшад Таиров. Этот карабахский ковер он выкупил на аукционе, проводившемся армянином по национальности. Процедура включения нового экспоната в собрание музея была проведена торжественно - как-никак этот ковер фактически вызволен из армянского плена. Наверное, в связи с этим сделали исключение - не проведя научное исследование, выставили ковер для демонстрации посетителям. Среди посетителей, судя по всему, были те, кто знает толк в коврах: "Сразу видно, что ковер никогда на стену не вешали. Значит, владелец был холост"; "Ковер нигде не помят, его и на пол не расстилали";
"В момент пленения ковер был совершенно новый". Итак, на наших глазах завершилась одиссея безвестного карабахского ковра, который был захвачен в качестве трофея армянскими агрессорами, затем пленником совершил путешествие за океан, там попал в руки неравнодушного азербайджанца и, обретя свободу, пересек океан в обратном направлении, чтобы занять достойное место в музейной экспозиции.
Вусаля Мамедова
Произошедшее в Лачине землетрясение силой 4 балла ощущалось и в Армении
В субботу в Баку моросящий дождь и умеренный ветер
В Азербайджане изменены правила квоты трудовой миграции
Синоптики объявили «желтый» уровень ветра на пятницу
В Азербайджане количество трудовых пенсионеров увеличится на 8 тысяч человек
В Азербайджане ликвидированы Госцентр переводов и Центр языкового мониторинга - РАСПОРЯЖЕНИЕ