Учредитель APA-GROUP назвала своего преемника - ПО ДУШАМ В ДЕНЬ ЮБИЛЕЯ

Учредитель APA-GROUP назвала своего преемника - ПО ДУШАМ В ДЕНЬ ЮБИЛЕЯ
16 ноября 2019
# 11:04

В семейной жизни 15-летие празднуется, как хрустальная свадьба, потому, проведя некую аналогию, мы решили особо  отнестись к грядущему событию. А ведь это действительно событие: одному из лучших и передовых новостных агентств Азербайджана – АПА исполняется ровно 15 лет.

 

АПА и есть тот самый хрустальный драгоценный кубок. А он в руках хрупкой женщины с мужским характером.

 

Беседа с учредителем APA GROUP Вюсалей Махиргызы началась с самого «лучшего» вопроса всех времен в области журналистики: «Стали бы вы журналистом, родившись вновь?». Понятно, что этот шутливый вопрос был нацелен на  разрядку усталости и напряженность под конец рабочего дня, но беседа получилась довольно-таки серьезной.  Забегая  вперед, отметим, что беседа наша не только о юбиляре. Впрочем, читайте и судите сами.

 

 

 

 - Вы, наверняка, помните жаркие споры, имевшие место в начале 90-х вокруг газеты «Азадлыг». Были два лагеря: одни считали, что пресса должна быть жёсткой, другие были уверены в том, что она должна быть умной. Покойный Наджаф Наджафов тогда заявил, что «Если пресса будет умной, она будет и жёсткой». Как Вы считаете, какая сегодня азербайджанская пресса: умная, жесткая или это вообще не пресса?

 

 

- Пресса должна быть умной. Жёсткость не является функцией медиа. В гражданском обществе есть общественные институты. Жёсткость, риск, мобилизация общества  - прерогатива политических партий, это их функция. Права человека  – функция гражданского общества. 

 

На мой взгляд, задача медиа – общественный контроль, охрана общественных устоев в случае возникновения какого-либо риска. Именно в таких случаях, жёсткость медиа не исключается. Но я считаю неправильным, когда медиа видит себя в роли политической власти (будь это власть предержащая  или оппозиция). Повторюсь,  задача медиа – реализация функции общественного контроля, создание своеобразного моста между обществом и институтами. Это и есть та самая умная функция медиа. Тут будет и критика, и поощрение, и агитация. В конечном итоге медиа должна быть умной.

 

- То есть, с Наджафом Наджафовым вы не согласны полностью…

 

 - Нет. Дело в том, что деятельность покойного Наджафа Наджафова была пронизана политическим духом.

 

 - Ну, газета, которую он выпускал, требовала этого…

 

- Да, сама газета была частью политического движения. На сегодняшний день из этого течения осталась газета «Yeni Müsavat». В сегодняшнем духе этой газеты остались те самые задатки.  Есть существенная разница в журналистах, политиках, медиа-личностях того периода и нынешнего. 

 

Главным критерием граждан тогдашнего Азербайджана была создание государственности, обретение независимости. Сейчас этот подход изменился. Давайте обратимся к 23, 25-летнему гражданину в нашей структуре и скажем, что государство,  независимость - главный критерий. Мы получим совсем не ту реакцию, которую мы ожидаем. Все дело в том, что они родились уже  в независимом Азербайджане, они не участвовали в создании независимого Азербайджана. Они уже стали гражданами независимого Азербайджана. Они увидели флаг, государственность Азербайджана.

 

Поэтому не может быть никакой схожести между медиа того времени и медиа нынешним. Молодежь составляет большинство трудящихся в нашей структуре, они граждане независимого Азербайджана. Они обучились, сформировались в независимом Азербайджане.  Теперь у них другой взгляд на медиа, на её роль. 

 

Во времена покойного Наджафа Наджафова были другие задачи: обрести независимость, сохранить её. Взгляды расходятся и у политиков – живых свидетелей, участников процессов становления независимого Азербайджана, и нынешних.

 

Для первых главное – государство, независимость, флаг, а уже потом решение всяких остальных проблем. Вторые считают, что государство уже есть, независимость есть, флаг есть, и первоочередной задачей является решение повседневных задач.

 

- А как Вы относитесь к жесткой критике, к примеру, по социальным проблемам?

 

 - Я не против этого. Я сторонник соблюдения «красной черты» в подходе к социальным проблемам. Медиа, конечно же, в определенных вопросах должна показывать жёсткость. Но эта самая жёсткость не должна превращаться в источник угрозы.

 

К сожалению, в последнее время критика стала неким «иностранным продуктом». Мы видим только критику из-за рубежа, желание видеть всё в черном цвете. Я не считаю, что это медиа в классическом понимании. В лучшем случае, это может быть неким «боевым листком», «революционной платформой».

 

Если есть медиа, то тут должна быть и критика, и агитация, и пропаганда, и информирование. Медиа не может быть построено на фигуре одного или двух людей, на их критике. Это политическая линия, но никак не медиа.

 

- Тогда почему, так называемая «медиа критики», стала иностранным продуктом?

 

- Да, в определенное время эта политика могла вестись. Когда не было социального медиа, не было соответствующего социального настроя. Когда не было того самого раскола в понятиях и подходах, о которых я сказала выше. Эту политику необходимо изменить. Необходимо заново пересмотреть информационную политику.

 

Нынешнее поколение хочет обсуждения проблем, требует обновления подхода к информационной политике. Мы сейчас видим некоторые проблески этого, но радикальных изменений нет. Я сторонница пошаговых изменений, радикализм не всегда приносит необходимые, положительные плоды.

 

Есть некоторые подвижки  на Азербайджанском Государственном телевидении, на Общественном телеканале. Есть дебаты на нашем АПА ТВ. Необходима поддержка в этом направлении. А поддержка состоит в том, чтобы не мешать. Не надо видеть кампанию под той или иной темой, открытой в СМИ.

 

 

- Вы затронули актуальную тему,  тему так называемого «омолаживания» правительства. Как Вы считаете, станут ли все молодые кадры успешными?

 

 

- Нет таких гарантий. Это начало, поэтапное обновление. Медиа тоже параллельно плывёт по этому течению. Изъяны будут, обязательно будут. Демократия и есть – падения и взлёты.

 

Нельзя сидеть и ждать, когда журналистика станет «здоровой», будет открыта к критике. Мы будем двигаться вперед  и учиться. Да, будем ошибаться. Но будем продолжать этот путь. Нам ставят в пример западные медиа. А разве у них нет двоякого подхода, разве они не используют СМИ в качестве политического инструмента?

 

Ошибки допускал и допускает тот же самый ВВС. Нам ждать того, когда во главе всех наших медиа будут профессионалы? Профессионализм порой и есть опыт. Необходимо менять и меняться самим. Нужен новый подход.

 

Глава государства, заявляя о важности общественного контроля, говоря о том, что о тех или иных проблемах узнаёт из СМИ, сам зовёт медиа к критике. Чиновники также должны изменить подход к медиа, должны быть открытыми к СМИ.

 

Медиа становится доверительной тогда, когда находит отдачу внутри страны, когда голос официальных лиц становится платформой этого самого медиа. Но ни в коем случае, чиновники не должны использовать медиа в качестве инструмента своего пиара.

 

Нельзя путать пиар сделанной работы с пиаром отдельного чиновника. Глава государства заявляет о коррупции как о беде, в стране функционирует управление по борьбе с коррупцией.  В стране есть модель ASAN Xidmət для борьбы с бюрократическими проволочками. Так почему же, когда медиа пишет об этом, оно становится объектом угрозы?

 

 

- Очень не хотелось в этом интервью затрагивать политику, но, видимо, не получится. Как Вы считаете, всегда ли возраст означает способность? Речь, как о политиках, так и о руководителях медиа структур…

 

 

 -  Нет. Об этом очень точно сказал глава государства. Президент заявил, что он против кампании в отношении утвердившихся на своей позиции людей в возрасте, которые внесли ощутимый вклад в развитие нашего государства.

 

Успех, по словам президента, зиждется в тандеме энергии молодежи и опыте взрослого поколения. Это говорит о том, что глава государства знаком с трендами в социальном медиа. Президент говорил о «старом мышлении». К примеру, когда отдельные чиновники,  не хотят видеть кого-либо в коридоре, когда они заходят в офис. Я слышала, что такие имеются и среди руководителей медиа-структур.

 

Будет страшно, если и молодые кадры будут иметь такой же подход к работе. Когда в приёмной часами, а то и днями будут ждать граждане с проблемами.

 

Среди опытных управленцев в возрасте есть и те, которые знакомы с социальным медиа, знают современные тренды, имеются отличные навыки менеджмента.  Плюс ко всему они имеют огромный опыт.  Есть такие области, где имеются специалисты в возрасте 65-70 лет.

 

 - А как быть, например, со знанием английского языка?

 

 - Знаете, это не всегда показатель. Знание иностранных языков – это хорошо. Вопрос в том, чтo вы знаете на этом языке. Быть англоязычным, франкоязычным – хорошо. Но быть англоязычным специалистом – это совсем другое.

 

У меня нет комплекса в вопросе владения английским языком. Знаю его на уровне В2, могу выступить, работаю над собой.  Но знать английский язык и не знать свою специальность…Зачем это?

 

 

 - Зададим Вам вопрос, без обиняков. Вы карьеристка?

 

 - Можно и так сказать.

 

 

 - У Вас есть семья. Муж,  дочь. Но между семьей и карьерой Вы выбрали второе…

 

 

 - Да. Я не могу сказать, что идеальная, и даже отличная домохозяйка.

 

- То есть, Вы чувствуете себя намного комфортнее, когда готовите новости, а, скажем не  обед для семьи?

 

 

 - Да.

 

 - Вы создали агентство АПА, которому исполняется 15 лет. Что тут сыграло основную роль: благосклонность Аллаха, везение…Что именно?

 

 - В первую очередь, это условие, созданное государством, свобода Интернет-медиа. Всё было поэтапно. В то время, когда мы говорили, что после создания электронных СМИ, необходимость в печатных СМИ иссякнет, мы сталкивались с возражениями.

 

Теперь я говорю то же самое руководителям сайтов. Спустя два-три года не будет необходимости и в сайтах, информацию не будут получать из сайтов. Будут социальные медиа и приложения. Мы уже начали этот процесс.

 

Деятельность АПА началась в качестве классического агентства. Мы подготовили свой сайт. Это было впервые, потому, что прежние агентства посылали свои бюллетени посредством факса. Мы сначала начали посылать бюллетени посредством электронной почты. Это было новаторством. Мы начали на шаг впереди.

 

Не могу не затронуть фактор коллектива. Я считаю себя везучей в том отношении, что работала и работаю с профессиональными журналистами, известными личностями в журналистике, сумевшими сохранить своё достоинство в любых ситуациях.

 

Нашей целью было стать умным медиа, объективным и достоверным источником информации.

 

 - Вернёмся к семье. Как ваша дочь, супруг относятся к матери и жене– карьеристке?

 

 - Ну, мой супруг знал, с кем он создает семью. Он сам бизнесмен, связан с работой больше, чем я. Ситуация сейчас такова, что порой я жалуюсь на недостаточность того времени, которое он уделяет нам.

 

Моя дочь Сара вовсе не любит АПА.

 

 

 - Ну, это понятно. Вы постарались для этого…

 

 

 - Да. Но привыкла. Она не хочет стать журналистом, не хочет давать интервью. В Саре осталась ревность к моей работе.

 

 - Вюсаля ханум, как Вы относитесь к цифрам?

 

 - В смысле?

 

 - Ну, например к «зеркальным» числам или номерам телефонов…

 

 - Какова цель вашего вопроса? Куда вы клоните? (смеется).

 

 - Например, номер вашего автомобиля. Это случайность?  

 

 - Ааа, вот вы о чём. Нет, это не случайность. Номер приобрел мой брат.

 

 - А буквы в госномере? Возможно, Вы  в курсе, а если нет, то знайте, что многие трактуют буквы на номере Вашего автомобиля UV, как Уджар (где вы родились) и Вюсаля… 

 

 - Это случайность. Я считаю бессмысленной и лишней трату на дорогие автомобили и современные мобильные телефоны.

 

-Вы так считаете после того, как приобрели все это?

 

-Делать это усердно заставляет мой брат, который потом берёт у меня мои прежние (смеётся). Я, например, всегда против использования кондиционера в автомобиле, как и мой водитель. Мой брат всегда говорит, что вы используете современный автомобиль как «семерку» (смеётся).

 

Я как, наверное, и все женщины люблю хороший, комфортный дом и, наверное, красивую одежду. 

 

 - Вы наверняка, когда-либо покинете пост учредителя AПA-Group?

 

 - Всё может быть.

 

 - Не задумывались о преемнике? Он имеется?

 

 - Конечно. Хотя я об этом никогда не думала. Потому, что я никогда не считала кого-либо незаменимым, включая себя.

 

 - То есть, Вы его не назовёте?

 

 - Почему же? Мой первый заместитель Нуршан Гулиев.

 

- Вернёмся к политике.

 

 - Опять? Ну ладно.

 

 - Вы видите себя в будущем в политике?

 

 - Нет. Я никогда не хотела заниматься политикой. Хотя то, чем мы занимаемся, так или иначе связано с политикой. Я сторонник становления в бизнесе.

 

 - В этой сфере?

 

 - Не только. Я вижу себя как хороший менеджер. Но чиновничью деятельность, активную политическую деятельность я сама себе не желаю.

 

 - Многие ваши коллеги, хоть и не признаются в этом, имеют политические амбиции. Вы бы хотели стать депутатом?

 

 - Не скрою, было время, когда я хотела этого.

 

 - И что изменилось?

 

 - Произошли определенные процессы. Но сейчас считаю, что быть успешной бизнесвумен намного лучше. Я считаю, что могла бы стать неплохим депутатом. Но я вижу себе в менеджменте, в бизнесе.

 

 

 - Вы сказали , что  на данный момент хотели бы видеть себя в бизнесе. В каком именно?

 

 - Во время перерыва в деятельности АПА, я занялась компанией по перевозке. Потом этим занялся мой брат. Считаю это успешным проектом. Считаю, что могла бы стать успешной в онлайн-бизнесе.

 

- А нынешнее АПА - бизнес-проект?

 

 - Однозначно.

 

 - Был ли в Вашей деятельности случай, когда вы сталкивалась с непрофессиональным подходом к тому или иному обсуждению от тех, кого вы считали профессионалом?   

 

 - Нет.

 

 - Было ли так, когда их подход был правильным, а Вы всё-таки делали своё…

 

 - Неоднократно.

 

 - Исходя из ситуации?

 

 -  В том числе. Люди, которые со мной работали и работают, знают, что есть два подхода. Первое – когда мы делаем это. И точка. Без обсуждений. И второе – как нам это сделать. Вот тогда начинаются обсуждения. И вот в таких обсуждениях бывают случаи, когда, если даже у них  и правильный подход и взгляд, мне приходится выбирать другое решение. Потому, что есть такие моменты, о которых знаю я, но не они.

 

 -  Вы окончили факультет филологии…

 

 - Да.

 

 - Наверняка, следите за учебниками о языке, литературе.

 

 - Да.

 

 - Если вспомнить годы Вашей учебы, ощущаете разницу в уровне?

 

 - Да. В плохую сторону. Нынешний министр образования очень открытый медиа человек и этот вопрос неоднократно обсуждался в беседах с руководителями СМИ. Моё мнение такое, что над составлением учебников необходимо серьезно заняться. Методика обучения родного языка и литературы должно стать задачей номер один.

 

Содержание учебников оставляет желать лучшего. Однажды мне позвонила знакомая, у нее ребенок учится в третьем классе. Спрашивала о значении слова «təhəmmül» (терпение – ред.). Я, мягко говоря, очень удивилась тому, как может третьеклассник знать значение этого слова, если это знают не все выпускники факультета филологии.

 

Я не говорю о стихотворениях, которые можно встретить в учебниках по литературе. Это позор для нашей литературы. Нет логики, нет значения, нет рифмы. 

 

Необходимо учесть тот факт, что у нынешнего поколения школьников имеется телефон с доступом в Интернет. Фактор поисковых систем никто не отменял. Когда они находят информацию в этих самых поисковиках о тех, которых им упорно преподносят в качестве  героев, они, мягко говоря, разочаровываются как в системе образования, так и в тех, кто им преподаёт.

 

Наша система образования нуждается в так называемом SMART подходе. Это не только размещение «умных досок» в классах. Сам подход должен измениться. Особенно в отношении языка.

 

Смотрите, как у нас обучают иностранному языку. Сначала обучают грамматике, параллельно обучают словам. В школе у моей дочери по-другому. Она с присущим англичанам акцентом говорит на английском языке, но имеет проблемы с грамматикой. Когда я поинтересовалась у преподавателя, она дала мне очень интересный ответ. Когда ребенок начинает говорить слова, он же не знает что такое грамматика, синтаксис, фонетика. Он просто говорит.  После того, как ребенок будет в совершенстве говорить на иностранном языке, его начинают обучать грамматике.

 

У нас, к сожалению, уже в первом классе начинают преподавать терминологию. Обучение языку требует очень осторожного, заботливого подхода. Язык прямо связан с любовью к Родине, к государству.

 

 

- Была ли в руководимых вами печатных органах публикация, из-за которой вам было стыдно?

 

 - Нет. Для меня публикация – щепетильный вопрос. Ошибки бывают, я говорю об этом редакторской группе.

 

 - Речь не только об орфографических ошибках. Вообще были статьи, публикация которых, вызывало бы у вас чувство стыда?

 

 - До сих пор в AПA Group не было ни одной публикации, за которую мне бы было стыдно. Я была против публикации того материала, за которую мне было стыдно.

 

 

 -  Юбилей AПA Group почувствуют все сотрудники. А почувствуют ли праздник семьи этих самых сотрудников?

 

-Нет. Считаю, что это праздник AПA Group. Сотрудники почувствуют в этот день себя особенными и отдохнут. Соберемся только свои и отметим. Думаю, мы это заслужили.

 

 

- И последнее. В ходе интервью Вы сказали, что не хотите быть депутатом или чиновником – заниматься политикой. Но, все-таки, мы думаем, что Вы будете заниматься политикой…

 

- А почему вы так считаете?

 

- Потому, что один из нас  брал интервью у Вас накануне пятилетия АПА. И тогда беседа велась за чайным столом со сладостями. Прошло 10 лет, и вы нам не предложили даже стакан воды. Принимаем это, как знак к вышесказанному. Впрочем, время покажет… Спасибо за беседу! Поздравляем с юбилеем!

 

 

Метин Яшароглу

Исмаил Алиев

# 4159
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#