Остаться в живых, или Онкология не всегда смертный приговор – НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Существует большое количество мифов об онкологии, которые в виде стереотипов прочно засели в головах простых людей. Да, это борьба за жизнь, иногда перечеркивание всего, что было ДО, раздумья и выбор. Никто не желает слышать от врача: «У вас - рак», ведь для одних это диагноз, а для других – приговор. Но если человек со стереотипами пишет завещание и закупает продукты для халвы, то другой, свободный от предрассудков, ищет врачей и деньги. Потому что, по статистике больных раком спасает прежде всего своевременная диагностика. 90% больных, у которых онкологию выявили на ранней стадии, излечиваются и живут долгие годы.
Рост онкологических больных в Азербайджане увеличивается с каждым годом и даже, к сожалению, с каждым месяцем. 20 сентября 2022 года на заседании Комитета Милли Меджлиса по здравоохранению депутат Кямаледдин Гафаров заявил о тревожной статистике, согласно которой в Азербайджане количество онкобольных приблизилось к 60 тысячам человек. Два месяца назад в республике было зарегистрировано 58 024 больных.
Как же всего за два месяца показатели смогли увеличиться на 1976 онкобольных? Они и вправду недавно заболели, или это заслуга отечественной чудо-диагностики? Как говорят врачи, независимо от специальностей - «нет здоровых людей, есть недообследованные». Страшно подумать, какие цифры мы можем узреть в конце 2022 года.
C печальной статистикой все более-менее понятно, но действительность, с которой сталкиваются онкобольные, полна неприятных неожиданностей. Если обратиться за «впечатлениями» к тем, кто имел опыт прохождения лечения можно услышать, например, историю о том, как шустро и суетливо выписывают умирающую женщину, чтобы не портить свои показатели. И когда эту тяжелобольную привозят в другую клинику, медсестры шепчутся: опять к нам привезли умирать.
Проблемы, с которыми сталкиваются люди, находят отражение в статьях и жалобах, и связаны они с неправильной диагностикой, лечением, в результате чего - сломанные судьбы и трагический итог.
Несколько лет назад у старшеклассника Самира Мамедова (имя условное) после простуды справа на шее появилась маленькая шишка. Парень сдал кровь, сделал УЗИ, но врач ничего не обнаружил, сказав, что во время гриппа лимфатическим узлам свойственно увеличиваться. Короче, успокоил. Родителей Самира Мамедова мантра доктора не удовлетворила, и они отправились в Иран, где, на удивление, тамошние специалисты не нашли ничего серьезного. Тем не менее, шишка продолжала расти.
По возвращению в Баку Самиру предложили сделать биопсию, по результатам которой был поставлен диагноз: лимфома Ходжкина, смешанно-клеточный вариант, II стадия. Повторное УЗИ показало, что лимфатические узлы на селезенке тоже увеличены. Родители Мамедова решили положить сына на лечение. Врач заявил, что если они сделают ему химиотерапию, то почки не выдержат и он умрет. Но счел нужным поинтересовался, где и кем работает отец Самира. После чего семья поспешила унести оттуда ноги, раз и навсегда.
Пришлось снова ехать в Иран на лечение. Какое-то время все было хорошо, но эффект был не долгим. Вернувшемуся в Баку уже студенту Мамедову пришлось сесть на диету, которая не возымела никакого целительного эффекта, но привела к потере 16 килограммов. Парень сразу же поступил на лечение в Научно-исследовательский институт гематологии и трансфизиологии им.Б.А.Эйвазова. Пока больной боролся за свою жизнь и находился в сознании, главврач сообщил его родителям, что он умрет. И объявил, что в его легких увеличены лимфоузлы. Парень не поверил, сделал УЗИ, предоставил результаты, однако не смог переубедить главврача, а потому просто разозлился и выгнал его.
Мать с отцом направились в Республиканский центр Талассемии, попросили их взять сына на лечение, добавив, что оплатят весь курс. В Центре согласились, и вскоре там началось спасение Самира Мамедова. Вначале родителям предложили поехать в Беларусь, но тут выяснилось, что белорусские врачи находятся в Баку - они приехали обучать наших онкологов. Родители встретились с врачом, тот ознакомился с анализами и сразу же сказал, что парень будет жить.
Трансплантолог выделил у Самира Мамедова оставшиеся здоровые стволовые клетки из костного мозга, больному провели дооперационную химиотерапию, затем ввели его же стволовые клетки обратно в костный мозг. Да простят меня профессионалы за примитивный пересказ без латыни, но для обывателей так понятней. Главное, что после операции и соответствующего лечения студент начал приходить в себя, а потом и самостоятельно встал на ноги. Сейчас его жизни ничто не угрожает, но он каждые три месяца сдает кровь на соответствующие анализы. Для профилактики.
Почему же рак так помолодел или он всегда был безжалостным по отношению к молодым и на вид цветущим людям? Причин, способствующих развитию рака, много: от радиации и различных вирусов до воздействия канцерогенных веществ. Источники утверждают, что распространенные и смертельные виды рака в мире - это бронхиальный рак, рак легких, рак толстой и прямой кишки, молочной железы, поджелудочной железы, предстательной железы, печени и внутрипеченочных желчных протоков, яичников и пищевода, лейкемия, Лимфома Ходжкина и неходжкинская лимфома.
Vesti.az решил подробно разузнать причины резкого роста числа онкобольных и попытаться пролить свет на другие важные вопросы, связанные с онкологией. Поэтому в первую очередь мы связались с главным врачом Национального центра онкологии, главным онкологом Министерства здравоохранения Азербайджана Азадом Керимли.
Как мы ни старались, чтобы светило отечественной медицины согласилось ответить хотя бы на пару вопросов, к сожалению, наши попытки не увенчались успехом. Доктор, ознакомившись в WhatsApp c нашими вопросами, упрекнул нас в некомпетентности в области онкологии и, не попрощавшись, бросил нас в пучину неизвестности. Оставшись без его компетентного и авторитетного мнения, мы остановились на том, что будем черпать всю нужную информацию из старых интервью Азада муаллима. О чем его и предупредили.
Итак, какие виды рака распространены у нас в Азербайджане? По какой причине эти цифры увеличиваются? Есть ли какие-то исследования в этой области и как можно предотвратить рост онкологических заболевании?
Азад Керимли, 2016 год: «Как и во всем мире, среди женщин у нас чаще выявляется рак молочных желез, а среди мужчин – это рак легких, трахеи, бронхов и простаты. Увеличение числа раковых заболеваний идет практически в ногу с ростом населения страны. Там, где повышается плотность населения, растет статистика не только онкозаболеваний, но и других болезней. «…» Чтобы предостеречь себя от этого заболевания, надо всегда вести здоровый образ жизни, часто выходить на чистый воздух, нормализовать режим дня, правильно питаться, использовать только экологически чистые продукты, в рацион вводить овощи и фрукты. Раз в год нужно проходить обследование у врача. Особенно это должны делать женщины после сорока лет и мужчины пожилого возраста. Но никто не следует правилам. Во всем мире об онкологии узнают, когда болезнь прогрессирует и переходит уже в III-IV стадии. Так что нельзя всю ответственность взваливать на плечи врача-онколога».
Азад Керимли, 2020 год: «В росте числа онкобольных основную роль играют проблемы экологии, режима питания, качества продуктов питания, повышение уровня облучения и радиации в связи с внедрением новых технологий. Необходимо учесть, что загрязнение окружающей среды способствует не только появлению онкологических, но и других заболеваний».
Почему первой мыслью у людей, у которых диагностировали рак, является поиск денег для лечения за границей (Иран, Израиль, Турция, Беларусь, Украина, Россия, Германия, Китай, Тайвань, Корея), а не в нашей стране?
Азад Керимли, 2015 год: «Эти больные в большинстве случаев обращаются в Национальный центр с осложненной формой заболевания. Иногда больные попадают в ловушку людей, занимающихся перевозкой больных в эти страны, и зарабатывающих на этом деньги. Впоследствии болезнь обостряется, и больные вновь обращаются к нам. Азербайджане работают онкологи, прошедшие практику в США и Германии. Люди, едущие за рубеж в связи с онкологическим заболеванием, должны знать, что у нас такое же оборудование, которым пользуются при диагностике этих заболеваний в США, Германии и других странах. Как главный онколог, я не могу понять онкологических больных, едущих на лечение за границу».
Азад Керимли, 2016 год: «У каждого есть право выбора, но люди должны знать, что у нас в стране лечение ничем не уступает практике, применяемой в международных клиниках. Турки приезжали к нам и удивлялись, как, при наличии таких условий для лечения, пациенты из Азербайджана едут к ним. Этот вопрос мучает и нас самих. У нас имеется вся необходимая технология, тактика лечения выбирается правильно, все врачи – национальные кадры, прошедшие курсы по повышению квалификации в США и Европе.
Какой технологической базой располагает наша отечественная медицина? Достаточно ли того, что есть для нужд онкобольных? Медицинская наука не стоит на месте. Как вы реагируете на появления новинок в области медицинских оборудования?
Азад Керимли, 2020 год: «Обладающий богатой материально-технической базой и сильными человеческими ресурсами, Национальный центр онкологии можно отнести к числу ведущих мировых онкологических центров».
Азад Керимли, 2016 год: «Тактика лечения, используемая в США и других развитых странах, применяется и в Азербайджане. Лечение здесь осуществляется не хуже, чем в других международных клиниках. В наш центр постоянно приезжают эксперты с разных частей света, мы сотрудничаем с ведущими мировыми клиниками. Закуплено современное оборудование. Например, у нас имеется отделение лучевой терапии, где используются американские технологии. Мы не отстаем от других мировых научно-исследовательских центров».
На каком этапе у нас способны диагностировать онкологические заболевания? Могут ли наши специалисты диагностировать рак на ранних стадиях?
Азад Керимли, 2018 год: Сотрудники Центра оказывают высококачественные онкологические услуги, проводят раннюю диагностику злокачественных опухолей, современное хирургическое, лучевое и лекарственное лечение этих больных, а также проводят масштабные научные исследования с целью дальнейшего усовершенствования существующих методов лечения.
Азад Керимли, 2020 год: «… в соответствии со скрининговой программой проводятся профилактические медицинские обследования по онкологическим заболеваниям. Центр онкологии на регулярной основе проводит в регионах республики бесплатное профилактическое маммографическое, ультразвуковое и рентгеновское обследования с целью раннего выявления и предотвращения онкологических заболеваний среди граждан».
Картина довольно радужная, страна может спать спокойно. Осталось выяснить, на что могут рассчитывать онкобольные по Обязательному медицинскому страхованию. Дело в том, что больные онкологией частично получают от государства бесплатное лечение и медикаменты, но, к сожалению, сама онкология все еще не входит в Обязательное медицинское страхование.
Однако в феврале 2022 года председатель Комитета Милли Меджлиса по здравоохранению Ахлиман Амирасланов заявил, что со следующего года онкологические заболевания будут покрываться обязательным медицинским страхованием. А в июне месяце этого года председатель правления Государственного агентства по обязательному медицинскому страхованию Заур Алиев сообщил, что в связи с высоким спросом в ближайшие годы возможно включение онкологических заболеваний в сферу услуг, как и расходы, связанные с трансплантацией.
В пресс-службе Государственного Агентства обязательного медицинского Vesti.az сообщили, что в пакет услуг Обязательного медицинского страхования входит 2 550 медицинских услуг. В настоящее время в этом списке отсутствуют онкологические заболевания. В дальнейшем, если будет принято соответствующее решение о включении онкологических заболеваний в Конверт услуг, общественность будет проинформирована об этом.
Некоторые наши вопросы остались без компетентных комментариев. К примеру, почему Азербайджан не входит во Всемирную поисковую Систему доноров костного мозга и статистика вылеченных от онкологии пациентов. По коронавирусу есть, по онкологии - нет. Возможно, эти данные нужно искать в зарубежных клиниках или у знахарей. Но какие-то цифры все же по онкобольным существуют, а именно, статистика зарегистрированных онкобольных в Азербайджане за несколько лет. Для эффекта мы ее представим в обратном порядке.
2020 г. - 54 тысяч 400 (54 403) чел., 2019 г. - 52 718 чел., 2018 г. - 49 154 (48 685) чел., 2017г. - 45 756 чел., 2016 г. – 37 932 (43 927) чел., 2015 г. – 40 653 чел., 2011 г. - 28 685 чел., 2007 г. - 24 431 чел.
Судя по всему, статистика приблизительная (?), потому что показатели за несколько лет разнятся, либо дополняются вдогонку. Бог с ней, с онкологией, у меня остался только один вопрос: считать тоже не умеете?
Инара Мустафаева
Шахдаг примет Фестиваль горных курортов
Бакинский метрополитен изменит расписание поездов с 30 ноября
Милли Меджлис обсуждает судьбу накоплений умерших граждан
Депутат предложил повысить зарплату военнослужащих и полицейских
Погода на вторник: В Баку проливной дождь и северо-западный ветер
В Азербайджане обсуждают восстановление «Озера фиалок»