Над жильцами аварийного двухэтажного дома в Баку нависла угроза – ФОТОФАКТ

Над жильцами аварийного двухэтажного дома в Баку нависла угроза – ФОТОФАКТ
7 сентября 2020
# 14:30

На почту Vesti.az часто приходят письма, в которых читатели рассказывают о своих проблемах. В мельчайших подробностях разъяснив ситуацию, они просят донести правду до вышестоящих инстанций, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут их услышать.

Несмотря на то, что журналистов считают «четвертой властью», наша редакция не берет на себя роль третейского судьи (не наше это дело судьбы вершить), а лишь становится неким «золотым мостом» между народом и чиновниками.

Так, из очередного письма мы узнали об угрозе, нависшей над жильцами аварийного двухэтажного дома, расположенного в Наримановском районе на улице Исмаила Хидаятзаде, 103-105. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы решили навестить ветхое строение и его обитателей.

Ни для кого не секрет, что в течение короткого времени Баку превратился в мегаполис. Ежегодно мы становимся свидетелями новых строений, удивляющих своей архитектурой. Наряду с бизнес-центрами столица «пополняется» и жилыми комплексами. Строительные компании, получив разрешение от Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и районных исполнительных властей, сносят старые дома и воздвигают на их месте многоэтажные здания. При этом жильцам выплачивают полную стоимость квартиры или оплачивают ежемесячный съем жилья на время строительства нового дома, после чего им предоставляется жилплощадь в новостройке.

Во всем этом строительном буме Наримановский район занимает одно из лидирующих позиций. Эта территориальная единица меняется в геометрической прогрессии. На смену пяти и двухэтажным домам приходят высотки. И вот среди такого разнообразия каменных гигантов «ютится» наш скромный «герой». Его вид ужасает, и на мгновение задумываешься: «Неужели дом жилой и здесь живут люди?».   

Редакционная машина припарковалась позади здания. Пришлось обогнуть его, чтобы где-то в середине найти железную калитку. Открыв ее, мы оказались в маленьком узком дворике, поделенном на две части (видимо, кто-то из жильцов решил огородить свое «имение»). На этих небольших квадратных метрах развернулся сад из фруктовых деревьев - инжир, тут, гранат, айва и алча. Всю эту вкусную композицию дополняли виноградные лозы, расползшиеся сверху по железным прутьям.

Первыми, кто нас встретили, были «гостеприимные» кошки. Они ластились, проявляя дружелюбность. Постояльцев не было видно, но из открытых окон доносились голоса. Пока мы запечатлевали уведенное на камеру фотоаппарата, скрипнула калитка, и вошла женщина. Она пристально посмотрела на нас. Чтобы фантазии ее не разыгрались, мы представились и изъявили желание поговорить. Услышав, что об их проблеме, наконец, напишут, женщина воодушевилась и воспрянула духом. В глазах появился огонек, и она за соседями.                     

В ожидании жильцов мы присели на деревянный стульчик, грозивший при неосторожном движении «одарить» нас занозой. Пока мы делали небольшие «зарисовки» увиденного (минут 5-6), из блока вышел мужчина, и смерил нас недоверчивым взглядом. Следом за ним из блока показалась та самая женщина, которую сопровождала пожилая дама лет 70-80. Видно было, что им есть, что рассказать, но какое-то опасение тормозило их. А может это отсутствие веры в то, что им помогут? Кто знает?

Пообещав, что имена не будут написаны в статье (возможно, читатель подумает, что мы все придумали, тогда добро пожаловать на улицу И. Хидаятзаде, 103-105), жильцы, перебивая друг друга, начали рассказывать историю своего дома.   

Оказалось, что здание было построено в 1939 году для временного проживания работников Машиностроительного завода имени Саттархана (ранее лейтенанта Шмидта). Точно такое же строение сейчас находится на улице Оруджалиева, 4 в Наримановском районе. Остальные здания были снесены и на их месте сейчас возвышаются новостройки.    

Вот, что нам рассказала женщина:

«Переехали мы в 1988-1989 годы. В квартире все рушилось. Пришлось сделать ремонт: сменили оконные рамы, поменяли прогнившие деревянные доски на полу. Вроде обжились. Но вот напасть, как по часам ежегодно приходиться ремонтировать квартиру: то здесь подлатаем, то там. В противном случае, невозможно было бы жить. Но последние два года даже ремонт не помогает. Деревянные полы прогрызли крысы, кафель потрескался. Дом потихоньку оседает. Но самое парадоксальное заключается в том, что, когда приходят для оценки здания, он им не кажется аварийным. А все потому, что ремонт им мешает увидеть насколько ситуация плачевная. Да что здесь говорить, вы посмотрите на фасад здания, он же рушится. Когда-то было постановление МЧС, что дом находится в аварийном положении. Потом Исполнительная власть (ИВ) Наримановского района передало его ИВ города Баку. А почему это было сделано, нам никто не сказал. Слава Богу, что вода, газ и свет постоянно есть. Но стоит подуть ветру, как дом трясет…».

Не успела женщина завершить свое повествование, как в дискуссию вступил мужчина средних лет.

«В 90-е годы наш дом признали аварийным. Спустя годы, ИВ Наримановского района сняло его с этого статуса, чтобы оформить и раздать жильцам купчие (возможно, что исполнительный орган продавал квартиры за определенную сумму, но это всего лишь наши догадки – Авт.). Видя, что здание с каждым годом разрушается и оседает, мы снова обратились в соответствующие государственные структуры (в том числе и в Государственный комитет по земле и картографии). Их представители признали аварийность здания. По заключению, оно подлежало сносу. В прошлом году сотрудники ЖЭКа собрали все необходимые документы, заверив, что нас вот-вот переселят. С тех пор мы в ожидании…».

Разговор прервался скрипом железной калитки. Во двор вошел седовласый мужчина. Он был старожилом этой ветхой постройки.

«В ноябре 1988 году я, как работник завода, получил угол в этом доме. Сделал ремонт и уехал в Хачмаз за семьей. Когда приехал, увидел, что представители ЖЭКа №18 разгромили всю квартиру: побили стекла в окнах, сняли доски с пола. Пришлось заново ремонтировать. Когда мы въезжали, в доме проживали три человека. Сейчас здесь 12 семей: у 8 - однокомнатные квартиры, у 4 – двухкомнатные. Некоторые постояльцы, я не исключение, переделали «однушку» в «двушку», а «двушку» - в «трешку». У всех есть купчая, у меня ее нет (улыбается). Но я знаю, что рано или поздно дом снесут, и на его месте раскинется парк…».

Не успел мужчина договорить, как его прервала женщина: «Скажи, когда снесут? Через пять лет? Как нам жить все это время? Рядом такой же дом, но он каменный. Стоит, как построили. А фасад нашего – дранка. Все же рушится…».

Поблагодарив завсегдатаев ветхого дома, мы вышли через железную калитку, жалобно скрипящую нам в след. Хочется верить, что увиденное и переданное нами на бумаге будет услышано. Ведь, как отмечалось выше, в Баку все еще продолжается строительный бум. Однако описанное нами ветхое строение, окруженное современными высотками, осталось забытым ИВ Наримановского района. А, учитывая небольшое количество его постояльцев, местные чиновники при желании могли бы обеспечить их более комфортным и безопасным жильем. Но по непонятным для нас причинам они не торопятся это сделать, ежедневно подвергая семьи риску остаться под завалами.

P. S. В свое время ИВ Наримановского района города Баку активно обустраивала российский город Астрахань, сделав капитальный ремонт школы №11, открыв детский сад «Дружба», мост российско-азербайджанской дружбы и т.д. Ее глава Абдин Фарзалиев, заботившийся о благоустройстве Астрахани, к сожалению, не проявляет такого рвения по отношению к жителям Наримановского района. Кроме того, в астраханском сквере имени Гейдара Алиева в 2013 году он даже открыл детского кафе «Мечта». Однако по причине отсутствия надлежащих документов оно до сих пор не функционирует. На деньги, потраченные на строительство «Мечты» (фактически выброшенные на ветер), ИВ Наримановского района давно уже могло комфортно разместить жильцов аварийного здания, расположенного на улице И. Хидаятзаде, 103-105…

 

# 15146
avatar

Нармина Джавид

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#