Молодые учителя против пожилых, поддельные дипломы и многое другое – Новые сертификационные ребусы от Эмина Амруллаева
Эмин Амруллаев
В Комитете Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана по науке и образованию прошли общественные слушания на тему «Сертификация педагогов государственных общеобразовательных учреждений».
Как передает Vesti.az, в ходе слушаний с рядом противоречивых заявлений выступил, в том числе, министр науки и образования Эмин Амруллаев.
Так, министр заявил, что сертификацию учителей необходимо рассматривать и обсуждать не только как реформу повышения качества педагогов, но и реформу заработной платы.
По его словам, критика бывает всегда.
«Нам нужно понять, почему возникают проблемы. Мы говорим, что каждый год двузначный процент детей не показывает желаемых результатов на вступительных и выпускных экзаменах. Нам нужно выяснить, почему. 30 лет мы думали только о результатах. Дети - наше будущее. Поэтому очень полезно вникать в суть дела», - сказал он.
Эмин Амруллаев сказал, что министерство пытается нормализовать процесс приема на работу учителей.
«Мы должны принимать очень серьезные решения. Если мы не примем эти решения сейчас, то потом будет сложно», - отметил министр.
Как отметил министр, сегодня некоторые учителя преподают в школе, но не знают свой предмет:
«Если педагог не знает свой предмет, тогда ясно, почему девятиклассники набирают низкие баллы».
По его словам, учителя, не знающие свой предмет, обучают 60 тысяч детей: «Учителя, обучающие 10%-15% детей, знают свой предмет на очень низком уровне. Необходимо найти ответ на вопрос «что можем сделать?».
Эмин Амруллаев добавил, что 9 учителей в возрасте 40-44-лет набрали 0-10 баллов на сертификационном экзамене, а ситуация среди учителей в возрасте 45-49 лет еще хуже.
«И это еще не результат всей страны. Когда ребенок, окончивший школу после 9 лет, показывает плохой результат, критиковать этот результат не имеет значения. Критика Минобрнауки не даст никаких результатов. Причина плохого результата в данном случае будет крыться в неправильном фундаменте. Мы приводим приблизительные прогнозы того, как влияет на образование детей количество людей, не прошедших сертификацию. У меня нет проблем с их личностью, с тем, хорошие они или плохие люди. Моя проблема в том, что они учат детей. Но и этих учителей мы не можем выбросить на улицу. Я думаю, что это ответственность, которая начинается с того, кто нанимает учителя. Нам нужно найти баланс между социальной стороной и образовательной стороной», - сказал он.
Министр отметил, что через 4 года процесс сертификации будет завершен, и каждый из азербайджанских учителей будет сертифицирован:
«Скорректировать количество учителей мы сможем через 4 года. И после сертификации не будет таких проблем, как например, попадание 16 учителей в два начальных классах в какой-то школе в Шеки».
По словам Э.Амруллаева, на сертификационном экзамене было задано 60 вопросов, 50 из которых относились к начальным классам. Он добавил, что процесс сертификации не просто так начат с учителей начальных классов.
«Потому что свои первые знания дети приобретают в начальной школе. Уровень усвоения этих знаний также зависит от знания учителем своего предмета. Хорошая новость заключается в том, что 3 из 4 учителей сегодня имеют минимальные знания по своему предмету. После аттестации наша гросс-зарплата среди учителей начальных классов приближается к 1000 манатам. Я думаю, что это очень хорошая цифра. Плохая новость заключается в том, что каждый четвертый учитель не смог набрать минимальный балл по своему предмету. Аттестацию прошли 76% - 8787 учителей. У нас очень мало учителей, которые не смогли сдать экзамен. Уже почти 10 лет мы набираем учителей посредством экзамена. Ни один из учителей, которых мы нанимаем таким образом, не провалил этот экзамен. Это хорошие новости. Мы считаем, что существует связь между экзаменом при приеме на работу учителей и сертификацией», - сказал министр.
Он сказал, что в основном замечания относятся к учителям старшего возраста. Так, на момент сертификации 1653 учителя были старше 60 лет.
Министр заявил, что навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) у пожилых учителей в регионах в целом на низком уровне:
«Но ребенок совершенно не виноват, что его учит пожилой учитель. Дети являются частью этого общества. Их будущую жизнь невозможно представить без ИКТ. Среди 25-29-летних учителей только 3 человека набрали 30-40 баллов на сертификации, большинство набрало высокие баллы. Другими словами, следующее поколение лучше знает свой предмет».
В то же время, Эмин Амруллаев противоречит себе, заявляя, что итоги сертификации не должны означать, что азербайджанские учителя показали плохой результат. По его словам, это ни в коем случае не должно так восприниматься.
«Во время сертификации в Баку 86 процентов учителей добились успеха. Но в Самухе и Дашкесане этот показатель составил всего лишь 42%. Это проблема. В 2023 году и в последующие годы мы планируем организовать экзамены в других наших регионах. В 10-20 районов ожидаются результаты ниже, чем в Дашкесане, Самухе. Ждем высоких результатов в Гахском и Загатальском районах. Но в центральных районах, Лянкяране, Астаре и Карабахе результаты будут низкими», - отметил он.
Фактически раскритиковав педагогов в возрасте и явно выражая свое предпочтение молодым кадрам, министр-реформатор (который тоже является относительно молодым кадром) в то же время заявляет, что очень важным аспектом сертификации для министерства является сохранение в системе учителей старшего возраста.
По его словам, есть учителя в возрасте старше 65 лет, которые набрали 51 балл:
«Мы за то, чтобы сохранить их в системе. Еще мы тестируем директоров, ведь если директор не знает предмета, то как он будет руководить школой?! Надбавки к зарплате директоров в этом году довольно большие. Не так много было хороших учителей, которые хотели бы стать директором за зарплату в 700 манатов. Поэтому с этими надбавками мы повысили зарплату, и квалифицированные учителя теперь хотят стать директорами. Благодарю президента Ильхама Алиева за эту поддержку».
Э. Амруллаев пожаловался на то, что сегодня, если он оставляет на работе 65-летнего учителя его считаю хорошим министром, а если не дает работать 25-летним – плохим:
«Посмотрим на данные. Сегодня большинство выпускников педагогической специальности не работают, не преподают в школах. Либо заводят семью, либо меняют профессию. С другой стороны, говорят, что вакансий мало. Но это автоматизированная система. Мы видим в системе, кто какую зарплату получает. Видим, кому в следующем году исполнится 65 лет. Теоретически возможности директора скрывать вакансии очень ограничены. В наших школах нарушен баланс между количеством учителей и количеством классов. Мы не всегда объявляем о вакансиях, чтобы заменить всех ушедших с работы учителей»
В то же время министр заявил, что учителя, не прошедшие сертификацию, не останутся без работы:
«Что касается того, как мы поступим с учителями, которые не пройдут сертификацию после этого срока, обвинять этих людей, исключать их из системы, неверно. Цель состоит в том, чтобы эти люди не учили детей, но и не были безработными. Мы рассмотрим этот вопрос, и предоставим информацию об этом».
Очень интересно, куда будет устраивать на работу этих учителей министр, любящий давать «второй шанс»? Уж не в министерство ли?
Довольно противоречивы были заявления Э.Амруллаева и касательно дипломов учителей. Так, по его словам, самый старший из учителей, работающих в азербайджанских школах, выпустился 40 лет назад, а самый младший окончил университет в прошлом году, и если посмотреть на дипломы начала 1990-х годов, можно увидеть разницу.
Министр заявил, что сейчас технически невозможно выдать кому-то поддельный диплом (запомним эту фразу).
«А вот в 1990-е это было возможно. Диплом средней школы 1990-х — бумажный. Мы вызываем этого человека и спрашиваем, кто и как дал вам этот диплом. Потому что в то время дипломы не были привязаны к FİN-коду. Есть определенные дипломы с печатями, но мы не знаем, как они были получены. У нас есть большое количество таких дипломов из многих других стран. В 1998 году был один закон, в 2002 году – уже другой. С этой точки зрения у нас нет достаточных доказательств того, что диплом был получен честно. Мы не знаем, получил ли человек эту бумажку в вузе или нет».
В то же время следом министр выдает следующую фразу: «У нас есть большое количество вузов, которые выдают поддельные дипломы. Есть факты, доказывающие это. Так как мы не можем подтвердить диплом, мы говорим, приходите и проходите сертификацию, тогда вы можете работать. То, что мы делаем, не является проверкой университетов».
Простите, что? А как же заявление о том, что сейчас технически невозможно выдать кому-то поддельный диплом? И разве это не серьезная проблема министерства, что Эмин Амруллаев о ней так спокойно говорит? И может в таком случае следует как раз-таки проверять университеты, а не тратить бюджетные средства на дополнительные экзамены?!
Э.Амруллаев также затронул вопрос переполненности некоторых классов в школах. По его мнению, этот фактор никак не влияет на качество обучения:
«Нет существенной связи между плотностью учащихся и качеством образования. Неправильно думать, что, когда в классе 15 детей, ребенок будет учиться хорошо, а когда 25 детей – плохо. Главным фактором, определяющим качество обучения в классе в Сингапуре, является преподаватель. Я, конечно, не про 70 человек, я про разницу между 15 и 25 людьми. Если мы посмотрим на сингапурскую систему образования, то у них плотность студентов выше, чем у нас. В 15-процентах наших классов более 40 детей, и это школы с лучшими показателями. Например, в Дашкасане в каждом классе по 5-10 детей, но это не значит, что они учатся хорошо. Плотность учащихся наблюдается, как правило, в бакинских школах, в школах русского сектора. Но если мы снизим плотность учеников в классах, условно, с 25 до 20, это не будет означать, что наше образование улучшится, этого не произойдет. В центре нашего внимания должен быть учителя»
Да, вы абсолютно правы, господин министр, проблема качества образования в Азербайджане кроется далеко не только в высокой плотности учеников в классе…И, к сожалению, у нас не сингапурская система образования.
Ну и, конечно же, не обошлось без излюбленной темы репетиторства. Так, министр заявил, что репетиторы не являются людьми с другой планеты, это те же учителя, ученики.
Он отметил, что надо искать корень проблемы:
«Как так получается, что школьный учитель работает лучше вне класса? После проведения набора учителей на работу уменьшилось количество желающих наняться на работу по знакомству. Это одномерная система. Я беру в систему того, кто хорошо сдает экзамен. Я не могу взять хорошего оратора в школу. Потому что в таком случае будет много людей, которые захотят быть нанятыми по знакомству, по просьбе. Мы работаем как система, чтобы у нас не было головной боли. Если в системе нет единообразия, правые или неправые люди всегда будут чего-то хотеть. И в едином механизме бывает один механизм».
Ну что тут добавить? Вечно находящийся в поисках корня проблем министр науки и образования снова всех озадачил своими сумбурными заявлениями. И общественность Азербайджана еще длительное время будет пытаться разгадать ребусы главы Минобрнауки, мечтая когда-нибудь поравняться с сингапурской системой образования…
Талех Агавердиев
В субботу в Баку моросящий дождь и умеренный ветер
В Азербайджане изменены правила квоты трудовой миграции
Синоптики объявили «желтый» уровень ветра на пятницу
В Азербайджане количество трудовых пенсионеров увеличится на 8 тысяч человек
В Азербайджане ликвидированы Госцентр переводов и Центр языкового мониторинга - РАСПОРЯЖЕНИЕ
В пятницу в Баку пасмурно и северо-западный ветер