Казнить нельзя помиловать, или Как Минобразования и науки Азербайджана играет в футбол с судьбами школьников

Казнить нельзя помиловать, или Как Минобразования и науки Азербайджана играет в футбол с судьбами школьников
21 октября 2022
# 20:15

Лауреат Нобелевской премии, знаменитый французский писатель Альбер Камю как-то сказал: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Судя по всему, именно по такой логике пытается проводить новые реформы Министерство науки и образования Азербайджана. 

Когда в июле этого года в ведение министерства была передана сфера науки (что и привело к появлению соответствующего дополнительного слова в названии ведомства), зародилась надежда на то, что при намерении произвести важные перемены в сфере образования, соответствующий орган исполнительной власти будет привлекать к этому делу деятелей этой самой «науки». Но, увы, этим надеждам не суждено было реализоваться. В эпоху, когда мир ищет либеральные подходы к вопросу образования, азербайджанское министерство стремится вернуть практику изжившей себя системы.

Так, буквально на днях, Министерство науки и образования представило подготовленные «Правила поведения учащихся в общеобразовательных учреждениях», которые планируется внедрить уже с начала 2023 года. Документ составлялся якобы на основе опросов учителей, школьников и их родителей.

На первый взгляд, вроде бы, как и довольно нужный и важный документ, особенно с учетом того, как распоясались современные школьники, и что они позволяют себе на уроках. Однако, в министерстве традиционно подошли к вопросу с излишним энтузиазмом, в результате чего правила вышли крайне корявыми и с наличием ряда абсурдных моментов.

В документе указано, что нарушения дисциплины учащимися в школах классифицируются по степени тяжести. Всего определены 5 уровней нарушения дисциплины. За нарушение правил дисциплины предусмотрены и соответствующие административные меры наказания: взгляд учителя, невербальное отношение; спокойный разговор со школьником; предупреждение; отстранение; поддержка связи с родителем; оставление ученика в школе после уроков; направление к психологу; желтое предупреждение; оранжевое предупреждение; красное предупреждение.

Окончательными же дисциплинарными мерами, установленными для 5 уровня нарушений, являются оставление на второй год (когда посещаемость и/или успеваемость очень низкая), смена школы или отчисление из школы.

Подобная классификация сама по себе уже вызывает ряд вопросов, но остановимся на «цветных» предупреждениях, которые будут выноситься в виде соответствующего цвета не то карточек, не то писем – в министерстве еще не определились, и в заявлениях представителей ведомства звучат оба термина. В соответствии с поведением учащегося, школьникам будут выдаваться «желтые», «оранжевые» и «красные» карточки.

Как заявил завотделом по организации и управлению общего и дошкольного образования Министерства науки и образования Эльнур Алиев, эти карточки будут отправляться родителям, а также прикрепляться к «личному делу» учащегося.

По его словам, постоянное получение «красного» уведомления означает, что работать с таким учеником бесполезно. В этом случае может быть направлено обращение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в местных органах исполнительной власти. Также к процессу могут быть привлечены инспекторы управлений полиции, привлеченные к делам несовершеннолетних

Только вот составителям этих корявых правил следует понять, что наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает это справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения: наказан — значит прощен. Конечно же, во всем мире существует те или иные формы наказания для школьников, однако надо учитывать индивидуальность каждого учащегося.

Карточка» за «офсайд».

К примеру, согласно этим правилам, невыполнение учащимся домашнего задания является дисциплинарным нарушением, при неоднократном повторении которого также полагается соответствующая карточка. Тут следует учитывать психологию детей. Как правило, дети очень близко к сердцу воспринимают наказание, и при применении подобного метода можно получить совсем нежелательный результат. Например, «хорошо оцененного ученика», который работал на «зеленые» карточки, но ничего не понимает в предмете. Известный швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, придерживавшийся позиции гуманистической педагогики, отмечал: «Ничто не вызывает у ребенка такого раздражения и недовольства, как то, что его наказывают за незнание, как за вину».

То есть следует учитывать, что, если ребенок не выполняет домашнее задание по определенному предмету несколько раз подряд, в первую очередь, надо искать проблему не ребенке, а в преподавателе, который не смог заинтересовать ученика своими методами преподавания. А если наказывать ребенка за непонимание, то шансы на то, что он заинтересуется предметом, можно приравнять к нулю. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, и даже не гнева, а огорчения родителей. Если между ребенком и его родителями существуют нормальные отношения, то их огорчение для него - самое большое наказание.

Карточка за «симуляцию»

Согласно указанным правилам, карточка с предупреждением грозит и учащимся, которые соврут педагогу, либо скроют ложь. Только вот в данном случае нужно обращаться не к мерам наказания, а к психологу, и понять мотив ребенка. И наказание никак не решит проблему

Карточка за «снятие футболки после гола»

Но самой большой проблемой в новых правилах представляются карточки за типичное для всех детей поведение. Детям запрещается высовываться из окна, скатываться по перилам и т.д., за все это для них предусматривается наказание. Да, все эти запреты логичны и правильны с точки зрения обеспечения мер безопасности, но стоит ли за это наказывать карточками, которые отразятся на «личном деле» учащегося?

Все, наверняка, помнят, как в их время на переменах в школах постоянно кто-то кричал, пытался запрещать детям бегать. И уж тем более люди, которые постоянно работают с детьми, должны понимать, что дети – активны, они должны бегать, прыгать и играть. Запрещать им быть такими, какими они являются, наказывать за это - самый большой абсурд, который вообще может быть.

Чем больше народ пытается призвать соответствующий орган власти к индивидуальному подходу, тем больше он пытается обобщить ситуацию. Ознакомившись с новыми правилами, невольно представляешь неких «роботов», идущих стройными рядами в школу (причем в одинаковых формах). Какой-то «Эквилибриум», ей-Богу.

Наибольшее отторжение и категорическое неприятие вызывает момент с отчислением из школы при повторяющихся нарушения «5-й степени тяжести». Все мы понимаем (ну кроме работников Минобразования, видимо), что школа не только дает образование, но и занимается духовным воспитанием (что, кстати, указано в законе «Об образовании»). Если ребенок до того непослушен, что школа хочет от него просто избавиться, то в этом сама школа виновата не меньше. В первую очередь, она лишает ученика права на образование, а во вторую – такой школе следует «отчислить» и заместителя директора по воспитательной работе.

Однако Министерство науки и образования, которое ответственно за воспитание гражданина, решило вместо этого прыгнуть выше головы, и взять на себя роль Министерства юстиции, приравнивая учеников к преступникам, определяя степень тяжести их проступков. Складывается ощущение, будто, прежде чем разработать эти правила и меры наказания, орган исполнительной власти досконально изучал другой голливудский фильм - «Особое мнение» с Томом Крузом, в котором был поднят вопрос наказания за несовершенное преступления.  В фильме, благодаря специальным гаджетам, полицейские могли заранее распознавать преступников, до совершения ими преступления, за что последние в итоге несли наказание. Вот и Министерство решило наказывать всех детей, за то, что они хотят получать образование в государственных школах.

При принятии того или иного шага, Министерство, как правило, ссылается на мировую практику. Однако, к примеру, в Канаде педагоги не имеют права даже на публичное замечание ребенку. В Германии максимальной мерой наказания является летняя школа, цель которой - подтянуть отставшего ученика и индивидуально заниматься его воспитанием. Такой «штрафник» приговаривается к трем неделям ежедневного посещения школы во время летних каникул. А оплачивают это обучение, разумеется, родители. Поэтому как с финансовой точки зрения, так и из-за страха лишиться летних каникул, данное наказание считается достаточно тяжелым. В Бразилии же самым страшным наказанием для учеников является запрет играть в футбол на переменах.

Но вместо того, чтобы досконально изучить проблему, Минобразования и науки придерживается более поверхностного, общего подхода, что лишний раз доказывает неадекватная градация наказаний. Взять, к примеру, то же наказание в виде взгляда и невербального отношения. Что это вообще?! То есть из этого можно сделать вывод, что образовательное учреждение всерьез попытается запретить общаться с провинившимся, и вместо того, чтобы обсудить проблему, выяснить ее источник, просто будет невербально на нее намекать до тех пор, пока она не перерастет в нарушение, за которую уже можно дать карточку? Да и как сам педагог будет отмечать, что он уже «посмотрел» на ученика, что это не сработало, и из-за этого были применены дополнительные меры?

Во всем этом есть важный момент – признание авторитета преподавателя самим учеником. Если преподаватель не имеет достаточного авторитета, то каждый из перечисленных видов наказания окажется недостаточным в любом случае.

Вопросов много, ответы на них есть, но они слишком неадекватны для органа, от которого должна исходить суть знаний. Наверное, всем известно выражение: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Вот и в данном случае, министерство может и хотело сделать лучше, но по итогу лишь усугубляет ситуацию. И следовало бы само ведомство за это в итоге наказать. Хотя бы по-бразильски – запретить играть в футбол, но только с судьбами школьников.

 

 

 

 

# 10953
avatar

Эльшан Мамедли

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#