«Глава ИВ Ясамала посоветовал нам жить у родственников» - МИНКУЛЬТ ЖЕРТВУЕТ 24 СЕМЬЯМИ РАДИ ИСТОРИИ - ФОТО - ВИДЕО
Писать о «проблемных» домах для нашей редакции не впервой. То землетрясение расшатает здание, то огонь спалит, то хазри превратит его в руины. Поднимая эту социальную тематику, Vesti.az пытается хоть как-то помочь пострадавшим, то ли от прихоти стихии, то ли от чьего-то произвола, людям, оставшимся не услышанными, не понятыми либо вовсе проигнорированными.
Буквально два месяца назад на нашем сайте была опубликована статья «Живите в палатках или же в окружении крыс! – Жильцам дома в центре Баку не оставили выбора (https://vesti.az/socium/zhivite-v-palatkakh-ili-zhe-v-okruzhenii-krys-zhilcam-doma-v-centre-baku-ne-ostavili-vybora-foto-video-382784). В ней мы рассказали о плачевной ситуации, с которой столкнулись жильцы дома №101, расположенного на улице Азии Асланова в Насиминском районе.
Сегодня же объектом нашего пристального внимания оказалось трехэтажное здание №4, датирующееся 1914 годом, с жилым чердаком-мансардой, расположенное на улице Джафара Джаббарлы. В течение 11 лет жильцы дома, как герои Сервантеса Дон Кихот и Санчо Панса, ведут борьбу «с ветреными мельницами», доказывая всем и вся, опасность, исходящую от рушащегося жилого строения.
Итак, путь наш лежал на территорию Ясамальского района. «Проблемный» дом с 24 семьями разместился в самом центре города. Чтобы не ошибиться в поисках этого места, за ориентир можно взять здание Министерства труда и социальной защиты населения. Обойдя его либо со стороны Дж. Джаббарлы, либо Зивербека Ахмедбекова (бывшая Губанова), вы сразу же выйдите на то самое «крошащееся» здание. Зрелище, конечно, не для слабонервных. И дело здесь не в эстетической привлекательности жилого строения, а в том, какую опасность оно несет. Рушащиеся балконы выпячиваются прямо на тротуар, грозя обрушиться кому-нибудь на голову. Как-то не хочется в тихое, мирное время стать жертвой нелепой смерти. Вы помните землетрясение, произошедшее в ноябре 2000 года, в результате которого пострадало большое количество домов? Дом №4 - не исключение. Чтобы здание не рухнуло, его подперли железными стойками.
Можно долго описывать состояние дома, который «держится изо всех сил» и ждет разрешения «своей участи». Но мы решили дать возможность высказаться жильцам. Они ведь лучше знают, что почем! Самым информированным активистом оказалась Саида Гамбарова. Она сообщила, что за 11 лет в республике не осталось ни одной государственной структуры, куда бы они не обратились за помощью.
«Вот уже 11 лет, как мы живем в разрушающемся здании. В 2008 году впервые обратились к главе Исполнительной власти (ИВ) Ясамальского района с просьбой решить наш вопрос. Представители структуры пришли, посмотрели и ушли. А мы продолжили жить в своих квартирах, ежедневно опасаясь, что в один прекрасный день наш дом рухнет. Нет, мы об этом не молились Богу, но, как говорят, все наши мысли материализуются. И вот, год назад, после сильного дождя, началось разрушение балконов. Первым начал «крошиться» балкон тети Розы. Сейчас все балконы держатся на честном слове. Все соседи одновременно забили тревогу: Рагим Керимов, Рена Адыгезалова, Ровшан Гасымов, Арифа Керимова, Эльмар Байрамов, Вугар Мустафаев, Ильгар Сарыев, Руфат Рамазанов и другие. Куда мы только не обращались, К нам даже приезжал первый заместитель премьер-министра Ягуб Эюбов. Осмотрев здание, он ужаснулся: «Неужели в центре города есть такое здание?». Перед уходом он обнадежил нас: «Скорее всего, дом будет капитально отремонтирован». Но больше всего мы обивали пороги районной ИВ. Интересно то, что за 11 лет руководство исполнительной власти сменилось трижды, а наш вопрос так и остался «за семью печатями»», - посетовала наша собеседница.
Говоря о многолетнем «крестовом походе» в ИВ Ясамальского района, С. Гамбарова вспомнила встречи с бывшим главой Азизом Азизовым (сейчас он руководит Сураханским районом) и нынешним – Эльшадом Гасановым.
«Как только президент страны Ильхам Алиев назначил на должность главы ИВ Ясамальского района Азиза Азизова (февраль 2018 года), новоиспеченный чиновник, узнав о нашей проблеме, собрал всех жильцов и заявил о выселении. На вопрос, будет ли нам выплачена компенсация, он ответил отрицательно, сославшись на непредусмотренность данного вопроса, посоветовав год-полтора пожить у родственников. Он также предупредил, что дольше оставаться в доме опасно, это чревато последствиями. Наша встреча была запечатлена на камеру. Видео сейчас находится в архиве ИВ.
Жильцы отказались переезжать из-за отсутствия денег на съем жилья и наличия родственников со свободной квадратурой. Видя наше упорство, А. Азизов по секрету всему свету сообщил, что наше здание - ветхое и капитальный ремонт не решит существующую проблему, так как его основание расшаталось от подземных вод и метро. В связи с этим, по его словам, был подготовлен пилотный проект, предусматривающий снос старого дома и строительства на его месте одноблочной семиэтажки с торговым центром на первом этаже. На этой ноте мы расстались. И буквально за несколько месяцев до ротации А. Азизова, я снова с ним встретился. Подняв плечи и покачав головой, он сказал, что не может реализовать проект, так как ему не разрешает Министерство культуры, ссылаясь на то, что здание является архитектурным строением: «Но я постараюсь до конца довести это дело», - были его последние слова. К сожалению, он не смог сдержать своего обещания, так как стал возглавлять другую ИВ», - сказала жалобщик.
Пока Исполнительная власть меняла своих глав, дом все больше разрушался. Видя, что жалобы так и остаются на клочке бумаги, жильцы решились на крайние меры – обратились к первому вице-президенту страны Мехрибан Алиевой. Первая леди сразу же отреагировала на письмо, переправив его Министерству по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и ИВ Ясамальского района.
По словам С. Гамбаровой, проведя мониторинг, МЧС дало официальное заключение, что жилое строение №4 является аварийным.
«Потом случился ноябрь 2019 года. Главой ИВ Ясамальского района был назначен Эльшад Гасанов. Собравшись, жильцы вновь отправились к до боли знакомому порогу. Господин Гасанов был удивлен затянувшемуся вопросу. Вызвав к себе архитектора Ясамальского района Эйваза Багиров, все присутствующие узнали, что проблема не решается из-за Минкультуры, которое запрещает сносить здание, так как готовит проект по его реставрации. И смех, и грех. За эти долгие годы можно было решить не одну проблему. Но, в какую бы дверь мы не стучали, везде натыкались на стену равнодушия. Хорошо, раз ИВ утверждает, что препятствие чинит Минкультура, мы решили обратиться и в эту госструктуру. Не сдерживая эмоции, в ведомстве нам заявили, если руководство Исполнительной власти захочет что-то разрушить или что-то построить, оно это сделает, не спрашивая ни у кого разрешения: «У ИВ Ясамальского района возникла какая-то загвоздка, поэтому все стрелки были переведены в нашу сторону», - отметили в ведомстве. Сейчас мы не знаем, что дальше делать. Единственное, что сделала районная ИВ, - отбила штукатурку фасада, чтобы прохожие не пострадали. На этом их работа благополучно завершилась», - резюмировала С. Гамбарова.
А тем временем, пока ИВ Ясамальского района и Минкультуры не могут между собой разобраться, что же делать с домом №4, сносить его или реставрировать, на днях от другого балкона откололся еще один большой кусок лепки и упал вниз. К счастью, никто из прохожих не пострадал. Доживем до понедельника или все же будем решать проблему сегодня?
Мы пытались связаться с ИВ Ясамальского района, чтобы внести ясность в сложившуюся ситуацию. Но, к сожалению, попытки наши оказались тщетными. Почему госструктура вот уже который раз игнорирует журналистов, отказываясь отвечать на те или иные вопросы? Возможно, после очередной статьи кто-то все же пойдет с нами на контакт.
Нармина Джавид
Сотрудники МЧС спасли 9-летнего ребенка, оставшегося за закрытой дверью-ВИДЕО
Восстановленный Карабах: 86% трудоспособного населения обеспечены работой
ГЭЦ объявил даты выпускных и вступительных экзаменов
Бюджетники в Азербайджане получат доплаты за ученую степень
В субботу в Баку временами пасмурно и юго-западный ветер
Две новые станции метро будут построены в Баку к 2030 году