Социум
- Главная
- Социум
Тихий апокалипсис: человечество на грани новой пандемии без лекарств - ВЗГЛЯД

«Это не вопрос «если». Это вопрос «когда»», - эти слова генерального директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедроса Аданома Гебрейесуса звучат как зловещее пророчество.
Пока мир устало отмахивается от воспоминаний о COVID-19, в глубине клиник, лабораторий и больничных палат зреет новая угроза. Тихая. Упрямая. Устойчиво-неумолимая. Имя ей: антимикробная резистентность.
По оценкам издания The Guardian, к 2050 году около 40 миллионов человек могут погибнуть от инфекций, которые не поддаются лечению из-за устойчивости к антибиотикам. Это вдвое больше, чем сегодня. И если раньше такие прогнозы казались гипотетическими, то сегодня они уже подкреплены фактами: врачи сталкиваются с бактериями, на которые не действует ни один из доступных препаратов. В буквальном смысле …
Когда антибиотики больше не работают
Антибиотики были величайшим медицинским прорывом XX века. Но за десятилетия бездумного и часто нецелевого применения — в сельском хозяйстве, косметике, профилактике — человечество само вырастило себе врага. Бактерии мутируют, приспосабливаются и вырабатывают защиту от всего, что раньше убивало их за считанные часы.
«До того, как открыли антибиотики, люди массово умирали от инфекций. Многие болезни и медицинские процедуры, которые сегодня считаются безобидными, унесли миллионы человеческих жизней. Однако с приходом антибиотиков все изменилось. И в результате - средство стали применять повсеместно. Сегодня антибиотики добавляют в корма для животных, используют для выращивания растений, ну и, конечно, для лечения болезней. Некоторые и вовсе воспринимают их как простые таблетки, которые можно купить по рекомендации друга, чтобы вылечиться от легкой простуды. Такое отношение к лекарству привело к тому, что антибиотики стали терять эффективность: многие бактерии, которые раньше умирали после контакта с лечебной плесенью – а именно из плесени добывали первые антибиотики, теперь вовсе на нее не реагируют», - рассказывает Vesti.az врач-иммунолог Айтен Гасымова.
«В реанимациях Европы уже фиксируются случаи, когда пациенты умирают не от основного заболевания, а от безобидной, на первый взгляд, инфекции, которую врачи не могут остановить, — как бы вторит ей д-р Франсуа Левек, микробиолог, консультант Европейского центра инфекционного контроля. — Простой сепсис или заражение мочевыводящих путей может закончиться летально, если в арсенале врача нет активного препарата. А таких случаев становится все больше».
Специалисты отмечают, что особенно уязвимы: пожилые люди, пациенты с онкологическими и хроническими заболеваниями, те, у кого иммунитет изначально ослаблен. Это не «страшилка из будущего», а наше настоящее.
Все дело в том, что антибиотики работают по принципу разрушения: они атакуют клетку бактерии, нарушая целостность ее стенки или разрушая внутренние структуры, включая ядро. В результате патоген погибает. Но вместе с вредоносными микроорганизмами страдают и полезные: те, что отвечают за иммунитет, пищеварение и защиту слизистых.
«Поэтому каждый курс антибиотиков - это не только борьба с инфекцией, но и удар по собственному организму. Именно поэтому врачи рекомендуют после лечения восстанавливать микрофлору с помощью пробиотиков. Иначе ослабленный иммунитет становится легкой добычей для следующей волны угроз», - говорит А. Гасымова.
По ее словам, ситуацию осложняет еще и то, что фармацевтические компании не хотят заниматься разработкой новых видов антибиотиков, так как экономически это невыгодно.
«Если верить открытым данным, то получается, что стоимость разработки антибиотика составляет порядка $1,5 млрд, а выручка от продажи всего около $46 млн в год. Понятно, что для крупных фармацевтических компаний это не оправдание в затрате количества времени, денег и усилий, необходимых на разработку и выпуск лекарства. В результате складывается патовая ситуация: бактерии с невероятной скоростью приобретают иммунитет к существующим препаратам, а новые лекарства не появляются», - отмечает врач.
Возможно просто следует сократить использование антибиотиков? Однако, по мнению нашего эксперта, это вряд ли поможет.
«Даже если мы перестанем их потреблять – а речь сейчас идет не только о непосредственно медицинских препаратах, но и о продукции в которой они содержатся – то даже в этом случае эволюция генов, которые помогают бактериям бороться с лекарствами, не прекратится», - утверждает иммунолог.
Здесь следует отметить, что еще в 2017-м году китайское правительство запретило использовать колистин - один из самых сильных антибиотиков в качестве стимулятора роста в кормах для животных. В результате потребление лекарства сократилось на 90%, и ученые надеялись на соответствующие результаты. Однако крупномасштабные исследования, которые проводились по всему Китаю, показали сниженные по сравнению с ожидаемыми показатели. Ученые пришли к выводу, что сократить потребление антибиотиков не является решением проблемы. Необходимо работать над принципиально новыми подходами к борьбе с опасными бактериями.
Между тем в очередном отчете ВОЗ подчеркивается, что устойчивость к антибиотикам на сегодня «одна из самых серьезных угроз общественному здравоохранению и глобальной стабильности». В обнародованном Организацией глобальном списке отмечается, что 60% наиболее опасных патогенов уже не реагируют на широко применяемые препараты.
По оценкам специалистов, только в 2019-м году от бактериальных инфекций, не поддающихся лечению антибиотиками, погибло 1,27 миллиона человек. Отметим, что это значительно больше, чем от ВИЧ, СПИДа и малярии вместе взятых. И ситуация стремительно ухудшается.
С каждым новым исследованием становятся очевидны масштабы проблемы. Так, в 2023 году эксперты из Университета Сиднея проверили 6 648 детских антибиотиков, рекомендованных ВОЗ для лечения опасных инфекций - пневмонии, сепсиса, менингита. Оказалось, что эффективность этих препаратов снизилась более чем на 50%. Особенно тревожно, что новейшие препараты разрабатываются в основном для взрослых и не всегда работают на детях - сегодня самой незащищенной категории пациентов.
Ну а пока устойчивость бактерий растет, разработка новых антибиотиков буксует. Из почти 50 потенциальных препаратов, находящихся сегодня в разработке, лишь немногие пройдут клинические испытания и станут по-настоящему эффективным оружием. Большинство не доживут до аптечных полок.
Между тем, в стационарах по всему миру уже появляются пациенты, которым нечем помочь. Не потому что врачи не знают, что делать, а потому что у них просто нет инструмента. Как если бы в пожаре остались без воды.
«Если не будут приняты решительные меры, нас ждет возврат в доантибиотиковую эру. Когда хирургия, роды, простые травмы или диарея могли стать смертельными. Но в отличие от начала XX века, сегодня у нас есть миллионы онкологических больных, людей с трансплантированными органами, пациентов на ИВЛ. Мы не просто рискуем, а гарантированно потеряем все, что построили за век научной медицины», - говорит иммунолог Айтен Гасымова.

В среду в Баку 38 градусов тепла, северо-западный ветер

Непотушенный окурок стал причиной пожара в Баку

В Баку завезут еще 200 новых автобусов

Результаты конкурса для учителей направлены кандидатам
Баку встал в пробках: названы проблемные участки

МЧС Азербайджана отработал действия в условиях ЧП в туннеле-ФОТО-ВИДЕО