Горькая судьба брошенной 20-летней азербайджанки и ее брата

Горькая судьба брошенной 20-летней азербайджанки и ее брата
23 апреля 2011
# 15:00
Начало независимости Азербайджана характеризовался разрушением всего советского, начиная от системы образования до различных зданий. Ломали всю систему, не вникая на эффективность и позитивные моменты. Массы поддерживали их, так как считали, что все советское - зло, которое должно быть выкорчевано.

Потом началась Карабахская война, которая лишь усугубила и без того не самое лучшее положение государства и народа.

Страна израсходовала свои скудные по тем временам ресурсы на защиту земель. В итоге, армяне, получавшие вооружение от России и финансы от армянской диаспоры, оккупировали 20% азербайджанской территории.

Лишь после заключения перемирия, подписания Контракта века, которые обеспечили поток нефтедолларов в Азербайджан, страна начала приходить в себя, решать социально-экономические вопросы.

Начался строительный бум, строились дороги, мосты, новостройки, открылись много рабочих мест, взамен палаточных городков беженцы и вынужденные переселенцев, хоть и не все, переселились в более или менее нормальные жилые дома и квартиры.

Лишь после сравнительного экономического подъема общественность начала думать о позитивных сторонах советской системы, которую мы безбожно уничтожили. Их было не мало, но мы не будем перечислять все, и остановимся лишь на одной. Никто, даже ярые противники советской системы не могут, положа руку на сердце, утверждать, что, например, вопрос обеспечения жильем и работой воспитанников детских домов и интернатов, было негативным явлением, которую нужно было уничтожать.

К сожалению, в отличие от тоталитарного советского режима, в независимом Азербайджане этому вопросу вообще не уделяется внимание. Лишь некоторые школы-интернаты и детские дома заключили соответствующий договор, скажем с ГНКАР, на основании которого, их воспитанники, закончив школу, не остаются на обочине жизни – работают в нефтяной отрасли и обеспечиваются хотя бы общежитием.

А вот большинство воспитанников детских домов и интернатов этим похвастаться не могут, и они в один миг оказываются один на один со всеми жизненными трудностями. Не всякий выдерживает, сумев преодолеть трудности. Отсюда и рост криминала, и увеличение численности безработных.

Наша героиня, к которой судьба была немила, сумела с помощью хороших людей преодолеть некоторые проблемы, но не все. А ведь в заботе государства нуждаются все, в особенности молодые люди, кончившие интернаты.

С ней я познакомилась несколько месяцев назад на мероприятии, организованной одной из общественных организаций. Именно, тогда Айтен, узнав, что я являюсь представительницей СМИ, попросила уделить ей время и выслушать ее проблемы. Но в силу некоторых обстоятельств, наша встреча затянулась. На днях она пришла к нам в редакцию и поведала мне свою историю.

Садыхова Айтен Октай гызы (1991 г.р.) попала в детский дом №1 в Низаминском районе в возрасте 1,5 года вместе с братом, который был на год старше ее. После 4-го класса их перевели в специальную общеобразовательную школу-интернат №1 в поселке Маштага, где брат и сестра проучились до 9-го класса.

После этого пути брата и сестры на время разошлись. Брата отправили в профтехучилище, расположенное в поселке Гызылдаш Гобустанского района, а Айтен осталась в поселке Маштага, где поступила в ПТУ №13 для девушек.

«Я училась на швею и жила в доме своей учительницы Мехеббет. Также работала в мастерской ПТУ. В 2009 году я завершила свою учебу в ПТУ по специальности оператор швейного оборудования»,- говорит 20-летняя Айтен.

Во время нашей беседы Айтен также рассказала еще один интересный факт - за все эти годы она испытывала ненависть к родителям, она жила с болью и обидой в сердце. Но после того как Айтен в интернате приобщилась к исламским ценностям, начала совершать намаз, одним словом жить по законам Аллаха, обида и боль постепенно растаяли. Но, она дала себе слово, найти своих родителей и задать им вопрос – «зачем вы нас бросили?» Забегая вперед отметим, что Айтен это удалось.

«Окончив ПТУ, я решила разыскать своих родителей, в частности, мать, адрес которой нашла в своем личном деле. Я поехала в Сумгайыт, где проживала моя мама, и нашла ее. Постучав в дверь квартиры, сказала маме, что я ее дочь, от которой она в свое время отказалась, попросила впустить в дом. Вначале она была в шоке, что я нашла ее, начала меня прогонять. Мне стало обидно до глубины души. Я в слезах просила ее открыть дверь, но мне не удалось задобрить ее. Я даже пошла на уловку, сказала, что пришла с полицией. Но и это не повлияло на нее. Мать позвонила и позвала бабушку, которая увела меня к себе. Я некоторое время прожила с бабушкой и прописалась у нее»,- с грустью в голосе рассказывает Vesti.Az Айтен.

От бабушки она узнала, что ее родители - Октай Садыгов и Севиндж Сулейманова развелись, когда Айтен была в утробе матери. Они жили с матерью, но она не любила своих детей. После развода с отцом, бабушка для своей дочери отвела комнату в общежитии, где она сама живет. Мама уходила на работу, и запирала детей в комнате…

«Бабушка рассказывает, что маме было не до нас. Однажды был даже такой случай, когда крысы нас покусали, и бабушка застала нас в крови. Мы ходили под себя, оставались голодными. Одним словом, ей было наплевать на нас. И единственным выходом бабушка увидела в том, чтобы отдать нас под опеку государства. Благодаря бабушке, мы с братом остались в живых», - отметила Айтен.

По словам Айтен, за то время, что они жили у бабушки, ей все же довелось встретиться с матерью. Оказалось, что она повторно вышла замуж, но и этот брак оказался не удачным.

При встрече, Айтен спросила у матери о причинах, побудивших ее отказаться от нее и брата, тогда как, несмотря на второй неудачный брак, мать оставила у себя дочку от второго мужа. И ее ответ поразил Айтен.

«Ее я родила от любимого человека, а вашего отца я не любила. И поэтому вас тоже не любила, вы были неприятны и безразличны мне», - сказала мать (?-авт).

«Тогда я спросила: «зачем нужно было рожать от нелюбимого человека двоих детей, если можно было ограничиться одним ребенком? Она сказала, что из-за физиологических осложнений ей необходимо было родить. Я предложила переехать к ней, и жить вместе как одна семья. Тем более я не была бы ей обузой, так как уже зарабатывала себе на жизнь. Но она наотрез отказалась, сославшись на то, что мы друг другу чужие»,- рассказывает Айтен.

Прожив немного в квартире бабушки, где к тому же жил и ее дядя, Айтен решила не стеснять их, и покинула дом в поисках отца.

Айтен смогла найти отца, который также вторично обзавелся семьей. Поначалу он не принимал ее, не верил, что она его дочь, так как Айтен родилась после их развода. Но после того, как Айтен удалось убедить его, он принял ее в свою семью. Но прожила у отца Айтен всего три дня, так как мачеха была категорически против. После ухода отца на работу, его жена устраивала скандалы. Девушке пришлось покинуть отцовский дом. Иногда они сталкиваются, и отец говорит Айтен, что «дочка, я молюсь за тебя, будь у меня возможность, я бы помог тебе. Но я с трудом кормлю семью».

По словам Айтен, у них с братом интересная судьба. Речь не идет только о детдоме. Посудите сами, мать не любит брата, за то, что он похож на отца – нелюбимого мужа, а Айтен в новой семье отца не любят из-за схожести с матерью. Родители ненавидят друг друга, а в итоге страдают она и брат. В такой ситуации, от них отказались и близкие родственники.

Поняв, что никому, кроме самих себя, они не нужны, с 2009 года Айтен с братом решили жить вместе и с тех пор скитаются по разным квартирам.

После того, как они узнали, что согласно распоряжению президента, выпускники интернатов должны быть обеспечены жильем, они обратились по месту своей прописки в местные исполнительные органы. Но и тут им не повезло. Чиновники, как бы это абсурдно не звучало, повели себя так же, как и их родители.

«Я лично в течение года неоднократно обращалась в Исполнительную власть города Сумгайыт. Вначале они не поверили, что я воспитанница интерната, но после того, как предъявила соответствующие документы, у них нашлась другая причина.

Начальник одного из отделов Исполнительной власти заявил, что все общежития в Сумгайыте заселены вынужденными переселенцами и свободных мест нет. Также не увенчались успехом мои попытки попасть на прием главы ИВ Сумгайыта, как бывшего, так и ныне действующего», - отмечает Айтен.

Кроме этого, посредством одной из общественных организаций она написала письмо в ИВ, чтобы они предоставили ей или земельный участок, или же какое-нибудь помещение, одним словом, крышу над головой. На это они в качестве аргумента использовали то обстоятельство, что выдача земельных участков находится в компетенции муниципалитетов. А такой «маленький» нюанс, как выдача помещения, «выпал» из их поля зрения.

В муниципалитете тоже последовали примеру своих «старших братьев» из ИВ. Обращение к руководству страны также остались без ответа.

В отличие от государственных структур общественные организации не остались равнодушными к их судьбе.

«Мне, как и моему брату, помогает педагог Славянского университета и по совместительству сотрудница НПО Рагсана ханум. В свое время она помогла с репетиторами для брата, благодаря чему он поступил на заочное отделение филиала одного из вузов в Лянкярани. В настоящее время наш доброжелатель помогает мне с репетиторами для поступления в техникум, затем я намерена поступить в медицинский университет»,- сказала она.

На данный момент Айтен живет с братом в поселке Беюк-Шор.

Трудности были и в процессе поиска работы. Из-за того, что она носит хиджаб, Айтен отказывали во многих местах. Но благодаря верующим она все же находила работу. И нынешнюю работу нашла с их помощью. Она убирает квартиру, за что получает 200 манатов в месяц. А брат работает поваром. Но его заработок расходуется на проезд и проживание в Лянкярани в период экзаменационных сессий.

Помимо всех прочих проблем, у Айтен не сложилась также и семейная жизнь.

«10 месяцев назад я вышла замуж за человека старше меня на 13 лет. Это не был брак по любви. Я хотела, чтоб со мной в трудный период жизни был человек, на которого можно было опереться. Но из-за разницы в возрасте и несхожести характеров, нам пришлось расстаться. Вот уже 5 месяцев бы живем врозь, и 5 мая мы официально разведемся»,- заключила она.

Сегодня Айтен не хочет, чтобы ей кто-то безвозмездно помогал. Она молода, сильна и способна зарабатывать на жизнь. Шиковать не получится, но и от голоду они с братом не помрут. Единственная проблема, с которой они не справляются – это крыша над головой. А с тем отношением чиновников, с которым столкнулись сестра и брат, вряд ли в ближайшем будущем они смогут решить эту проблему. А может быть, эта статья подтолкнет нового главу ИВ Эльдара Азизова содействовать решению такой маленькой для Сумгайыта, и такой большой для этих людей, проблемы?

Возвращаясь к началу статьи, напомним, что если бы у нас была реализована Госпрограмма по трудоустройству и обеспечению жильем воспитанников детских домов и школ-интернатов, то этого материала могло бы и не быть. Ведь позитивная практика, если она даже советская, помогла бы не только Айтен, но и тысячам воспитанникам детских домов и интернатов. Когда родители отказываются, государство должно заботиться о них. Или это только шоу на государственном уровне, рассчитанное на телекамеры?


Вафа Фараджева
# 3980
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#