Расим Мусабеков: Взаимопонимание Баку с правительством Кочаряна или Саргсяна - невозможно - ИНТЕРВЬЮ

Расим Мусабеков: Взаимопонимание Баку с правительством Кочаряна или Саргсяна - невозможно - ИНТЕРВЬЮ
27 января 2026
# 17:00

Старинная мудрость о том, что слово — серебро, а молчание — золото, проверена веками. Но, как выясняется, не всеми. Российский бизнесмен армянского происхождения Самвел Карапетян решил эту формулу оспорить и в итоге разменял и серебро, и золото на откровенную медь. Уверовав в то, что российский паспорт и миллиардные капиталы дают индульгенцию на любые высказывания и поучения, он внезапно возомнил себя арбитром истины и взялся «исправлять» мышление армян — особенно тех, кто осмеливается говорить о мире с соседями.

По этой логике все, кто не вписывается в подобную картину мира, автоматически записываются в «агенты влияния» Турции или Азербайджана. Итог оказался куда прозаичнее имперских фантазий: за свои «миротворческие» речи Карапетян сначала оказался за решеткой в армянской тюрьме, а затем был переведен под домашний арест.

Ему дали время — своеобразный испытательный срок — чтобы он смог на практике осмыслить разницу между правдой и вымыслом, между ответственным словом и пустым шумом. Впрочем, оставим лирику и перейдем к сути происходящего.

Суть происходящего проявилась сразу же, как только Самвелу Карапетяну, российскому бизнесмену, находящемуся под домашним арестом, дали слово. Вместо внятных объяснений он моментально ушел в псевдофилософию — в духе дешевого Ницше для бедных.

«Последние месяцы были полны различных испытаний и трудностей для многих из нас. Я не вижу необходимости говорить о них и обсуждать их подробности. Испытания случаются со всеми, и каждый из нас преодолел множество трудностей на пути к успеху. Мы преодолели их и стали сильнее», — заявил Карапетян. По сути, это была неуклюжая отсылка к известному афоризму Ницше о том, что «то, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Однако за этой напускной философской дымовой завесой легко угадывается куда более приземленная цель. Самвел Карапетян, который сегодня старательно примеряет на себя образ Данко, якобы вырывающего сердце ради «освещения пути» страждущим, на деле выглядит иначе — как мелочная душа с миллиардным состоянием за пазухой и с явным стремлением повлиять на внешнеполитический курс Армении. Речь идет о попытке сместить прозападный ориентир Еревана в сторону пророссийского вектора, прикрываясь громкими словами о «испытаниях» и «духовной силе».

Чтобы разобраться в том, что на самом деле стоит за этими заявлениями и какова подоплека неоднозначных процессов, разворачивающихся сегодня в Армении, Vesti.az обратился к политологу, депутату Милли Меджлиса Расиму Мусабекову.

- Накануне российский бизнесмен Самвел Карапетян заявил, что начатый политический процесс нужно довести до конца, добившись победы на предстоящих парламентских выборах, и «любой ценой» не допустить сохранения нынешней власти. Как вы оцениваете реальные шансы его движения «По своему» пройти в парламент? И что, на ваш взгляд, он вкладывает в формулировку «любой ценой»?

- Начнем с базовых вещей. Сам Самвел Карапетян, являясь гражданином другого государства, в соответствии с армянским законодательством не имеет права участвовать в парламентских выборах. Более того, закон требует непрерывного проживания в Армении не менее четырех лет, чему Карапетян также не соответствует. По этим же причинам он не может ни возглавить политическую партию, ни официально участвовать в избирательном процессе.

Именно поэтому формально еще не зарегистрированное движение вынужден возглавлять его племянник — Нарек, известный под прозвищем «Булка». Однако и к этой фигуре в армянском обществе относятся весьма скептически. Его отец в период правления Сержа Саргсяна занимал пост руководителя президентской администрации, что само по себе накладывает определенный политический шлейф. Сегодня же Нарек фактически мечется между лагерями Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна, не определившись, к какому из них примкнуть.

В целом можно констатировать, что от новоявленной «самвеловской» группировки ожидать каких-либо серьезных политических результатов не приходится. Что же касается громкой формулировки «любой ценой», то подобные заявления в армянском политическом поле давно не воспринимаются всерьез и скорее относятся к риторике, нежели к реальному плану действий.

 -На парламентские выборы заявку подали партия дашнаков в связке с блоком «Армения» экс-президента Роберта Кочаряна. Есть ли вероятность того, что «По-своему» сможет сформировать с ними коалицию?

- Все будет зависеть от того, какими будут результаты общественного мнения накануне парламентских выборов. В случае, если движение  «По-своему» не сможет преодолеть процентный барьер для прохождения в парламент, то, скорее всего, оно может присоединиться к партии Саргсяна или Кочаряна в надежде на пару мест в парламенте.

- В политике, как и в настроениях массового избирателя, опираться на «константу» — занятие неблагодарное: ситуация меняется быстро, поэтому просчитывать приходится все сценарии. Если команда Пашиняна потерпит поражение на предстоящих выборах, приведет ли это к изменениям во внешнеполитической линии Армении — прежде всего в части отношений с Азербайджаном?

- Партия Никола Пашиняна может и не получить в парламенте Армении ни конституционного большинства, ни даже простого большинства — многое будет зависеть от того, какие силы сумеют преодолеть избирательный барьер. Показателен пример выборов мэра Еревана: тогда партия Пашиняна не набрала большинства голосов, однако консолидация с другими лояльными силами позволила сохранить контроль над ситуацией.

При этом в принципиальных вопросах возможности для маневра у Армении остаются крайне ограниченными. Достаточно вспомнить тему подписания мирного соглашения с Азербайджаном: здесь противоположная сторона, скрипя зубами, вынуждена мириться с объективной реальностью. Иными словами, на этом направлении серьезных изменений ожидать не приходится.

В то же время нельзя исключать, что в случае победы саргсяно-кочаряновских сил пророссийская ориентация получит в Армении «второе дыхание». Однако даже при формировании нового правительства с явным пророссийским уклоном ему придется учитывать тот факт, что Россия сегодня находится в международной изоляции, а это объективно подталкивает Ереван к укреплению связей с США и Западом в целом.

Есть и еще один важный нюанс. В настоящее время Азербайджан выстраивает относительно нормальные рабочие отношения с командой Пашиняна, и у меня есть серьезные сомнения, что подобного уровня взаимопонимания Баку сможет достичь с правительством при участии Кочаряна или Саргсяна. При таком сценарии, полагаю, осложнений избежать не удастся.

 

# 831
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА