Противникам стабильности в Карабахе хотелось бы устроить войну между Россией и Азербайджаном – СЕНСАЦИОННАЯ СТАТЬЯ ТРОФИМЧУКА

Противникам стабильности в Карабахе хотелось бы устроить войну между Россией и Азербайджаном – СЕНСАЦИОННАЯ СТАТЬЯ ТРОФИМЧУКА
27 февраля 2021
# 19:00

Процесс урегулирования новой, послевоенной конфигурации в Карабахе в целом идёт по планам, утверждённым 9-10 ноября 2020 года, за исключением ряда «факультативных», но достаточно важных вопросов, которые в силу объективных причин не были подробно оговорены в договорённостях и которые так же должны найти взаимоприемлемое решение. В противном случае все тактические недоговорённости могут принять характер стратегических проблем и привести к необратимым последствиям. Задача международных экспертов, наблюдающих за процессом, состоит именно в том, чтобы вовремя снимать все опасения.

 

Так, уже сегодня мы видим не только стремление ряда армянских кругов к реваншу и продолжению войны, но и открытые попытки подрыва российско-турецких отношений. Противники урегулирования понимают, что надо бить именно в эту точку, состояние которой мгновенно отразится на всём процессе. Но пока что поссорить Москву и Анкару не удаётся. Другим ключевым направлением, которое следует держать под особым контролем, являются российско-азербайджанские отношения, так как противникам урегулирования и стабильности в Карабахе хотелось бы напрямую пробить в это «солнечное сплетение», а желательно бы даже устроить прямую войну между Россией и Азербайджаном.

 

Не только противники урегулирования, но и серьёзные эксперты из России и Азербайджана в последнее время пытаются заглянуть чуть дальше действующих сегодня соглашений и понять, что произойдёт в регионе, когда российские миротворцы его покинут. При этом следует подчеркнуть, что практически все ответственные наблюдатели с удовлетворением восприняли новость о плановом вводе в действие Совместного российско-турецкого центра мониторинга по Карабаху, так как иного варианта решения здесь объективно быть не могло.

 

Прогнозы в этом смысле колеблются от позитивных до крайне негативных, включая даже вероятность возрождения радикальных азербайджанских движений, «фронтов», которые активно действовали на рубеже 80-90-гг. прошлого века. А пока что российские миротворцы, стоящие на самом тяжёлом в данный момент рубеже, медленно, но заметно, входят в полосу внешнеполитического давления, которое копится вокруг них с самых разных сторон. Не говоря уже о таких косвенных факторах, так же влияющих на общую психологическую остановку, как, например, недавние военно-морские учения США и Турции в Чёрном море, которые получили негативную оценку со стороны официальных российских внешнеполитических структур.

 

Другими словами, российскую сторону явно волнует состояние и перспективы развития турецко-азербайджанских отношений, которые способны повлиять буквально на всё, включая снятие транспортной блокады с огромного пространства, где карабахская зона является лишь небольшой составной частью общего инфраструктурного замысла.

 

На этом фоне, а также в силу понимания будущего позиционирования огромного региона, от Центральной Азии до Чёрного моря, российских наблюдателей волнует вопрос – а не будет ли на каком-то этапе Турция пытаться воздействовать на политику Баку в более жёстком формате, в ущерб России. Российские политологи, отчётливо понимающие, какую роль сыграла Турция в недавних карабахских событиях, ни в коем случае не занимают здесь проармянскую позицию, которая основывается на тотальном неприятии азербайджано-турецких отношений, однако у них имеются свои вопросы по данному поводу. Иногда, в  силу отсутствия проверенной информации, дело доходит даже до таких нелепостей как предположение о прямом «назначении» азербайджанских государственных чиновников из Анкары.

 

Другим вопросом, который так же находится в поле зрения специалистов-международников, является состояние и возможное изменение религиозной атмосферы в Азербайджане. Азербайджан всегда был антиклерикальным форпостом на Южном Кавказе, стоящим на светских позициях, следуя в этом смысле историческим традициям, заложенным сразу же после революций 1917 года. Этот уникальный государственный статус, который во многом противостоит радикальным религиозным учениям, было бы крайне важно сохранить и в будущем,  так как в противном случае, в случае усиления влияния клерикальных экстремистов, так или иначе проникающих в регион, дороги назад уже не будет ни у кого, включая и сам Баку.

 

Кто-то – помимо армянских активистов, подчеркну это ещё раз – пытается, что называется, «гнать волну» и по поводу якобы укрепления в Азербайджане, после победы во Второй Карабахской войне, неофициальных политических протурецких движений. Однако и в этом случае имеется уверенность в прежней и достаточно чёткой позиции официального Баку, в том числе в отношении таких структур как «Народный фронт Азербайджана» и т.д., включая представителей азербайджанской оппозиции, проживающих за рубежом и способных стать рычагом дополнительного давления на азербайджанское руководство.

 

Не менее важным вопросом остаётся необходимость дальнейшего укрепления торгово-экономических отношений между Россией и Азербайджаном, которое не могло бы быть подвергнуто ревизии в сторону ухудшения, за счёт одновременного усиления азербайджано-турецкого взаимодействия.

 

Все указанные недоговорённости должны найти чёткие ответы и полное понимание трёх сторон: Москвы, Анкары, Баку. После снятия всех санитарно-эпидемиологических ограничений, наверное, было бы целесообразно даже провести на эти темы совместные конференции, на которых бы политики и эксперты дали свои рекомендации по снятию всех сомнений. Уверен, вместе мы найдём нужные нам решения.

 

При всех возникающих темах и несмотря ни на что российско-азербайджанские отношения продолжают оставаться в высшей точке своего развития, что подтверждают буквально все сферы сотрудничества, начиная с таких трансграничных проектов как «Север-Юг» (включая строящуюся железнодорожную магистраль Астара-Решт-Казвин) и заканчивая образцовым отношением Азербайджана к сохранению и развитию русского языка. Надёжной базой является также характер личных отношений между высшим руководством России и Азербайджана, что позволит пройти сквозь все исторические испытания, которые ещё прочнее укрепят нашу двустороннюю дружбу.

 

эксперт-международник

# 14248
avatar

Григорий Трофимчук

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#