Никита Смагин: Иран понимает, что с Азербайджаном необходимо не просто договариваться, а нужно сотрудничать
Никита Смагин
Азербайджан остается основным вариантом для выхода иранских товаров в сторону России и севера.
Об этом Vesti.az заявил иранист, эксперт Российского совета по международным делам Никита Смагин, комментируя визит главы Минобороны Азербайджана Закира Гасанова в Иран и встречу с президентом Ибрагимом Раиси.
«Нынешняя нормализация отношений между Ираном и Азербайджаном после временного небольшого обострения связана с тем, что стороны не могут не сотрудничать друг с другом. Сотрудничество в данном случае во многом является безальтернативным, потому что ни одна сторона не хочет обострения – обе страны являются соседями и играют значительную роль в регионе. Причем в отношении Азербайджана эта роль в последнее время возрастает», – подчеркнул востоковед.
По его словам, последнее обострение ирано-азербайджанских отношений связано, в первую очередь, последней войной в Карабахе и изменением роли Баку в регионе.
«Иран сегодня понимает, что с Азербайджаном необходимо не просто договариваться, а сотрудничать, причем сотрудничать в долгосрочной перспективе по целому набору обстоятельств – как геополитических, так и экономических».
Он отметил, что экономическое сотрудничество с Азербайджаном в вопросе транзита товаров является предельно важным, его нельзя просто взять и заменить.
«Значительная часть иранских товаров идет в Россию через Азербайджан. Разговоры о том, что можно заменить азербайджанский маршрут на транзит через Армению, не совсем подтверждаются на практике», – пояснил иранист.
Никита Смагин указал, что Армения, безусловно, интересна Ирану, как альтернативный маршрут, так как Тегеран не хочет, чтобы у него руки были связаны каким-то одним транзитным маршрутом.
«Но, тем не менее, Азербайджан остается основным вариантом для выхода иранских товаров в сторону России и севера», – подчеркнул Н.Смагин.
Эксперт предположил, что визит министа обороны Азербайджана в Иран связан с тем, что Тегеран сегодня ставит вопросы безопасности выше всех остальных.
«Иран хочет получить гарантии по собственной безопасности в условиях новых реалий в регионе. Именно поэтому приветствуется развитие отношений в этом направлении», – сказал востоковед.
По его словам, Иран сегодня также заинтересован в транзите своих товаров и расширении их маршрутов.
«Тегеран сегодня обеспокоен усилением Турции в регионе и азербайджано-израильским взаимодействием. Для того чтобы снять некоторые вопросы Азербайджан должен успокоить Иран, что его безопасности ничего непосредственно не угрожает. Во вторую очередь, Баку должен в какой-то степени заверить, что не претендует на иранский транзит через Армению, этому маршруту ничего не будет угрожать», – пояснил иранист.
Он выразил уверенность, что проблемы, которые существовали между проблемами и обострение в отношениях в 2021 году, будет нивелировано.
«Стороны показывают, что они не хотят дальнейшей эскалации и готовы к сотрудничеству. Это положительный знак. Обмен делегациями говорит о том, что пути решения существуют, стороны готовы развивать экономическое сотрудничество», – резюмировал Н.Смагин.
Джафар Агададашев
В Баку отреагировали на антиазербайджанскую резолюцию парламента Люксембурга
Франция теряет Южный Кавказ - ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Спикер Милли Меджлиса встретилась с Валентиной Матвиенко
Хакан Фидан: "Мир на Южном Кавказе сегодня ближе, чем когда-либо"
Не щадя ни «своих», ни «чужих»: тайна нового имиджа Пашиняна – РАЗЪЯСНЯЕТ ВЕЛИЗАДЕ
Карабахские армяне в Армении: «сто тыщ» проблем и сокращение помощи