Фархад Мамедов: Отсутствие декларации - самый большой минус саммита ОДКБ в Армении - ИНТЕРВЬЮ

Фархад Мамедов

Фархад Мамедов

24 ноября 2022
# 18:00

В Ереване накануне состоялось заседание лидеров Совета коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), по итогам которого премьер-министр Никол Пашинян не подписал проект «Декларации СКБ ОДКБ» и проект документа «О совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения».

Директор Центра исследований Южного Кавказа, политолог Фархад Мамедов специально для Vesti.az прокомментировал итоги саммита и ответил на интересующие вопросы.
 

- Фархад бей, как Вы в целом оцениваете итоги саммита ОДКБ?

- Итоги саммита ОДКБ не стали неожиданными. С самого начала всем было ясно, что максимальные ожидания Армении от ОДКБ не будут реализованы.

Потому что еще во время внеочередного онлайн-саммита, который прошел в последних числах октября, было понятно, что ОДКБ не будет посылать военных на условную границу между Арменией и Азербайджаном для того, чтобы «освобождать» территорию Армении от вооруженных сил Азербайджана.

Однако относительной неожиданностью стало то, что Армения не согласилась на то решение, которое предлагала в какой-то форме Россия – мониторинговую миссию ОДКБ на территории Армении.  Или же российское предложение о миссии не нашло отклика у других членов ОДКБ.

После появления миссии Евросоюза в приграничной зоне большая часть экспертного сообщества предположила, что ОДКБ, чтобы продемонстрировать хоть какое-то действие, тоже пошлет группу наблюдателей с какой-нибудь миссией на территорию Армении.

Плюс отсутствие декларации не позволяет нам судить о политической оценке ОДКБ ситуации на условной армяно-азербайджанской границе. Я думаю, это самый большой минус, который был по итогам саммита ОДКБ в Армении.
 

- Как Вы прокомментируете отказ Армении подписывать меморандум и документы, связанные, в том числе, с помощью ОДКБ Еревану?

- Отказ Армении подписывать меморандум в полном объеме демонстрирует то, что она повышает ставки в ОДКБ. То есть, если какой-то пункт не удовлетворяет Армению, и он упускается со стороны других членов организации, то, соответственно, она не подписывает документ целиком.

Напомню, что министр иностранных дел России Лавров имел в виду подписание пакета документов из 17 подготовленных итоговых пунктов. По 15 пунктам лидеры ОДКБ пришли к консенсусу, и они были приняты, а вот по вопросам политической оценки и отправки миссии Армения не нашла желаемого отклика, поэтому не подписала пакет целиком.  

Кроме того, это также сигнал Армении в сторону России. Все знают, что ОДКБ является одним из малых примеров каких-то интеграционных проектов вокруг Москвы. Армения хочет показать в этот чувствительный для России момент, что если Москва своих военно-политических союзников не может держать в одном ряду, то это приводит к таким вот кризисам.  

Кроме того, в большей степени, демарш Пашиняна – это какая-то демонстрация для внутриполитической среды. Наверняка, Пашинян в ближайшее время, как всегда, раскроет детали саммита: какие процессы проходили в течение дня, какая страна какую позицию продвигала и так далее.  

Итоги саммита во внутриполитическом контексте со стороны Пашиняна будут применены для подавления пророссийской парламентской оппозиции и в продолжении формирования устойчивого разочарования армянского общества в России. Потому что для армянского общества ОДКБ – это прежде всего Россия.
 

- Наблюдая за поведением Пашиняна в течение последнего полугода, складывается впечатление, что он пытается показать себя победителем.  С чего это вдруг?

- Не согласен с Вами. Это не так. Армянское руководство старается на всех платформах, где проходят переговоры с Азербайджаном, реализовывать свою повестку. В свою очередь Азербайджан старается реализовать свою собственную повестку в полном объеме. У кого как получается мы видим по результатам, по заявлениям, по тем документам, которые принимаются. А это, на минуточку, четыре заявления при российском посредничестве и столько же - при брюссельском. Плюс еще и вашингтонский документ.

Во всех документах не упоминаются так называемый «Нагорный Карабах», тема его статуса, Минская группа ОБСЕ. То есть видно, что Армения, кроме, может быть, относительного успеха на саммите Франкофонии, каких-либо успехов на дипломатическом поприще не достигает.

А это ведет к тому, чтобы Пашинян, как это уже случалось ранее, просто развел руками и сказал армянскому обществу, что он сделал все, что мог, но изменить реальность не получается, поэтому Армении нужно признать территориальную целостность Азербайджана. Я считаю, что процесс продолжится в этом направлении.

Если же Пашинян потеряет связь с реальностью, как в 2019 году, и будет в одностороннем порядке продвигать идею так называемого статуса, или выдвигать эту идею в качестве предусловия, то это усугубит ситуацию прежде всего для самой Армении и армянского населения Карабаха.
 

- Что вы можете сказать об армяно-российских отношениях? Армения ведет себя уже не как форпост России?

- Поведение Пашиняна с Азербайджаном и Россией – это две большие разницы. В отношении Азербайджана вести себя с позиции победителя невозможно, и этого нет. А в отношении России это можно назвать попыткой повысить свою субъектность. И это, в принципе, в интересах Азербайджана, чтобы Армения была более субъектна и не заменяла свои национальные интересы, которые требуют нормальных отношений с Азербайджаном и Турцией, на интересы своего сюзерена. Потому что это в результате приводит к трагедиям.
 

- Кто стоит за Арменией в таком случае?

- Пашинян пытается заручиться поддержкой, но у всех есть условия. У Запада - выйти из ОДКБ, а это очень сложно. У Ирана у самого ограниченные ресурсы. Франция, по большому счету, поддерживает на словах, нежели на деле. То есть не все так однозначно и в отношениях Пашиняна с другими.

Поэтому он либо принимает условия Азербайджана, либо же придется посредством применения силы посмотреть, чего он добился за эти два года международной активности.

 

# 10029
avatar

Севиндж Сараблинская

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА
#