Фаррух был как Бермудский треугольник – ГОВОРЯТ БЛИЗКИЕ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ

Фаррух был как Бермудский треугольник – ГОВОРЯТ БЛИЗКИЕ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ
2 апреля 2022
# 15:15

Абдуллаев Алибала Тейюб оглу - один из военнослужащих, пропавших без вести во время Первой Карабахской войны на высоте Фаррух. 

Как передает Vesti.az, корреспондент АПА побывал дома у семьи Алибалы Абдуллаева после того, как азербайджанская армия восстановила контроль над селом Фаррух, и где было обнаружено массовое захоронение.

Младшая сестра Улдузе Абдуллаева вспоминает брата как самого близкого для себя человека: 

«Для меня он был больше, чем брат, он был моим самым близким человеком. Нас было девять детей в семье. Алибала родился после пяти сестер. Когда он родился, мы принесли в жертву 12 жертвенных животных. Его появление на свет было особой радостью для меня, для нашей семьи. Хотя он был младше меня, я с ним делилась всем, он был моей опорой. Моя мама хотела назвать его Гусейном, но отец не согласился и дал ему имя Алибала. Но мама всегда называла его Гусейном. В то время, когда я работала в колхозе, я устроила его на работу к себе. Наша семья была бедной, но мы всегда были сплоченной семьей. После известия о пропаже без вести моего брата 5-6 лет у нас не было ни свадьб, ни какого либо праздника. Казалось бы, все, каждая наша жизнь замерла. 

Во время войны он писал нам оттуда письма. Последнее письмо он написал 8-9 сентября, но оно пришло к нам после того, как он пропал без вести, мы их все сохранили, мы их сберегли.

Мой брат очень любил футбол. Я сохранила все, футбольные гетры, часы, портмоне... В эти 30 лет, видит Бог, мы всегда жили с надеждой, мы все еще надеемся».

Рассказывая о том, что Алибала Абдуллаев проходил военную службу в Санкт-Петербурге, Улдуза ханым говорит, что ее брат после возвращения оттуда думал только о Карабахе и хотел принимать участие в боевых действиях: 

«Вернувшись из армии в 1991 году, узнав про Ходжалинские события, он никак не мог найти себе места. О тех, кто там погиб, об этой трагедии – он думал об этом каждый день. Он все время говорил, что я тоже хочу сражаться, хочу отомстить. Его любовь к Карабаху была особенной».

Улдуза ханум говорит, что ясно помнит тот день, как Алибала Абдуллаев ушел на войну: 

«Я ясно помню тот день. 29 июля 1992 года мы провожали его из дома в Нефтчалинском районе. Мы родом из Нефтчалы. Он сказал нам, что отомстит врагу за все и вернется. Я все еще надеюсь, что он вернется, как и обещал, и я его обниму и поцелую».

«Там нам сказали, что Алибала и группа солдат отправились в бой в сторону горы Фаррух, и еще не вернулись»

Старшая сестра Багирова Месма говорит, что после известия о пропаже без вести Алибалы Абдуллаева они его долго искали: 

«Его боевой путь был очень тяжелым. Мы долго его искали, куда только не обращались. Мы ходили в военкомат, пытались узнать, где он сейчас, как он? В то время ситуация была не такой, как сейчас, была неразбериха. Поэтому конкретно нам никто ничего не говорил. 8 сентября нам сообщили, что он сейчас находится в Агдаме. У моей младшей сестры должна была состояться свадьба 19 сентября, и она сказала отцу, что, если это возможно, чтобы он привел брата не свадьбу. Также накануне моя сестра увидела во сне, что Алибала говорит ей: «Приезжайте и заберите меня из Чилдира». 

Часто, повторял эти слова. «Заберите меня из Чилдира». И мой отец поехал в Агдам. Там ему сказали, что Алибала и группа солдат отправились в бой у горы Фаррух, но все еще не вернулись. Их было 11 человек. Они все исчезли бесследно. Там были Дадашев Ильхам, Мехман, Бахтияр - они все были вместе. Об этом тогда писали в газетах.

Среди их боевых товарищей  были и женщины-снайперы. Я помню имена Елены и Мехпары. То есть в то время все сражались плечом к плечу, и мой брат был одним из них».

«Во время войны много известий о потерях приходило именно с высоты Фаррух»

Месма ханым говорит, что большинство известий о потерях во время войны приходило именно с высоты Фаррух: 

«Я часто ходила в штаб, когда мой брат был на войне. В то время штаб располагался рядом с фуникулером. Каждый раз я видела, возвращающихся после боев с тяжелыми потерями. Каждые четыре дня были большие потери. Большинство - в окрестностях горы Фаррух. Казалось, что это место словно «Бермудский треугольник», где были необъяснимые потери. Сейчас в списке 62 человека, но, может быть, и больше, кто знает? Как я уже сказала, нам сообщили о его пропаже без вести 19 сентября. После этого, куда только мы не обращались, но никто не мог дать точной информации».

«Я услышала по телевизору, что азербайджанская армия восстановила контроль над селом Фаррух»

Месма ханым говорит, что обрадовалась, услышав по телевизору о том, что азербайджанская армия восстановила контроль над селом Фаррух. Когда мы услышали эту новость мы все обрадовались. Первое, о чем мы подумали, возможно, наша мечта сбудется, мы найдем его останки. И так получилось что там было обнаружено массовое захоронение. Я тут же позвонила в Международный Комитет Красного Креста, оттуда меня направили в Государственную Комиссию делам военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан. Там сказали, что пропавшими без вести на горе Фаррух числятся 62 человека. Будет проведено расследование и предоставлена дополнительная информация. Нам остается только ждать. Недавно к нам пришли и взяли ДНК-тест. Так что ждем...

В Нефтчале наш отчий дом. Все воспоминания о моем брате связаны с этим местом, с этим домом. Наша мать так и умерла все время вспоминая о сыне. Она завещала нам, чтобы мы установили фотографию сына на ее могилу. Но отец не позволил. Отец сказал, что когда умрет, установите на надгробие фотографию обоих. Так получилось, что позже мой отец тоже ушел из жизни, и мы установили фотографию моего брата между надгробием матери и отца.

Клянусь богом, если была бы могила, то это стало бы каким то утешением. Но ее нет. Мы ждали до сих пор со слезами на глазах. Сейчас хоть немного есть надежда, что будет хотя бы могила»

Брат Алибалы Абдуллаева Эльшан, говорит что, несмотря на то, что был ребенком, когда провожали его в армию, он все помнит: 

«Я помню тот день, когда мы провожали его. Я был тогда ребенком - мне было 9 лет, а ему 19. Новость о том, что он пропал без вести сообщил нам отец. В то время не было ни телефонов, ни чего-либо еще. Отец пришел, молча посмотрел на меня и потом сказал, что Алибала пропал без вести, и все.

Найденное братское захоронение, как бы это странно не звучало, мы встретили с радостью. Посмотрим, что будет...”

Семья Абдуллаевых, как все и прошедшие 30 лет, все еще надеется. Для них достаточно и могилы Алибалы. Хотя бы для того, чтобы они могли найти утешение…

# 6894
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА