Политика
- Главная
- Политика
Ереван заводит себя в тупик: противостояние НАТО и ОДКБ на крошечной армянской территории

Наблюдая за резкими действиями армянского истеблишмента, складывается стойкое ощущение, что внутриполитические распри и бессистемная внешняя политика все ближе приводит Армению к краю пропасти.
Действия Еревана, порой на грани фола, склонны усугублять и так нелегкие взаимоотношения не только Еревана с Москвой, но и между своим старым и потенциальными западными союзниками.
В этот раз на фоне обиды на Москву, в том числе по части ОДКБ, Ереван втянул себя в военную авантюру с НАТО. Суть в том, что сначала представитель Пентагона Сабрина Сингх заявляла о предстоящем участии Армении в многонациональных учениях Defender-23 в Европе.
Далее Пентагон назвал технической ошибкой наличие Армении в списке участников в учениях НАТО и удалил ее.
Реакция Москвы не заставила долго ждать.
«Реагировать мы будем, естественно, отрицательно. И позиция Армении нас очень расстраивает. К сожалению, понимаем, что это серьёзная ошибка. И она будет иметь определённые политические последствия».
Как передает Vesti.az, об этом радиостанции «Говорит Москва» сообщил первый зампред комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа.
Как отметил депутат, шансов на вступление в НАТО у Армении немного. По его мнению, главная цель Североатлантического альянса — создать конфликтную ситуацию у российской границы.
«Пытаться заигрывать с НАТО — да, а в альянс вряд ли. Учитывая ситуацию в Армении, ситуацию вокруг «нагорного» Карабаха, это им не надо. Но раскачивать ситуацию вокруг границы РФ для них очень важно. Что они не переставали, и не будут переставать делать. НАТО раскачивает, поэтому они будут разыгрывать армянскую карту. А армяне, сегодняшнее руководство Армении, поддаются на эти провокации».
Стоило ли реагировать российской стороне на случайную техническую ошибку Пентагона?
Эксперт в области оборонной политики Давид Арутюнов в своей беседе со Sputnik Армения пролил свет на некоторые вопросы.
По его словам, отмечалось, что многонациональные учениях Defender-23 в Европе призваны продемонстрировать способность вооруженных сил США быстро развертывать войска и технику, обеспечить гарантии безопасности для союзников и «сдерживать возможную агрессию против Европы».
В условиях противостояния с Россией, нетрудно догадаться, против какого «условного агрессора» нацелены данные маневры.
По словам Давида Арутюнова, очевидно, что «исчезновение» Армении из списка участников не было случайностью – Ереван сам отказался от них, передав свое решение по соответствующим каналам. У США не было причин отказать Армении в последний момент. Участие в любых военных учениях – это не в последнюю очередь политическое решение и политический фактор. Нельзя исключать, что все это связано с реакцией России – военно-политического союзника Армении.
По словам Арутюнова, ситуация для Армении не нова, она всегда пыталась маневрировать между Россией и Западом в вопросах, касающихся военного сотрудничества. Будучи членом ОДКБ и имея обширную двустороннюю договорную базу с Москвой, Ереван с 2000-х гг. участвовал в различных программах под эгидой США, НАТО или других западных центров.
Однако ситуация в отношениях России и Запада тогда не была столь конфронтационной, сейчас обстановка изменилась по вполне известным причинам, и поле маневра для Армении значительно сузилось. Причем, открытая поддержка одной из сторон этого конфликта грозит противодействием с другой стороны.
«От властей Армении требуется максимальная осторожность, грамотность и умение анализировать и учитывать все тонкости текущей обстановки. Еревану нужно идти путем наименьшего сопротивления, выстраивать сотрудничество с глобальными центрами в тех сферах, которые наименее проблематичны», - сказал Арутюнов.
Армянский политолог отмечает, что исторически военное сотрудничество Армении и США содержало минимум военной составляющей. Оно никогда не предполагало приобщения Армении к военному искусству Запада, военно-техническим и оперативным возможностям. Основной акцент делался на миротворческих операциях, военной медицине, проблеме прав человека в ВС и т.д.
На взгляд Арутюнова, Запад как в прошлом, так и сейчас не особо стремится к военной интеграции Армении. Хотя такое стремление есть у властей Армении, но одного их желания недостаточно.
Политолог назвал факторы, которые мешают Армении реализовать свой план: регион Южного Кавказа не входит в число приоритетов США, финансовые возможности Армении не позволяют рассчитывать на скорейшее перевооружение армянской армии по западному образцу, у Запада есть основной военно-политический союзник в регионе – это Турция. И размен Турции на Армению не входит в долгосрочные планы Вашингтона. Соответственно полагать, что США вложатся в «вестернизацию» армянской армии, эксперт не склонен.
Вот так на пальцах армянский политолог объяснил, что Армения неинтересна и финансово затратна для перевооружения.
Но тем не менее, непонятно, почему Ереван в упор не видит очевидные тенденции и идет на конфронтацию с Москвой, а по части размещения в Армении миссии ОБКБ выдвигает предусловия.
Хотя только ленивый с российской стороны не устает повторять о том, что Россия не отказывается от своих обязательств перед Арменией.
Так что же хочет Ереван?
Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов в своем интервью «Новости-Армения» объяснил, в чем заключается суть проблемности в отношениях Москвы и Еревана и как можно преодолеть разногласия.
Как считает политолог, не стоит определять состояние армяно-российских отношений как кризис или тупик, речь идет о проблемности, попытках по-разному оценить и ситуацию в регионе, в целом, и в двусторонних отношениях, и так далее.
«Суть проблемы заключается, во-первых, в асимметрии восприятия - Ереван фокусируется на своей повестке: это конфликт с Азербайджаном, региональная безопасность.
Россия играет на нескольких досках сразу: Кавказ — это важная доска, но сегодня приоритизация сдвинута, украинская доска — это номер один, и Кавказу достается остаточное внимание. Действия здесь, на Кавказе соизмеряются с теми затратами и рисками, которые есть на европейском части постсоветского пространства, в отношениях с Западом», - отметил политолог в эфире ОТА.
Он коснулся ожиданий Армении и России друг от друга. «Ереван хочет определенности, четкой поддержки Россией предпринимаемых армянской стороной действий и защиты, когда она остается один на один с Баку и Анкарой.
Что хочет Россия?
Тоже определенности, чтобы Ереван не пытался проводить диверсифицированную политику и компенсировать некоторые проблемы, которые, с точки зрения Еревана, возникают в области нацбезопасности Армении, чтобы Армения была только с Россией и не смотрела в сторону Запада в первую очередь. Возникают определенные расхождения в позициях», - указал эксперт.
Вместе с тем он подчеркнул, что после недавней встречи между Араратом Мирзояном и Сергеем Лавровым, определенные подвижки есть. «Миссия ОДКБ, например. Еще месяц назад какие колкости говорили с обеих сторон, а теперь некоторые акценты риторики смягчились», - считает Маркедонов.
Хотя странно, что Маркедонов считает игнорирование премьер-министра Армении Николы Пашиняна последнего заявления представителя МИД РФ Марии Захаровой о планах размещения миссии ОДКБ в Армении, смягчением.
Говоря о путях урегулирования ситуации, Маркедонов подчеркнул, что нужно часто встречаться. Указав на то, что информационный шум, формируемый Азербайджаном и Турцией, в купе с разными действующими политиками и «телеграммеры, блогеры, фейсбучники», создают «варево неприятное» (видимо для тонкой душевной конституции властей Армении).
Российский политолог Сергей Маркедонов не упустил возможности прокомментировать негативное отношение Москвы к размещению в Армении миссии ЕС и участие Запада в переговорах Ереван-Баку.
Политолог указал, что под эгидой Запада происходят раунды переговоров, по итогам которых выходят заявления, в которых не упоминается Россия вообще - нет миротворческой миссии, нет трехсторонних заявлений.
«Нет вообще ничего - ЕС все делает, а России там нет». Вот в этом Россия видит опасность - не в появлении конкретной миссии ЕС, а в целом, в курсе коллективного Запада на выдавливание России, на использование определенных трудностей в России, когда она не полностью может дать то, чего хочет Ереван. Эти трудности используются для ускорения процесса мирного урегулирования – «давайте подпишем мирный договор и тогда поставим вопрос российского миротворческом присутствии, России здесь не будет».
Это и вызывает у России в общем-то непонимание и отторжение», - заявил Маркедонов.
Эксперт считает, что, если в Армении появится миссия ОДКБ, это будет хорошо, «российская риторика будет чуть помягче».
Политолог напомнил о позиции России, которая на фоне ситуации на Украине, осознает, что если откроется второй фронт, то и самой Армении счастья не будет, поэтому с ОДКБ и осторожничает. Вместе с тем он подчеркнул, что попытка заменить Россию бесперспективна - ее заменить нечем. «Никакого реального плана, которая качественно сделает пусть и проблемную историю с Россией лучше для Армении, Запад не предложит», - заявил Маркедонов.
А между тем Армения не останавливается от поставленной цели – получить военно-политическую поддержку от Запада.
Переведя дыхание от неудавшейся попытки участвовать Defender-23, Ереван продолжил свою диверсифицированную политику.
Так на этой неделе в Ереван прибыла делегация во главе с заместителем начальника штаба командования сухопутных войск США в Европе - начальником департамента по линии учений и подготовки, бригадным генералом Патриком Эллисом.
Генерал обсудил с представителями Минобороны РА возможности обучения личного состава, проведения совместных учений, обмена опытом и знаниями.
Делегация командования сухопутных войск США в Европе посетила учебные части, учебный центр «Зар» миротворческой бригады Минобороны.
Тенденция наглядно показывает, что Ереван не намерен останавливаться. Остается открытым вопрос: как долго Москва намерена ждать возвращения Армении в родную гавань.

Премьер Армении о судьбе анклавов

Пашинян: Не считаю реалистичным возвращение в Карабах армян

Пашинян отказался от реваншистских идей

Пашинян: Азербайджан и Нахчыван будут беспрепятственно связаны через Республику Армения

«Нам незнакомо чувство мира»: Пашинян о новой реальности Южного Кавказа

Алиев принял верительные грамоты посла Словакии в Азербайджане-ФОТО