Расим Мусабеков: Ратификация мирного договора свяжет по рукам и ногам армянских реваншистов – ИНТЕРВЬЮ

Расим Мусабеков: Ратификация мирного договора свяжет по рукам и ногам армянских реваншистов – ИНТЕРВЬЮ
3 октября 2025
# 14:00

Второго октября в Копенгагене состоялась церемония открытия 7-го Саммита Европейского политического сообщества, в котором принял участие президент Азербайджана Ильхам Алиев.

На полях форума он провел переговоры с президентом Совета ЕС Антониу Коштой, президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен и председателем Совета министров Италии Джорджей Мелони. В этот же день состоялась и встреча Ильхама Алиева с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.

Эти контакты проходили на фоне растущих ожиданий от возможного подписания мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией, одновременно отражая активное вовлечение Баку в европейскую политическую и энергетическую повестку.

О том, какое значение имеют эти переговоры, как меняется расстановка сил в регионе и чего ждать Южному Кавказу, Vesti.az рассказал депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков.

 - Как вы оцениваете значение состоявшейся встречи между Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном в Копенгагене? Можно ли говорить о реальном прогрессе в направлении подписания мирного договора, или это скорее дипломатический жест в рамках международной повестки?

- Встреча лидеров дух стран вполне естественна, так как есть определенные договоренности, которые нуждаются в имплементации. Они касаются и того, чтобы  выйти на новый этап – подписание мирного договора после парафирования, и вопроса начала запуска процесса по коммуникациям. То есть, договоренность по «Маршруту Трампа» достигнута, но она должна быть реализована, и в этом направлении необходимо вести соответствующие переговоры. Есть и процесс делимитации границы. Ведь нормализация армяно-азербайджанских отношений еще впереди. На данном этапе речь идет о том, чтобы установить прочный мир и начать решать вопросы, которые не требуют отлагательств. Так что, это отнюдь не дипломатический жест, а практическая работа.

- Является ли участие Ильхама Алиева в саммите Европейского политического сообщества и встречи с европейскими лидерами проявлением стратегического курса Азербайджана на усиление влияния в Европе, особенно в энергетической сфере?

- Азербайджан – европейское государство, и наша страна практически входит во все европейские структуры. У Азербайджана есть активные торгово-экономические связи, налажен политический диалог именно в европейском направлении.

Даже несмотря на то, что Азербайджан в последние годы выстраивает более сбалансированную внешнюю политику, дополняя европейское направление активным развитием связей с Азией, Ближним Востоком, странами Персидского залива, Центральной Азией, Китаем и Японией, именно Европа продолжает оставаться для Баку главным партнером в торгово-экономической и научно-технической сферах. Поэтому для Азербайджана крайне важно, чтобы эти отношения и дальше укреплялись.

Понятно, у нас есть приоритетные направления, и они затрагивают, в первую очередь, энергетический сектор. Это касается не только нефте и-газовых ресурсов, но и «зеленой», альтернативной энергетики.

Ну и, безусловно, немаловажным является вопрос транспортной логистики. Азербайджан, и в целом - Южный Кавказ, остается приоритетным направлением для Европы в вопросах развития отношений через наш регион с Центральной Азией, и поддержки торгово-экономических связей, в дополнение к морским перевозкам, с Китаем.

Но я не думаю, что Азербайджан и Европа будут ограничиваться лишь энергетическими ресурсами и логистикой: есть сфера туризма, образовательные проекты, наука, современный менеджмент, бизнес и так далее.

- Какую роль, на ваш взгляд, сегодня играет Европейский Союз в процессе урегулирования армяно-азербайджанских отношений? Способна ли растущая активность ЕС вытеснить Россию, которая продолжает пытаться удержать за собой ключевое значение в этом вопросе?

- У Евросоюза действительно была определенная роль в процессе нормализации армяно-азербайджанских отношений, особенно в период, когда в качестве посредника активно выступал бывший председатель Европейского совета Шарль Мишель. Однако после того как в этот процесс без приглашения вмешалась Франция в лице президента Макрона, а на саммите Европейского политического сообщества в Гранаде — причем без участия Азербайджана и Турции — было принято заявление, неприемлемое для нашей страны, фактическая роль Евросоюза была сведена к нулю.

Сегодня я не вижу необходимости в каком-либо посредничестве ЕС или других европейских структур в вопросе нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Тем более что уже подписан ряд документов при непосредственном участии президента США Дональда Трампа. Более того, считаю, что отпала и потребность в наблюдательной миссии, которую Евросоюз направил на армяно-азербайджанскую границу.

- Рано или поздно мирный договор между Арменией и Азербайджаном будет подписан. Сможет ли этот шаг в реальности обеспечить стабильность в регионе, или, напротив, обострит внутренние противоречия в той же Армении, где определенные круги лелеют мечту о реванше?

- В моем понимании, раз Никол Пашинян объявил о намерении инициировать принятие новой Конституции, очищенной от нелепых территориальных претензий, то — это мое частное мнение — мирный договор можно подписать уже сейчас. Но при условии, что процесс его ратификации Азербайджаном будет запущен только после того, как из армянского законодательства и Конституции будут устранены все положения, вызывающие у нашей стороны обеспокоенность.

Здесь есть важный нюанс. Допустим, мы подписали мирный договор, а Армения его ратифицировала через парламент и Конституционный суд. Это станет серьезным препятствием для любых реваншистских сил. Одно дело — когда договор вообще не подписан, и завтра, придя к власти, те же реваншисты получают возможность затягивать его подписание и ратификацию под любым предлогом. Совсем другое — когда договор не только подписан, но и ратифицирован, то есть вступил в силу. В этом случае даже если во главе Армении окажутся Кочарян, Саргсян или другой радикальный политик, они не осмелятся его денонсировать. В противном случае Армения окажется в международной изоляции.

Таким образом, подписание и вступление в силу мирного договора станет надежным механизмом, который буквально свяжет руки реваншистским силам и лишит их маневра.

# 1065
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА