Мусабеков: Баку не оправдывается и не объясняется – Москве придется с этим считаться - СИТУАЦИЯ

Мусабеков: Баку не оправдывается и не объясняется – Москве придется с этим считаться - СИТУАЦИЯ
4 августа 2025
# 14:00

Российские СМИ продолжают активно реагировать на демонтаж памятника художнику Ивану Айвазовскому в Карабахе. Особенно примечательным стал материал, опубликованный порталом MK.ru, в котором действия азербайджанской стороны сравниваются... с политикой нацистской Германии. В статье утверждается, что изъятие памятника напоминает уничтожение бюста физика Генриха Герца в Третьем рейхе — якобы по расовому признаку.

Аналогия — на грани исторического кощунства. Герц был немецким ученым, совершившим фундаментальное открытие, изменившее ход науки. Его именем назвали единицу измерения частоты. Плюс  - Герц родился и умер в Германии, был похоронен на родине. И памятник устанавливали не пришлые «миротворцы», а тогдашние законные немецкие власти.

Творчество художника XIX века Ивана Айвазовского, при всем уважении к его художественному наследию, ни чем не связано с Карабахом или Ханкенди. Он так же родился и умер в Феодосии, и памятник ему ставили не немцы или азербайджанцы, а, к примеру, в 1930 году - советские культурные функционеры.

В материале MK.ru прямо приводится история последнего памятника: он был установлен в 2021 году при участии российских миротворцев. То есть он никогда не был частью культурного ландшафта Азербайджана. Но при этом изъятие памятника сравнивается с нацистской практикой на уровне преступления против человечности. Возникает вопрос: действительно ли они не понимают дисбаланса в этих сравнениях? Или сравнение служит инструментом морального давления?

Ситуацию подогрела и реакция официальной Москвы. Представитель МИД России Мария Захарова опубликовала пост с работами Айвазовского, в котором сопроводила тему демонтажа памятника язвительным комментарием: «Где-то ликвидируют ему памятники, а я ликвидирую безграмотность тех, кто ни разу не видел его полотен».

Не надо ничего ликвидировать, Мария Владимировна, вы и так в этом преуспели, уж грамотность оставьте в покое. Итак, если Айвазовский действительно столь «велик и всемирно признан», как утверждают российские СМИ, почему его памятники можно пересчитать по пальцам? Помимо монументов в Феодосии, Симферополе и Ереване, - последний же в Ханкенди был установлен на спорной территории, не в российской юрисдикции их больше нигде нет. Получается, что вне русскоязычной риторики о «гении Айвазовского», интерес к его наследию имеет весьма ограниченный и политически ситуативный характер.

Кстати, насчет «безграмотности», например, в области политической географии. Напомним, что 31 июля Российское информационное агентство ТАСС, структура с почти столетней историей и репутацией флагмана медиаполитики страны, допустило, на первый взгляд, «редакционную ошибку». В новости о демонтаже памятника Айвазовскому в Карабахе вместо официального названия города Ханкенди — было использовано «Степанакерт». Забавно, что эту же «ошибку» допустили еще ряд ведущих российских СМИ, такие как Коммерсантъ или Газета.ru.

Реакция Азербайджана последовала незамедлительно, причем, на уровне МИД. Ситуация быстро приобрела политический окрас. Несмотря на то, что «ошибка» была в итоге исправлена — не сразу, а с повторным, не менее вызывающим использованием формулировки «Нагорный Карабах» — осадок остался. Такие «редакционные неточности» в отношениях между двумя странами, где сегодня каждое слово измеряется в дипломатических последствиях, не воспринимаются как простая небрежность.

Вдобавок ко всей этой ситуации, капнув чуть глубже, хочется напомнить еще об одном событии. Ситуация с «ошибкой» совпала по времени с неожиданным кадровым решением: за неделю до этого премьер-министр России Михаил Мишустин подписал указ об увольнении Михаила Гусмана с должности первого заместителя генерального директора ТАСС, занимавшего этот пост более 30 лет. Крепкий и опытный профессионал, хорошо известный и в Баку, и в Москве, Гусман долгие годы считался медиамостом между двумя странами. Причем его увольнение последовало сразу после участия в торжествах, посвященных 150-летию азербайджанской прессы, где он выступал с личным и эмоциональным рассказом о своих встречах с Гейдаром Алиевым.

Слишком много совпадений для такого короткого временного промежутка. Увольнение Гусмана, недружественная формулировка в ТАСС, а затем — волна в российских медиа с попытками принизить суверенные решения Азербайджана в собственном культурном пространстве.

К чему все это приведет? Поживем- увидим.

Комментируя сложившуюся ситуацию для Vesti.az депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков заявил, что сравнение демонтажа памятника Айвазовского с нацистской Германией не заслуживает серьезного внимания.

«Сравнивать действия Азербайджана с нацистскими практиками в Германии — это безответственная попытка провокации. Подобные аналогии не работают и, тем более, не впечатляютв Баку никого. Кто и кого с чем сравнивает, это их личное дело. Мы не собираемся втягиваться в истерики на страницах чужих СМИ», - сказал Мусабеков.

По его словам, никакого «конфликта» между Россией и Азербайджаном в открытую сейчас нет, но и говорить о полноценном стратегическом партнерстве в таких условиях не приходится.

«Если одна сторона позволяет себе откровенно игнорировать интересы другой, как это произошло в случае с обстрелом азербайджанского самолета, а потом делает вид, что ничего не было — это не партнерство. Это демонстрация высокомерия и односторонности. И такие вещи не забываются», - отметил он.

Политолог также затронул тему так называемой «ошибки» ТАСС — с упоминанием «Степанакерта» и «Нагорного Карабаха». Мусабеков подчеркнул, что в Баку не считают это случайностью.

«В российских редакциях прекрасно понимают, какие термины используются, особенно по таким чувствительным вопросам. И если все же такие формулировки появляются, это значит только одно: кто-то хотел показать свое раздражение или политическую позицию, но при этом оставаться в тени. Важно другое — сигнал, который был отправлен из Азербайджана, был получен. После этого никакие лишние слова в их материалах больше не появлялись», - заявил он.

Аналитик отметил, что можно долго спорить, связано ли увольнение Михаила Гусмана из ТАСС с его выступлением на юбилее азербайджанской прессы. Но если такая связь действительно существует, это уже отражение внутренней атмосферы в самой России. Для нас важно другое: подобные маневры ясно дают понять — в Москве заметили, что Баку действует самостоятельно. И, возможно, кого-то это раздражает или вызывает дискомфорт. Но это уже не наша проблема.

«Азербайджан действует последовательно и в рамках своего государственного суверенитета. И никто не вправе диктовать нам, какие памятники устанавливать, а какие снимать, и как писать свою историю. В Баку не будут ни оправдываться, ни объясняться. Мы исходим из своих интересов. А в Москве, нравится это кому-то или нет, придется с этим считаться. Или отношения будут меняться. В одностороннем режиме стратегическое партнерство не работает», - сказал в заключение Расим Мусабеков.

# 1812
# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА