Стамбульская встреча: Новая надежда на мир или дипломатический театр?

Стамбульская встреча: Новая надежда на мир или дипломатический театр?
18 мая 2025
# 07:15

Встреча делегаций России и Украины, состоявшаяся 16 мая 2025 года в Стамбуле, стала первым прямым диалогом между сторонами за последние три года. Эти переговоры, которые были проведены в историческом дворце Долмабахче, не только привлекли внимание региона и мира, но и рассматриваются как начало нового этапа в поисках мира. Но состоялась ли эта встреча с истинным намерением достижения мира или была лишь попыткой сохранения дипломатической видимости?

Как заявил АПА украинский политический эксперт Валерий Дымов, в результате скоординированного давления России и Трампа Украина остается в слабой позиции на переговорах, вынужденной принять условия Кремля.

Ukrainian political analyst Valeriy Dymob

По его словам, не поехать в Стамбул украинской делегации было бы крайне сложно: 

"Это сработало на руку российской пропаганде: якобы с Украиной велись переговоры, стороны почти договорились, но затем всё сорвалось по вине внешних сил. Переговоры в Стамбуле в 2022 году якобы были сорваны извне. Для Трампа виновником будет Байден, для Орбана и прочих трампистов в Европе — Брюссель, НАТО, другие западные лидеры. Всё это будет использоваться во внутренней повестке. 

Российскую делегацию вновь возглавлял Мединский. Это фактически сопровождалось новой волной пропаганды: якобы Украина уже договаривалась, почти согласилась, но переговоры были сорваны. И теперь, дескать, условия, выдвинутые Россией в марте 2022 года, стали ещё более жёсткими. Тогда якобы можно было договариваться, а теперь, если Украина снова откажется — условия будут ещё жёстче.  

Учитывая, что ответа на подобные ультиматумы не было, а европейские лидеры говорили Путину, что он должен согласиться на американский план — план, акцептированный Украиной в Джидде — 30-дневное безусловное прекращение боевых действий на суше, море и в воздухе. Путин предложил переговоры, и Трампу это понравилось. В таких условиях отказ от участия в переговорах выглядел бы крайне слабым шагом. Поскольку Трамп действует в рамках повестки, предложенной Путиным, можно утверждать, что сейчас отрабатывается именно российский сценарий: усилия по терроризации мирных городов, рост военной агрессии и параллельно — дипломатическое давление.

В таких условиях нельзя говорить о позитивной оценке. У Украины сегодня крайне узкий коридор возможностей, и два лидера — Путин и Трамп — дают понять: у вас нет козырей, поэтому вы должны согласиться на российские условия. Трамп якобы обещает помощь, но только если Украина согласится на компромисс, предложенный Россией".

Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (РФ) Игорь Коротченко расценил Стамбульскую встречу как серьезный дипломатический успех для России.

В своем комментарии AПA он сказал, что первые прямые российско-украинские переговоры за последние три года были значительными с точки зрения первоначальных результатов, таких как раскрытие позиций сторон и договоренность об обмене пленными, считаются серьезным дипломатическим успехом для России.

"Сам факт переговоров между делегациями России и Украины можно оценить как положительное явление. Действительно, за последние три года это первый подобный формат. Как минимум, он был необходим и полезен для того, чтобы стороны могли последовательно изложить свои позиции и, разумеется, каким-то образом в дальнейшем при продолжении переговорного процесса уже выходить на конкретные те или иные решения.

В целом мы считаем, что это большой дипломатический успех России. Почему? Как известно, Украина и ее западные сторонники в лице стран Евросоюза настаивали на том, чтобы Россия ввела 30-дневный мораторий на боевые действия. В то время как Украину продолжали бы накачивать западным оружием, предоставлять ей необходимые ресурсы и укреплять ее военный потенциал. Причем все это было оформлено в виде такого достаточно жесткого ультиматума, который Запад выдвинул Российской Федерации. И устами своих ведущих лидеров, таких как президент Франции, канцлер Германии и премьер-министр Великобритании, фактически правильно заявили, что если Москва не согласится на мораторий, который должен быть обязательным предусловием любых переговоров между Москвой и Киевом, то будут введены новые санкции. В ответ на это Кремль заявил о готовности к встрече без предусловий и обсуждение сложившейся ситуации.

Такой подход нашёл понимание и у новой администрации во главе с Дональдом Трампом. Поэтому в целом, несмотря на достаточно клоуновское поведение Зеленского, который прилетел в Турцию и потребовал прямой встречи с Путиным. Такую встречу ему никто делать не стал. А Россия отправила достаточно квалифицированных, подготовленных переговорщиков. Встреча состоялась. Первый раунд мы считаем, что он прошёл успешно.

Во всяком случае, есть практические договорённости. Это обмен пленными. Это договорённость о продолжении переговорного процесса.

Украинская сторона, опять же, запросила встречу на уровне главы государств. Москва пока на это не идёт. Но, в целом, считаем, что прошедшие переговоры, они были необходимы.

И оценим их как дипломатический успех Российской Федерации. Которая смогла реализовать все те предложения, которые выдвинула. При этом комментарии из Белого дома от Дональда Трампа показывают, что он оценил такую позицию России как исключительно позитивную".

Политическая воля и реальное стремление к миру?

There Are Only Two Ways to Bring Peace to Ukraine - The Atlantic

Даже само проведение переговоров было положительно воспринято международным сообществом. На фоне обострения обстановки на линии фронта в последние месяцы, активизации обеими сторонами   атак, даже само присутствие за столом считается важным шагом. Это показатель не отчаяния в отношении мира, а того, что даже на фоне отчаяния все еще существуют силы, показывающие стремление к миру. Однако тот факт, что встреча не принесла конкретного результата или, по крайней мере, не сопровождалась совместным заявлением, говорит о том, что этот процесс все еще строится на очень хрупкой и слабой основе. Тот факт, что предложение Украины о прекращении огня было выдвинуто, но конкретного ответа со стороны России не последовало, свидетельствует о том, что дипломатические маневры продолжаются.

Дымов подчеркнул, что Россия и ее сторонники на Западе, пользуясь тяжелым положением Украины, превратили понятие “мир” в инструмент пропаганды условий поражения, в то время как США действуют в этом процессе в своих интересах.

"Ситуация непростая. Я процитирую, например, Кита Келлога, который при Байдене заявлял, что Украина фактически побеждает, но США должны решить, будут ли они помогать Украине победить. Тогда американцы поддались на шантаж Путина.

Произошло то, что произошло: сначала нам не дали победить — я снова цитирую Келлога, — а затем, когда появились признаки поражения, начали говорить: «Вы проиграли — у вас нет козырей». Так формируется логика, согласно которой к миру якобы стремится проигравшая сторона. А значит, договариваться нужно с сильным — то есть с Россией.  

Именно так рассуждают Трамп, Уиткофф и другие представители пророссийских сил. В таком контексте стремление к миру, если использовать новояз Оруэлла, — это стремление к «русскому миру». Украина хочет мира, потому что страдает, а США и их союзники — потому, что хотят сохранить лицо, договариваясь с Путиным. Причём уже не исключено, что принуждение Украины к уступкам станет общепринятой нормой.

Речь идёт о признании захваченных территорий, об «улаживании» конфликта за спиной Украины. Это не мир, это принуждение. Понятие "мир" стало для России просто средством пропаганды. Также как в 1938 году Гитлера предлагали на Нобелевскую премию мира — за «успешное решение» судетского кризиса. Сначала отдали Судеты, потом Чехословакию, а потом началась Вторая мировая война. Сейчас история повторяется. К сожалению, Трамп этого не понимает. Но это уже отдельный разговор".

Игорь Коротченко же считает, что Украина не стремится к миру, а затягивает процесс нереалистичными требованиями:

This Week in the Russia-Ukraine War (January 24) - Defense Security Monitor

"Украина не стремится к миру. Украина выдвигает нереализуемые требования и намеренно продолжает боевые действия. Собственно, приезд Зеленского в Турцию – это была попытка устроить масштабный, я бы сказал, такой бенефис в духе «Квартала 95», учитывая его сценическое прошлое.

Поэтому в данном случае позицию украинской стороны оцениваем как деструктивную. Что касается стремления России, она хочет мира. Но мира не любыми условиями, а на основе, во-первых, продолжения того переговорного процесса, который был в Стамбуле в 2022 году.

Мы помним, что были достигнуты определенные договоренности. И лишь администрация Байдена и Великобритания сорвали уже подписание готовых документов. Поэтому для России важны такие вещи, как признание территориальной целостности России, включая Крым и четырёх новых регионов, которые вошли в состав Российской Федерации. Эти вопросы не обсуждаются. По определению, Москва будет наставить на их безусловной реализации.

Второе – это демилитаризация Украины, официальный отказ от её вступления в НАТО и невозможность такого вступления в обозримой исторической перспективе. Это сведение вооружённых сил Украины до того минимума, который не будет угрожать Российской Федерации в будущем. Ну и ряда других, разумеется, вопросов. Поэтому Украина не настроена на реальные переговоры и меры, а Россия настроена на долгосрочный мир, но с устранением тех, собственно, причин, которые стали поводом начать специальную военную операцию.

Существующие реалии таковы, что, конечно же, только встреча Путина и Трампа о том, какое будущее ждет Украины, это наиболее реальный и правильный формат переговоров. Будем говорить, что Евросоюз не заинтересован в мире. Он объявил о том, что к 2030 году страны НАТО должны быть готовы, европейские страны НАТО должны быть готовы к большой войне с Россией. 

Это официальная позиция и Урсулы фон дер Ляйен, как главы Еврокомиссии и Кай Каллас, как министра иностранных дел Евросоюза. Поэтому Европа показала свой полный настрой на войну. А для Трампа «украинская тема» уже закрыта. Он намерен сосредоточиться на других внешнеполитических и военных задачах. Поэтому он заинтересован в том, чтобы война в Украине была прекращена как можно скорее.

В этом плане наши желания -  Москвы и Вашингтона, полностью совпадают. Поэтому рассчитываем, что будет готовиться и уже  готовится  саммит Трамп-Путин, на котором будут приняты определенные решения, которые позволят нормализовать политические отношения между Москвой и Вашингтоном и выйти на тот формат решения кризиса вокруг Украины, который будет отвечать интересам Москвы и Вашингтона, как главных игроков и заинтересантов. При этом Трамп сможет оказать определенное давление и влияние и на Евросоюз, и на Украину, чтобы заставить прекратить боевые действия, признать существующие реалии, оформив мирный договор.

Ожидания от переговоров и реалии

Comment | Ukraine: a peace deal will require mutual trust, which is very  hard to imagine - Keele University

До этих переговоров аналитики и эксперты не ожидали каких-либо конкретных успехов с обеих сторон. Предполагалось, что переговоры послужат лишь определению «дорожной карты» и наметят контуры будущих этапов процесса. В этом отношении ожидания были не слишком высокими, и реальность также частично оправдала эти ожидания. Основная цель заключалась в том, чтобы предотвратить полное закрытие дипломатического канала, что и было достигнуто в некоторой степени.

Украинский политический эксперт также заявил, что не ожидает каких-либо положительных результатов от последних переговоров в Стамбуле: "Я уже сказал, в каких условиях проходили эти переговоры: практически отрабатывалась российская повестка — мол, вы должны соглашаться на наши условия, потому что в следующий раз условия будут ещё хуже.

Переговоры стали прямым продолжением мартовских событий 2022 года. Даже на символическом уровне это было очевидно: турецкая пресса писала, что нынешняя встреча — это продолжение переговоров в Стамбуле, сорванных в 2022-м. 

Украина не могла отказаться от участия — и, разумеется, в такой ситуации наша внешняя политика была скорее реактивной, чем проактивной.

Даже эта реакция, увы, стала продуктом не нашего политического планирования, а давления: военного, информационного, дипломатического и политического. Давление оказывалось с фланга — от наших же союзников в США, которые до недавнего времени заявляли о полной поддержке, но сейчас не выполняют свои обязательства. Сегодня мы наблюдаем тенденцию к полной дискредитации международных соглашений, подписей и обязательств. Это ведёт не к устойчивому миру, а к разрушению самой идеи международного права. Поэтому я и не питал никаких позитивных ожиданий. И их отсутствие полностью оправдалось: никаких прорывов, изменений или сдвигов в нашу пользу не произошло".

Может ли отказ от прекращения огня привести к новой эскалации?

Latest on Russia's war on Ukraine [What Think Tanks are thinking] |  Epthinktank | European Parliament

Если предложение Украины о прекращении огня не будет принято, это, скорее всего, приведет к началу новой фазы боевых действий. Растущая интенсивность, наблюдаемая в последние дни на фронте, и широкое внедрение беспилотных летательных аппаратов свидетельствуют о том, что стороны еще не намерены сходить с тропы войны. Это говорит о том, что война может перейти в более разрушительную фазу.

Украинский эксперт считает, что в настоящее время ситуация находится на стадии эскалации:

"Эскалация уже существует. Нас давят на линии фронта с посылом: «Соглашайтесь сейчас, иначе будет ещё хуже».
Трамп работает по этой повестке. Недавно он заявил, что Россия взяла бы всю Украину, если бы не он. Мы прекрасно помним и знаем, что в тот момент, когда украинские войска выбивали россиян из-под Киева, с Харьковщины и с правого берега Днепра в Херсонской области, Трамп не был у власти.

Не следует забывать, что именно в те месяцы украинская армия продемонстрировала высокую боеспособность и нанесла противнику чувствительные удары. Однако логика Трампа и Уиткоффа проста: «Вы могли потерять всё — и ещё можете. Поэтому соглашайтесь договариваться на тех условиях, которые мы вам предлагаем вместе с Путиным».

Таким образом, мы имеем дело с эскалацией не только на линии фронта, но и на политическом фронте. Через Трампа Путин оказывает давление на Украину, угрожая новыми ударами. И, к сожалению, с возвращением Трампа в публичную политику, интенсивность ударов по мирным территориям выросла в несколько раз — особенно в таких регионах, как Запорожье и Сумщина. Эта риторика Трампа и позиция таких фигур, как Уиткофф, усиливают политическое, дипломатическое и информационное давление. Послание Трампа Путину «Дави! Я бы сам так поступал» оказывает влияние и на фронте — в Запорожской и Сумской областях участились атаки. Эскалация происходит не из-за отказа Украины от каких-то условий, а потому что сами эти условия являются частью эскалации на политическом фронте".

Российский эксперт отмечает, что бои на линии фронта продолжаются ежесуточно:

"Война есть война, и российская армия движется вперед, освобождая новые-новые территории, новые-новые населенные пункты. Конечно, это процесс небыстрый, но, тем-не менее, неуклонный, и чем больше Украина упорствует в достижении мирного договора, тем больше ее территорий в конечном итоге перейдет под контроль Российской Федерации. Кроме того, после взятия под контроль четырех новых регионов Российской Федерации, Москва будет вынуждена создавать зону безопасности вглубь территории Украины, где-то на 70-120 километров от своих границ, для того, чтобы обезопасить себя от повторения таких авантюр, которые мы увидели, например, со стороны оборуженных сил Украины в Курской области. И в этом плане, затягивая переговоры, Украина тем самым уменьшает размеры своей оставшейся территории".

Фаиг Махмудов

# 1446
avatar

Vesti.az

# ДРУГИЕ НОВОСТИ РАЗДЕЛА